Как Андрей Миронов и Олег Табаков соперничали в жизни и в кино

10:17
/
79
/
В фильме «Достояние республики» впервые на одной съемочной площадке встретились два самых ярких кумира 70-х – Андрей Миронов и Олег Табаков. Популярность артистов на тот момент была абсолютно одинакова. Оба играли в популярных театрах: Миронов в театре Сатиры, а Табаков – в «Современнике». Оба пользовались заслуженным вниманием у режиссёров кино. И оба — красивы, молоды и талантливы. Казалось бы, что им делить?

«Зрителей со слабыми нервами просим покинуть цирк»

Но нет… Артисты соревновались всё время. Соперничество выражалась в небольших, но заметных мелочах. Например, если Миронов приезжал на съемку в Ленинград на своей «Волге», то и Табаков обязательно появлялся на машине такой же марки, при том, что удобнее и проще было доехать до северной столицы на поезде «Красная стрела».
Соперничество выражалось и в работе. Кто лучше сыграет в совместной сцене? Кто поднимется ещё на одну ступеньку мастерства? Съёмочная группа, затаив дыхание, следила за каждым дублем Миронова и Табакова. Все понимали, что на площадке встретились не просто любимцы публики, а два по-настоящему больших таланта.
Уважение съемочной группы проявлялось в том, что для двух артистов поставили именные кресла: на одном было написано «Миронов», а на другом стояла гордая надпись — «Табаков». Надо сказать, что в большинстве случаев личным посадочным местом обладает только режиссёр.
Сейчас сложно представить в главных ролях в фильме «Достояние республики» кого-то, кроме Миронова и Табакова, но этот дуэт изначально должен был выглядеть иначе. Невольными «виновниками» изменений стали сценаристы фильма — Исай Кузнецов и Авенир Зак. В работу над фильмом они вложили всю свою душу.
Тема, положенная в основу сюжета, была достаточно болезненной для советских времен. Сразу после революции из Страны Советов исчезло множество полотен с живописными шедеврами. Часть коллекций продавались с согласия советской власти, а что-то нелегально уходило за рубеж. О продаже на Запад художественных ценностей предпочитали молчать, но эта история заинтересовала сценаристов. Аккуратно, в форме детского фильма, они позволили себе её затронуть.
Режиссёром фильма стал Владимир Бычков. С актёром на роль положительного героя он определился сразу — Макара Овчинникова сыграет Олег Табаков! А вот в роли плута и авантюриста по кличке Маркиз Бычков видел другого Олега — Даля.
Что и говорить, ради этой роли Олегу Далю даже не пришлось бы перевоплощаться. Он и в жизни был человек с невероятным чувством собственного достоинства. Порою, даже болезненным.
Эта черта характера и помешала артисту сыграть в фильме. На одной из репетиций сценаристы фильма сделали артисту замечание. Причем, относилось оно не к его игре, а к выстраданному им сюжету. В ответ Даль буквально взорвался. Он чётко объяснил, куда двум гражданам надо немедленно идти и где разместить свои пожелания. При этом, ушли не сценаристы, а сам артист, сорвав парик и на прощание громко хлопнув дверью.
Так «Достояние республики» осталось без второго героя.

