Хотите газа? Только не через Украину!

21:21
/
23
/

У сторонников «Северного потока-2» появился новый аргумент в защиту проекта

София Сачивко

Газпром отказался от предложения Украины увеличить транзит газа в третьем квартале. Выставленный «Оператором ГТС Украины» на аукцион дополнительный объем мощностей российскую компанию не заинтересовал.

Между тем, в Европе нарастают газовые проблемы: запасы топлива в подземных хранилищах за апрель 2021 года не выросли, а сократились. За прошедший отопительный сезон европейцы израсходовали рекордные объемы, а холодная погода и высокий уровень потребления пока не позволяют полноценно восстановить запасы.

На 31 марта объемы газа в европейских ПХГ составляли 30,06%, то на 30 апреля — 29,91%. Это произошло впервые за историю наблюдений, пишет «Интерфакс» со ссылкой на данные Gas Infrastructure Europe.

Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин видит две причина нежелания Газпрома бронировать допмощности украинской ГТС:

— Первая: в этом году Газпром пытается компенсировать убытки, которые он понес в прошлом году из-за резкого падения спроса на газ в Европе. Он предпринимает действия, которые позволяли бы поднять цену на газ. Снижение объемов транзита — это сигнал трейдерам на увеличение стоимости до той, которая была в аномальные холода в январе. Она еще не дошла до максимума, но тренд туда. Газпром использует большую часть европейских хранилищ, где уменьшаются объемы, а это сразу толкает цены вверх, потому что уменьшаются возможности оперативной доставки газа по другим газопроводам.

Дело в том, что для доставки по газопроводам требуются длительное время, а газохранилища обеспечивают это быстро и, если они не заполнены, то в холодное время риски увеличиваются. Это маркетинговая причина, которую Газпром использует, чтобы увеличить стоимость продажи газа, и у него это получается.

Цены подросли и в Европе, и в Азии. Рынок газа приобретает все более глобальный характер. Рост цен в одной точке мира способствует повышенным ценовым ожиданиям. Кроме того, экономика Китая сильно ожила, что также увеличивает спрос на разные виды сырья, в том числе газ.

Вторая причина — экономико- и геополитическая. Газпром показывает, что наличие маршрута только через Украину не дает гарантии его использования, необходимы несколько маршрутов, поэтому европейцы не должны забывать, зачем им нужен «Северный поток-2». То есть ситуация показывает значимость еще одного пути доставки газа.

Потребители не страдают. Физически газ есть, но его объемы в хранилищах ниже средних значений, но больше минимальных.

«СП»: — Каковы перспективы Европы обеспечить себя достаточными запасами газа на предстоящий сезон? Вдруг опять очень холодная зима.

— Температура постепенно нормализуется, будет тепло. Сейчас идет подъем газа из хранилищ, они истощены, чтобы их заполнить, Европа будет активно закачивать газ, будет повышенные спрос, что увеличит доходы Газпрома.

Сейчас закачка также идет, но она минимальна. Впереди пять летних месяцев для пополнения запасов.

«СП»: — Можно ли нарастить недостающие объемы за счет «Турецкого потока», который на полную мощность в последнее время не использовался?

— Газпром обеспечивает как минимум треть объема европейского рынка газа. Однако «Турецкий» и «Голубой» потоки ориентированы в основном на рынок Турции и Балканского полуострова. Но рынок Балкан многократно меньше турецкого. Есть также азербайджанский проект, есть еще иранский газ, СПГ. В Турции газа с избытком.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков также отмечает несколько причин действий Газпрома. В первую очередь, в российской компании намекают европейцам на необходимость завершения строительства российского газопровода.

— Возможно, Газпром делает ставку на «Северный поток-2», который, видимо, в сентябре планируется запустить. По крайней мере в июне ожидается завершение строительства линейной части, в июле-августе пуско-наладочные работы и, соответственно, в сентябре его можно будет использовать.

При максимальной загрузке «Турецкого потока», максимально доступной двух «Северных потоков» и украинского транзита к зиме можно закачать достаточный объем газа в хранилища. Такая тактика позволит практически на протяжении всего года поддерживать на европейском рынке относительно высокие цены — возможно, более 200 долларов за тысячу кубов, а самое главное, создать ситуацию, когда европейцы будут заинтересованы в запуске «Северного потока-2», который станет маршрутом доставки дополнительного газа.

