Как советский летчик ошибся аэродромом и едва не сдал НАТО секретный самолет

Человеку свойственно ошибаться и в глупую ситуацию может попасть каждый из нас. Но ошибка может стоить слишком дорого, особенно если ты военный летчик и пилотируешь новую секретную разработку. 53 года назад фронтовой истребитель третьего поколения МиГ-21, гордость советских авиастроителей и самый засекреченный самолет в СССР, по ошибке совершил посадку на военном аэродроме, принадлежащем НАТО.

alt

13 февраля 1967 года капитан Федор Зиновьев не просто пилотировал секретную модификацию реактивного истребителя МиГ-21ПФМ, а возглавлял группу из 4‑х машин. Их требовалось перегнать на советский аэродром в ГДР с авиазавода в подмосковном городе Луховицы, где самолеты проходили модернизацию. Точкой назначения была база возле небольшого городка Котбус, расположенного недалеко от Берлина.

alt

До этого Зиновьев имел дело только с базой Темплин под Бранденбургом и команду на посадку в Котбусе получил, уже находясь в воздухе. Летчики 16‑й гвардейской истребительной авиадивизии без проблем долетели до Минска, пополнили запасы топлива, переночевали и вышли на финишную прямую.

Увидев внизу немецкий город, Зиновьев, как положено по инструкции, попытался связаться с диспетчером аэродрома, но вышка не отзывалась. На всякий случай капитан распустил свое звено, дав возможность каждому летчику действовать самостоятельно. Как потом оказалось, все они успешно нашли взлетную полосу Котбуса и без происшествий посадили свои машины.

alt

Зиновьев, повторив еще несколько раз запрос, решил приземляться. Пилот подумал, что радиомолчание царит из-за технической неисправности оборудования и был уверен, что под ним советская авиабаза. Но внизу был аэродром Тегель, контролируемый НАТО – он относился к Западному Берлину и располагался во французской зоне оккупации.

Посадив истребитель, капитан Зиновьев сразу же понял свою ошибку – на стоянках стояли самолеты с опознавательными знаками США и Франции. Капитан тут же сбросил тормозной парашют и начал выполнять разворот, чтобы взлететь по той же полосе, на которую садился.

Но натовские военные тоже не зевали – они поняли, что советский летчик ошибся и не могли поверить своей удаче. В самый разгар «холодной войны» получить в свое распоряжение новейшую модификацию истребителя было бесценно! Хозяева аэродрома тут же перегородили взлетную полосу пожарными машинами и джипами, чтобы не дать МиГу взлететь.

alt

Но они недооценили технические возможности советской машины. Увидев, что полоса перекрыта, Зиновьев включил форсаж и, разогнавшись по короткой рулежной дорожке, свечой поднялся в небо и скрылся за облаками. МиГ-21ПФМ отличался от стандартной модификации не только более совершенным вооружением, но и возможностью взлетать с короткий взлетных полос, в том числе грунтовых.

Зиновьеву выдалась возможность испытать эту функцию истребителя в экстремальных условиях и машина не подвела. Вскоре капитан приземлился в Котбусе и сразу же попал «на ковер» к командиру дивизии. Беседа была долгой, но итог ее был неожиданным. «Что сел в Тегеле – дурак, а что удрал – молодец» – сказал летчику командир и освободил от наказания, ограничившись устным выговором.

alt

Капитан Федор Зиновьев на фото второй справа

Вполне вероятно, что избежать серьезного наказания капитану Зиновьеву помогли особые заслуги перед Родиной. За год до происшествия летчик на МиГ-19 сбил под Магдебургом американский самолет-разведчик Dou­glas RB-66.

+5
Нет комментариев. Ваш будет первым!