Они «уволили» Даля. Сценаристы Зак и Кузнецов

Внезапный демарш Даля стал для всех серьезной проблемой… Съемки вот-вот должны начаться, а артиста на роль второго главного героя всё нет. Тогда-то и возникла кандидатура Миронова.
Для создания достоверного Маркиза с Андреем Мироновым пришлось поработать. Для начала гример фильма Таисия Кунич попросила артиста отрастить волосы — современная советская причёска не подходила для героя революционных времён, а парик, как в случае с Далем, Миронову надевать не хотелось — ведь у артиста были прекрасные волосы. Когда Андрей достаточно оброс, гримёр сама его подстригла — в виде небольшого каре. Кстати, эту стрижку Миронов носил несколько лет и приезжал стричься на «Мосфильм», к гримёру фильма «Достояние республики».
Роль управляющего имением графини Тихвинской и похитителя уникальной коллекции досталась Спартаку Мишулину. Чтобы сделать из него настоящего злодея, гримеру тоже пришлось постараться – мешало природное обаяние артиста. Мишулину придумали тараканьи усы, которые почему-то росли вверх. В черные, как смоль, волосы артисту добавили художественную седину, которая его немного состарила.
В результате Спартака Мишулина в фильме почти не узнать. Но это артисту только нравилось. Он считал, что если ему удалось полностью перевоплотиться, то роль удалась. В фильме «Белое солнце пустыни» Спартак Мишулин тоже почти неузнаваем.


«Тараканову — ура!

»Фильм «Достояние республики» снимался почти по всей России: от южного Боровска до северного Белозерска, включая величественный Ленинград и Москву. Так, сцена с тайным хранилищем картин воплощалась на старинном Введенском кладбище.
С первых съемочных дней Миронов и Табаков сошлись в профессиональном состязании. Дело в том, что у артистов был равный талант, но – совершенно разный по своим качествам. Миронов – быстрый, лёгкий. Он мгновенно схватывал роль и играл, сгорая как бенгальский огонь – радостно и ярко.
У Табакова был другой подход: он долго конструировал образ, знал, где поддать лукавства, а где – играть на полном серьёзе. Он был стратег, что в дальнейшем помогло ему в режиссуре.
Слава к обоим артистам пришла почти одновременно, несмотря на то, что Табаков был старше Миронова на шесть лет. Они оба стали известными в начале 60-х. Олег сыграл сразу несколько главных ролей в популярных фильмах, а Андрей – запомнился зрителям в картине «Три плюс два».
В 1971 году, когда снимался фильм «Достояние республики», популярность обоих артистов была примерно одинаковой, но все же артисты постоянно мерились количеством поклонниц. Когда Табакова окружали почитатели, то Миронов в шутку заявлял: «Смотрите, народного артиста окружают». И внимание тут же переключалось на него.
Заметив за Андреем некоторую склонность к тщеславию, на площадке не упускали случая пошутить. Один из розыгрышей организовала второй режиссёр фильма Валентина Переверзева. Когда группа приехала в Вологду, она очень рано, часов в шесть утра, пошла в киоск и скупила все открытки с изображением Табакова и Миронова (они выходили в рубрике «Советский артист»). Фотографии с Табаковым она раздала сотрудницам столовой, где артисты собирались завтракать. А портреты Миронова оставила у себя. И вот когда артисты сели за стол, все сотрудницы бросились к Табакову за автографами. Ведь у них уже была наготове фотография. А к Миронову не подошёл никто. Он заметно сник и, поев, спустился с лестницы. Тут-то режиссёр раздала карточки и с Мироновым. Толпа тут же бросилась за артистом. Миронов просто расцвел.
Как бы Андрей Миронов ни беспокоился за свою популярность, с каждым новым фильмом она только росла. Рядом с его гостиницей всегда дежурила толпа поклонниц, ожидая выхода артиста. Это серьезно осложняло работу. На съемочную площадку артистов доставляли в сопровождении милиции, потому что за машиной киностудии всегда ехала вереница частных автомобилей.
Конечно, Олег Табаков легко мог бы посоревноваться с Мироновым в количестве поклонниц, если бы не одно обстоятельство. Вместе с ним на съёмках была его жена – Людмила Крылова. Свою роль она получила роль не случайно. Табаков сам попросил режиссёра дать ей что-нибудь поиграть, потому что после триумфа в картине о комсомольцах-добровольцах Людмила мало снималась в кино. Почти всё время она посвящала семье и детям, и ведь любой актрисе не хотелось терять свою форму.


