Киев приободрился: Украина сменит «русский транзит» на «зеленый» водород

15:33
/
23
/

В последнее время в Киеве, где перспективу завершения строительства газопровода «Северный поток-2» рассматривают на уровне вселенской катастрофы, несколько приободрились. Оказывается, исключение Украины из цепочки поставок российского газа в Европу – вовсе не конец света. Альтернатива есть, да еще какая замечательная! В «нэзалэжной» уже вовсю строят планы того, как вовремя пристроившись ко взятому ЕС курсу на полное избавление от вредных выбросов СО2, превратятся чуть ли не в главных поставщиков чистого и экологичного «зеленого» водорода. А русские пусть сидят на своих никому не нужных ископаемых...

Как обычно это бывает с головокружительными и фееричными планами, при ближайшем их рассмотрении обнаруживается множество суровых «но». Реальны ли «водородные» перспективы Украины, или же они представляют собой очередные «воздушные замки», которым суждено рассыпаться при столкновении с грубой действительностью? Попробуем разобраться.

Чисто по «Братству»

Чисто теоретически, техническая возможность для поставок чего-то газообразного в Западном направлении у Украины имеется. Я совершенно не случайно употребил столь расплывчатое определение – поскольку транспортируемое сегодня по газотранспортной системе «нэзалэжной» российское «голубое топливо» и тот газ, который украинские мечтатели собираются по ней в «светлом будущем» гнать в Европу, это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Проблема тут, по большому счету одна, но кардинальная. Имя ей – летучесть. Говоря по-простому, водород будет буквально бить из всех многочисленных щелей «уставшей» до предела украинской ГТС. Исключительно в силу того, что обладает (в отличие от «обычного» трубопроводного газа) способностью просачиваться сквозь любые, даже самые микроскопические отверстия, трещинки и лазейки. И это никакие не выдумки, инсинуации или допущение. В одной из областей Украины уже были проведены соответствующие испытания – исключительно в качестве эксперимента. В трубы закачали чистейший, 99%-й водород под рабочим давлением. В течение двух недель это самое давление упало, практически, вполовину – топливо «само собой» улетучилось из трубы.

Таким образом, если попытаться наполнить водородом ту систему, через которую Киев сегодня планирует поставлять его в Европу, то потери топлива при транспортировке будут доходить до 40%, а то и половины его объемов. Это, конечно же, совершенно неприемлемо. Есть ли выход? Конечно! Вот только заключается он в полнейшей модернизации всей газотранспортной системы, перепрофилированию ее под абсолютно другие задачи, непосильные для нее сегодня. Ведь не стоит забывать еще и о том, что в магистральных трубопроводах газ транспортируется под очень высоким давлением и это неминуемо создаст дополнительные проблемы. И, что еще более существенно – повышенные угрозы для безопасности. Ведь водород, как известно – газ чрезвычайно горючий и взрывоопасный...

Сегодня по сети магистральных труб, составляющей украинский участок газопровода «Братство» (Brotherhood или Bruderschaft), идущих в Словакию, Чехию, Германию, Австрию, струится «голубое топливо» из России. С учетом взаимоотношений между государствами и вечного стремления Киева построить «сотрудничество» в сфере транзита на как можно более невыгодных для Москвы условиях, после запуска «Северного потока-2» они окончательно опустеют. Несколько лет простоя – и годиться остатки ГТС будут только лишь на металлолом. Однако и заявить, что для перехода на транспортировку водорода «достаточно будет обновить герметизацию трубопроводных магистралей» мог только такой дремучий дилетант во всем, кроме набивания собственных карманов и изречения популистских лозунгов, как нынешний премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Никакой «обмазкой швов» тут дело, конечно же, не ограничится. По большому счету, вообще не факт, что нынешнюю ГТС возможно будет приспособить под водород.

Вполне возможно, дешевле и проще будет снести ее до основания и построить новую, поскольку затраты на «перепрофилирование» будут сопоставимы с ценой такого решения, а то и превзойдут ее. Есть, кстати, еще один вариант – максимально понизить долю водорода в транспортируемой газовой смеси. Однако в таком случае встанет проблема его отделения в конечной точке. Что, опять-таки, экономически невыгодно. При этом остается открытым главный вопрос – кто будет за все это платить? Сегодня в Киеве отчего-то уверены, что профинансируют все «западные партнеры». Ведь Украина так горячо поддерживает Green Deal и вообще все инициативы, исходящие из Брюсселя – как бы слабо они не «состыковывались» с ее собственными национальными интересами. Вроде бы и «подвижки» в эту сторону имеются – к примеру, совсем недавно достаточно серьезного межправительственного соглашения по «зеленой» энергетике Киеву удалось достичь с Берлином. Однако и здесь все далеко не так гладко и просто, как может показаться на первый взгляд.

