Как появилась культовая в СССР жвачка «Дональд» и почему внезапно исчезла

Для тех кто рос в 80‑х годах, детство неизменно ассоциируется с жевательными резинками. В СССР можно было купить несколько разновидностей этого лакомства, но самой большой популярностью пользовалась жвачка «Дональд». Кроме отличных вкусовых качеств этот продукт предлагал заманчивый бонус — вкладыш с коротким комиксом про диснеевскую утку. Честно говоря, для многих это была наиболее ценная часть жвачки, стоимость которой у коммерсантов (обычно цыган) составляла 1 рубль.

alt

Если вас мучает ностальгия и вы попытаетесь найти жевательную резинку «Дональд», то готовьтесь к разочарованию — ее больше не делают, причем очень давно. История взлета и падения голландской компании Maple Leaf, выпускавшей этот любимый советскими детьми продукт, довольно интересная.

alt

Все началось после окончания Второй мировой войны, когда по Европе слонялись тысячи американских и канадских солдат, всюду сеющих «доброе и вечное» в виде типично американских продуктов. Вместе с сигаретами «Мальборо» и «Кока-колой» заокеанские союзники привезли с собой незнакомые большинству европейцев жевательные резинки.

Интерес к жвачке в Западной Европе был очевиден и житель Нидерландов Роберт Маркус решил начать производить этот продукт, пока никто не перехватил инициативу. Времена были послевоенные, непростые, поэтому свое мини-производство Маркус организовал на кухне их общей с братом квартиры.

После нескольких недель упорных и очень ароматных экспериментов, братья добились положительного результата и летом 1948 года первая партия пригодного к употреблению «отечественного» продукта была предложена голландцам. Компанию Маркуса получила название Maple Leaf, в честь кленового листа — символа далекой Канады.

alt

В 1956 году дела Роберта Маркуса уже шли настолько хорошо, что он открыл в Амстердаме свой небольшой завод по производству жевательной резинки. Это еще был не легендарный «Дональд», а просто жвачка Maple Leaf. Любимый детьми СССР Don­ald ML родился только в 1966 году вместе с резинкой Fix und Foxi, почти неизвестной нашему потребителю.

Великолепный «Дональд» появился благодаря тому, что Маркус сумел договориться со студией Уолта Диснея об использовании имени и изображения мультипликационного утенка на обертках жвачки. Сейчас это кажется невозможным — подобное разрешение стоило бы гораздо дороже всего бизнеса Маркуса, но в 60‑х годах Дисней был еще не таким медийным и поэтому более сговорчивым.

alt

Компания Maple Leaf успешно функционировала самостоятельно до 1970 года, но потом из-за необходимости в инвестициях «продалась» пищевому гиганту Gen­er­al Foods. Следующим владельцем компании, а значит и «Дональда», стал американский концерн All Sweets, купивший нидерландскую фирму в 1979 году.

К этому времени американцы научили жевать не только Европу, но и Азию. Китайский рынок был невероятно перспективным и производство «Дональдов» переехало в далекий Шанхай. В 1986 году производителя купили снова — владельцем торговой марки стала компания Leaf inc. Забегая наперед скажем, что это было начало конца торговой марки Maple Leaf, прекратившей свое существование через несколько лет.

alt

Именно во второй половине 80‑х жвачка «Дональд» появилась в СССР. Но если вы покупали ее в 90‑х, то это значит, к вам попадала продукция «из старых запасов». В 1990 году Leaf inc. решила свернуть выпуск любимого у детей продукта и перешла на выпуск жвачек в виде шариков.

Срок годности последних партий «Дональда» закончился в 1993 году и товар перестали продавать официально. Возможно, высшие силы покарали «убийц» культовой жвачки, так как в конце 90‑х завод в Амстердаме во время пожара сгорел дотла. После этого «Дональд» едва не был возрожден компанией CMS, которая купила лицензию на выпуск жевательных резинок, но у этих ребят что-то там не заладилось и торговую марку в 2003 году снова продали.

alt

В настоящее время ренессанс «Дональда» менее вероятен, чем высадка голландских космонавтов на Юпитер. Студия Диснея уже точно не допустит, чтобы кто-то наживался на одном из самых узнаваемых ее персонажей. А кроме этого, не дадут наладить производство многочисленные бывшие владельцы бренда, в собственности которых находятся рецептуры, запатентованные вкусы и запахи, дизайн этикеток и милых детскому сердцу вкладышей.

+4
Нет комментариев. Ваш будет первым!