Людмила Крылова в фильме «Достояние республики». — А почему в Крым? — Там тепло, там яблоки.

Поклонницы одолевали не только двух исполнителей главных ролей. Одна скромная десятиклассница присмотрела в качестве объекта для обожания Спартака Мишулина. В Вологде, откуда она была родом, поклонница отважилась познакомиться с любимым артистом. Когда смена закончилась, Спартак Васильевич согласился погулять с новой знакомой по окрестностям старинного города. А затем Таню, так звали девушку, съёмочная группа с удивлением обнаружила в Ленинграде, куда переехали снимать следующие эпизоды.
… Уже после смерти артиста Татьяна Еремеева расскажет о внебрачном сыне, о своих непростых отношениях со Спартаком Мишулиным и его семьёй, а на съёмках фильма «Достояние республики» их знакомство только началось.
Сцену драки героев Миронова и Табакова тоже снимали в Вологде. Члены группы боялись, что соперники в запале покалечат друг друга по-настоящему, ведь их взаимное соперничество ощущалось во всём, но, к счастью, этого не случилось. Мастерство сценических боёв оба артиста проходили в театральном институте, поэтому без труда достоверно отметелили друг друга без последствий.


— В чём дело, Макар?

Однако после завершения съёмок соперничество между Мироновым и Табаковым развернулось за песни! Сначала в фильме вообще не планировали никаких музыкальных моментов, но когда закончился монтаж, то режиссёр понял, что к погоням и дракам неплохо бы добавить лирики. К созданию нужного настроения Бычков привлек лучших авторов той поры. Музыку он заказал Евгению Крылатову, а стихи – своей любимой поэтессе Белле Ахмадулиной. Так появились на свет знаменитые строки: «Hе знаю я, известно ль вам, что я певец прекрасных дам, но с ними я изнемогал от скуки…» Сейчас эта песня стала одним из символов Санкт- Петербурга.
Вторую песню, «О шпаге», написал поэт Юрий Энтин.
Песни в исполнении Андрея Миронова всё расставили по местам. Обычный вестерн стал и глубже, и лиричнее. Казалось, кино окончательно готово. Но неожиданно в квартире режиссёра Владимира Бычкова раздался телефонный звонок. «Володя, а почему у Андрея есть песня, а у меня нет?», — звучал в трубке знакомый голос Олега Табакова. Соревнование между артистами вспыхнуло с новой силой. Владимиру Бычкову пришлось срочно дозаказать у Евгения Крылатова ещё одну песню…
Композитор сначала взялся за голову. Он знал, что у Табакова полностью отсутствует не только певческий голос, но и музыкальный слух. Но маэстро всё же написал несложную песенку на небольшой диапазон, наподобие частушек. Она называлась «Потолочки-потолки». Автором стихов выступил тот же Юрий Энтин.
К счастью, декорации на киностудии ещё не разобрали, и режиссёр доснял, как герой Табакова красит стены в детском интернате и поёт выпрошенную песню. К сожалению, в фильме мы так и не оценили певческие возможности Олега Павловича. На монтаже выяснилось, что на плёнке с записью этого эпизода появился брак. Пришлось всё доснятое отправить в корзину, а в фильме от целой песни остался только художественный посвист. (Есть версия, что режиссёр придумал про брак, чтобы не вставлять песню Табакова в окончательный монтаж У артиста просто не получилось нормально спеть).
Но Табаков не обиделся. Через несколько лет он всё равно воплотил свою мечту о песне. Но только не в фильме, а в мультике. Его голосом запел Матроскин из Простоквашина.


«А я всё чаще замечаю...»

После премьеры фильма мнения зрителей разделились. Одни были в восторге от игры Табакова, а другие восхищались Андреем Мироновым. Но как бы то ни было, дуэт двух талантливых артистов явно удался, а от их творческого соревнования выиграли только мы, любители кино.

+6
Нет комментариев. Ваш будет первым!