Вилами по водороду писано

Допускаю, что у кого-то из вас во время прочтения написанного выше уже возник более, чем закономерный вопрос: «Погодите! А откуда, собственно, возьмется тот самый водород, который Украина собирается поставлять в страны Евросоюза?» Вот тут-то и начинается самое, пожалуй, интересное. Производить это «топливо будущего» собираются как раз именно в «нэзалэжной». При этом речь идет, конечно же, о «экологически чистых» проектах, в которых процесс электролиза, являющийся основным способом промышленного получения водорода, производится не с помощью энергии полученных от дымных и дурнопахнущих ТЭС, а от «правильных» источников, вроде ветровой или солнечной генерации. Ни на что иное в Брюсселе решительно не согласны. При этом сами европейцы намереваются к 2024 году ввести в строй мощности по производству «зеленого водорода» на, максимум, 6 гигаватт. Лет через 20 этот объем планируют довести до 40 гигаватт, «пересадив» на водород примерно 13% всей энергетики Евросоюза. Договоренность с немцами у Украины, вроде бы, действительно имеется.

Поддерживаемая в данном начинании государством немецкая корпорация Siemens Energy собирается совместно с компанией украинского олигарха Рината Ахметова ДТЭК простроить в Мариуполе завод по получению водорода путем электролиза. В качестве базы для предприятия будет использоваться завод «Метинвест», являющийся одним из крупнейших металлургических предприятий «нэзалэжной». На нем впоследствии будут внедрены «чистые» технологии производства стали. В свою очередь, возведение колоссального электролизера мощностью в 8 с половиной мегаватт обойдется в неслабую сумму – 25 миллионов евро. В перспективе же (году эдак к 2050) Украина «замахивается» на производство для Евросоюза 7 с половиной гигаватт водорода ежегодно. Звучит весьма оптимистично, но тут снова начинаются весьма неоднозначные нюансы.

Зачем затеваемый в Мариуполе проект нужен Ахметову – понятно. Грядущее введение «углеродного налога» в ЕС сделает продукцию, производимую сегодня на безнадежно устаревших украинских металлургических предприятиях, совершенно неконкурентоспособной на европейских рынках. А то и вовсе закроет ей туда дорогу. Здесь же есть возможность срочно «озелениться», да еще и на паях с самими европейцами. Гораздо интереснее, ради чего стараются немцы. Понятно, что в мире капитала благотворительностью никто не занимается. Следовательно, у них в этом какой-то свой интерес. И интерес этот вовсе не нужно долго искать – скорее всего, вовлечение Киева в проекты по «зеленому водороду» является тем самым компромиссом между Берлином и Вашингтоном в их дрязгах вокруг «Северного потока-2», о котором разговоры идут уже достаточно давно. Как минимум – с момента прихода в Белый дом Джо Байдена.

Ради того, чтобы американцы отцепились, наконец, от строительства этого газопровода, немцы готовы «бросить кость» Украине, нарисовав ей блестящие перспективы «зеленого будущего». Вот только проблема в том, что обещать, это, извините за грубость, еще не значит жениться… Открыть европейские рынки для украинского экспорта в Брюсселе тоже, помнится, клялись. Закончилось все квотами, причем мизерными. Нет, участие Украины в проектах, осуществляемых в рамках Green Deal, скорее всего, будет однозначно приветствоваться. Но вот что касается их финансирования – тут вопрос отдельный. Складывается впечатление, что кое-кто в Киеве, увидев в официальных документах, находящихся в открытом доступе, колоссальные суммы, которые ЕС планирует вложить в собственную «декарбонизацию», оказался в шаге от подавления собственной слюной. А сегодня рассчитывает, под трескотню о безусловной приверженности борьбе за экологию, вытянуть из Брюсселя побольше траншей, кредитов и инвестиций «на озеленение».

При этом реалии, согласно которым евробюрократы все чаще в последнее время стали «обламывать» вымогательские материальные претензии даже тех стран, которые входят в ЕС – тех же прибалтов или поляков, в расчет не принимаются. «Дадут, куда денутся!» А если не дадут?! И ведь не дадут, скорее всего – во всяком случае, оплачивать столь дорогостоящий проект как полное перепрофилирование существующей газотранспортной системы или создание новой, «под водород» совершенно однозначно не будет ни Берлин, ни Брюссель, ни кто-либо еще. В настоящее время пытающаяся в деле «декарбонизации» бежать впереди европейского «паровоза» Украина уже малость переборщила с внедрением возобновляемых источников энергии.

В конечном итоге это привело не к удешевлению, а к резкому подорожанию электроэнергии для промышленности и населения – ведь правительство, стремясь стимулировать развитие ВИЭ, обязалось приобретать выработанное ими электричество по баснословно высокой цене. Для производства водорода по «зеленым» стандартам таких мощностей придется ввести в строй в разы больше. Однако если допустить, что ожидаемые инвестиции Запада в постройку электролизных мощностей, и, главное – «переформатирование» газотранспортной системы на Украину так и не поступят, то все это окажется, в самом буквальном смысле слова, выбрасыванием денег на ветер. Таким образом, увлекшись очередным привлекательным «миражом», Киев сильно рискует заложить под свою экономику еще одну «бомбу». На сей раз – водородную.

Автор: Александр Неукропный

+3
Нет комментариев. Ваш будет первым!