Возможно, Газпром рассчитывает показать европейцам, что компания не собирается бронировать допмощности украинской ГТС, что «Северный поток-2» нужен всем, так как позволяет прокачивать больше газа.

С экономической точки зрения Газпрому не выгодно бронировать допмощности украинской ГТС, тем более на третий квартал. В четвертом и первом кварталах никуда не деться, так как объем потребления в Европе большой, заявок много. Особенно много было в первом квартале нынешнего года, потому что в прошлом году Газпром должен был прокачать 65 млрд и ежесуточные объемы были больше, в этом году они снизились до 40 млрд. При этом все, что сверху, оплачивается дополнительно по повышенному тарифу. Экономически целесообразно этого избежать. Видимо, до сентября Газпром планирует использовать все входные газопроводы, Украину — по существующем лимиту, а дальше разгонятся за счет «Северного потока-2».

«СП»: — Но ведь Третий энергопакета ограничивает использование мощностей.

— «Северный поток-2» после введения в эксплуатацию может быть использован только на половину мощности, то есть 27,5 млрд кубов в год.

Первый «Северный поток» работает сейчас больше проектной мощности — в прошлом году он прокачал около 59 млрд кубов, хотя у него также есть ограничения. Когда он выходит на берег Германии, то разделяется на две части — Opal и Nel. При этом Nel загружен на полную мощность, так как получил исключение из Третьего энергопакета сразу после завершения строительства, а Opal может быть загружен Газпромом только на 50%.

«СП»: — Почему же морская часть первого работает больше проектной мощности?

— Морская часть сдает часть газа в два газопровода, которые должны быть продолжением «Северного потока-2». После начала его работы он их загрузит, но сможет использовать только 50%.

Пока неизвестно, какими будут объемы дополнительного спроса и уложится ли второй в эти объемы. Сейчас вслед за высокими ценами на европейский рынок придет СПГ, видимо, его будет все больше, так как в Азии сейчас будет небольшое снижение цен, а значит, часть СПГ уйдет на европейский рынок.

«СП»: — Необходимость заполнять истощенные ПХГ может подтолкнуть европейцев к тому, чтобы использовать «Северный поток-2» на полную мощность?

— Сейчас в суде находится дело по поводу Opal. Газпром подавал заявку на его освобождение из-под действия Третьего энергопакета, Еврокомиссия пошла на то, чтобы большую часть 50% мощностей, на которые должен прийти альтернативный поставщик, разыгрывать на аукционе. И если кроме Газпрома никто не приходит на аукцион, то наша компания может забрать эту часть. Газпром этим пользовался и Opal фактически загружался на полную мощность, но поляки оспорили решение Еврокомиссии в суде. В результате, решение Еврокомиссии пока приостановлено, Opal не загружен на полную мощность. Газпром подал протест.

Возможно, суд примет решение в пользу Газпрома, решив, что конкуренция невозможна. Она действительно невозможна, так как там нет ни одного другого газопровода или СПГ-терминала. Как можно развивать конкуренцию, если ее не может быть, там только одна труба?

Может быть локальное решение. В 2012 году был прецедент, когда в очень холодную зиму приняли решение испытать Opal на полную мощность, а в реальности получали много необходимого им газа. В случае необходимости европейцы могут что-нибудь подобное изобрести и для «Северного потока-2» и его сухопутных продолжений.

Идея Газпрома не том, чтобы заморозить европейцев, а чтобы показать им, что они сами должны быть заинтересованы в нормальном завершении строительства «Северного потока-2». В компании намекают, что есть минимальные контрактные заявки, которые выполняются, а для выполнения дополнительных заявок нужна новая инфраструктура.

«СП»: — А за счет СПГ можно восполнить необходимые объемы и заполнить хранилища?

— По объемам, возможно. В Европе сейчас очень много СПГ-терминалов, которые, как правило, загружены на 25−30%.

Вопрос в том, сколько это будет стоить и насколько оперативно это можно сделать. Если возникает дефицит и цены возрастают, то танкеры идут в Европу. Потом в Азии возникает дефицит и возрастают цены. Возникает арбитраж, цены все выше.

Сейчас в мире переизбыток СПГ. Вопрос в цене.

+4
Нет комментариев. Ваш будет первым!