США совместно с Канадой планируют провести отремонтированный ледокол по СЗП, чтобы напугать Россию и Китай

19:29
/
24
/

Береговая охрана США в сотрудничестве с Канадой в текущем году планирует поход по Северо-​Западному проходу, — [гордо] объявил адмирал Карл Л. Шульц.

В ежегодном выступлении командующий Береговой охраны Шульц сказал:

“Сегодня, совместно с МИД Канады, мы планируем транзит ледокола «Healy» по Северо-​Западному проходу в конце этого года”.

Зимой “Healy" для ремонта вернулся в порт приписки и параллельно прошел подготовку к предстоящему историческому арктическому походу. Служба «Healy» началась с перехода через СЗП в 2000 году.

Представитель береговой охраны США проинформировал ArcticToday, что эта миссия “определенно не является FONOP (операцией по обеспечению свободного судоходства); она планируется в координации с Канадой”.

Ледокол среднего класса “Healy" проведет в Арктике четыре с половиной месяца, включая три недели ледовых испытаний «для калибровки критических инженерных систем и взаимодействия со странами-​партнерами».

Поход по Северо-​Западному проходу будет осуществляться в партнерстве с международным научным сообществом и институтами из США, Канады и Дании.

Согласно документу, опубликованному Координационным комитетом арктических ледоколов Национальной океанографической лаборатории США, миссия начнется в Голландской гавани Аляски в середине августа и завершится в Нууке (Гренландия) в середине сентября с.г. В процессе также состоятся оперативные учения в канадском Баффиновом заливе.

Совместная с канадским МИД миссия подпадает под условия договора 1988 года о сотрудничестве США и Канады в Арктике и не является операцией по свободе судоходства (FONOP), как принято в Америке в последние годы.

В 1985 году американский тяжелый ледокол «Polar Sea» прошел по СЗП из Гренландии на Аляску, не предупредив предварительно Канаду, что вызвало дипломатический конфликт. США считают Северо-​Западный проход открытым морским путем, а Канада утверждает, что этот маршрут проходит по внутренним водам, которые подпадают под ее юрисдикцию.

Но с момента подписания договора в 1988 году США стабильно шлют уведомления Канаде о походах через эти воды и сотрудничают с Канадской береговой охраной.

Этот договор — “документ, в котором более-​менее официально зафиксировано «согласие не соглашаться», — говорит Трой Буффард из Университета Аляски Фэрбенкс. Договор позволяет США и Канаде сотрудничать в Арктике, не отказываясь при этом от своих притязаний или суверенитета.

Последний транзит США через Северо-​Западный проход состоялся в 2017 году, когда ледокол канадской береговой охраны помог американскому катеру «Maple» пройти по этому маршруту.

В 2019 году командование ВМС США и сенатор от Аляски Дэн Салливан заявляли о намерении США провести в Арктике учения в форме операции по обеспечению свободы судоходства — возможно, с задействованием Северо-​Западного прохода. Поводом для этого послужило заявление России в марте 2019 года об ограничении движения по Северному морскому пути (СМП), которое госсекретарь Майк Помпео назвал незаконным.

Северо-​Западный проход, по словам Буффара, “не было необходимости втягивать во все это” из-за опасений по поводу СМП. Свобода судоходства — это проблема для обоих маршрутов, но эти два региона необходимо разделять, потому что это совершенно разные проблемы”.

Спорные намерения, которые, вероятно, привели бы к обострению напряженности как с Канадой, так и с Россией, в конечном итоге так и не реализовались.

“Холодные головы победили", — прокомментировал Буффар.

Совместные учения сигнализируют о возвращении к нормальному взаимодействию и восстановлению сотрудничества, а не конкуренции в Арктике, — считает Роб Хьюберт, доцент Университета Калгари.

“Это смягчает антиамериканизм, который распространен в Канаде”, особенно после того, как администрация Байдена отменила строительство трансграничного трубопровода Keystone XL.

И это посылает мощный сигнал другим региональным игрокам, таким как Россия и Китай, о том что североамериканские страны выступают единым фронтом в Арктике.

“Это дает понять, что у нас особые отношения с Канадой, и мы сделаем все необходимое для обеспечения максимальной безопасности Арктического региона, особенно с нашей стороны”, — сказал Хьюберт.

В ходе совместных учений американские и канадские силы обменяются знаниями и опытом действий в СЗП.

«Северо-​Западный проход все еще не полностью изучен по современным стандартам», — сказал Буффар. — “Когда «Healy» сможет войти в эту среду, экипаж получит огромное количество новой информации в очень реальных, сложных условиях, быстро меняющихся условиях”.

Для Береговой охраны важно узнать, как меняется регион. Понимание, как ориентироваться на коварном маршруте, где часто движется морской лед, является ключевым для потенциальных поисково-​спасательных миссий, особенно когда проход откроется для движения круизных и грузовых судов.

Три недели назад тяжелый ледокол «Polar Star» вернулся из своей первой за последние четыре десятилетия зимней миссии в Арктике, продвинувшись дальше на север, чем какой-​либо в истории надводный корабль США в арктическую зиму.

“Арктика продолжает оставаться регионом растущего геостратегического значения, где максима ‘Присутствие означает влияние’ полностью верна”, — отметил Шульц в своем выступлении в четверг.

Береговая охрана США является “примером того, как арктическая нация ответственно управляет своей морской деятельностью, выстраивая и укрепляя партнерские отношения с прицелом на охрану окружающей среды и морскую безопасность”, — добавил адмирал.

Шульц также объявил, что Береговая охрана назначит атташе при посольстве США в Копенгагене для работы как с Данией, так и с Норвегией.

“Этот атташе будет продвигать наши национальные интересы и работать с нашими союзниками и партнерами, чтобы обеспечить безопасное сотрудничество в Арктике, учитывая, что наши стратегические конкуренты ведут маневры с целью получения преимуществ в регионе”, — сказал Шульц.

+3
Нет комментариев. Ваш будет первым!