Специфика Ваганьковского кладбища такова, что многие приходят туда не ради усопших родственников, а чтобы отдать дань уважения артистам, спортсменам и прочим выдающимся личностям. Удивительно, но одна из самых посещаемых могил, которую венчает изящная скульптура девушки, принадлежит аферистке и воровке Соньке Золотой Ручке.

Путь «к славе»

Об этой легендарной женщине написаны десятки книг, сняты фильмы и сериалы, но ни одно из этих полубиографических произведений не содержит истинные сведения о ее реальной жизни. Сонька с легкостью меняла фамилии, города, мужей и амплуа, чем завоевала себе титул Королевы воровского мира.

Известно, что родилась она недалеко от Варшавы в бедной еврейской семье и, как писал граф Амори в романе-были «Сонька Золотая Ручка», рано научилась ценить деньги. Совсем юной ее выдали замуж, но уже через полтора года молодая жена сбежала из дома, прихватив сбережения своего супруга. Так начались ее опасные «гастроли» по миру.

Сонька работала не только по крупным городам Российской империи, но и выбиралась в другие государства, ловко орудуя, к примеру, в элитных отелях Германии. Красивая, умная и смелая, она очаровывала банкиров и аристократов – пишет о ней не менее впечатленный королевой воров Виктор Мережко в саге «Сонька Золотая Ручка». Актрису от природы, ее без тени сомнения принимали за даму высшего света, а она в ответ обчищала посещаемые дома буквально до нитки.

Дерзкие авантюры привлекли к ней внимание правоохранительных органов, но первое время она легко отделывалась благодаря своему обаянию и богатству. Однако в 1885 году, когда воровке было около сорока лет, над ней в Одессе состоялся суд за ряд крупных краж ювелирных изделий. Соньку этапировали на Сахалин, где она тут же сколотила «банду», проворачивала ограбления более состоятельных арестантов, а также неоднократно совершала попытки бегства.

Объект поклонения

Как и вся жизнь, смерть Соньки Золотой Ручки покрыта тайной. По официальной версии, она умерла от тяжелой простуды в том лагере, где отбывала свой срок. Есть предположение, что по возвращении из Сибири она приехала к своим дочерям в Москву, ставшим актрисами оперетты, и тихонько дожила свой век в их тени. А самое романтичное предположение говорит о том, что один из ее побегов все же удался, и ее жизнь потекла в прежнем, авантюрном русле. Находились даже очевидцы, видевшие ее то в Одессе, то в Москве, и уверявшие, что женщина снова процветает и окружена поклонниками.

Такой мистической кончиной и объясняется кенотаф на Ваганьковском кладбище – надгробный памятник над символической могилой, который миланские скульпторы изваяли по заказу одесской воровской братии. Массовое паломничество к московской могиле Соньки началось во время «лихих» 90-х годов, когда различные преступные элементы решили просить у нее «фарту», заступничества и прочих благ.

Достоверно известно, что даже члены самой кровавой банды, прозванной «курганской братвой», несли цветы воровской королеве, обсуждали предстоящие дела и просили удачи. Нередко такая суеверность оказывала им плохую услугу, так как прознавшие о данной традиции сотрудники милиции под видом простых посетителей кладбища слушали о готовящихся преступлениях и успевали их предотвратить.

Сейчас кенотаф Соньки с одинаковым рвением посещают и писатели, как, например, Виктор Мережко, и криминальные личности, нуждающиеся в ее покровительстве, и простые студенты, просящие у нее…хорошую работу. Сотрудникам кладбища даже пришлось установить объявление с просьбой не писать свои пожелания на памятнике, из-за которых и скульптура, и ее постамент нуждаются в регулярной покраске.

Парадоксально, что многие уверены в том, что место захоронения имеет силу, но силу нехорошую. Они признают, что просить о чем-то воровку – неразумно и не по-христиански. Однако тропа к могиле Соньки не зарастает, причем преклонить колено здесь не стесняются даже предприниматели ради «фарта» в их бизнесе.