Новая точка кипения: Распределение сфер влияния в Арктике нарастает...

18:47
/
22
/

Арктика, в принципе, всегда оставалась в фокусе интересов. Регион не раз подвергался давлению в геополитическом плане как в годы Второй Мировой Войны, так и в годы противостояния СССР и США (во время холодной войны).

Красоты Арктики

Однако какого-либо экономического интереса Арктика как таковая не представляла. Даже в отдалённой перспективе сложно было что-то прогнозировать.

Тем не менее, в новом тысячелетии интерес к Арктике возрастает, причём в геометрической прогрессии, что делает этот регион активно обсуждаемым в геополитическом плане, а также экономически выгодным в уже прогнозируемой среднесрочной перспективе.

До сих пор Арктика – это единственный регион на планете, который остаётся неразвитым и изученным лишь отчасти, но при этом там ведётся экономическая деятельность. Проживает тут всего 4,2 миллиона человек, которые являются гражданами России, Канады, США, Дании, Норвегии, Финляндии, Исландии и Швеции.

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» — нефтяная платформа, предназначенная для разработки Приразломного месторождения в Печорском море.

Низкая освоенность региона вкупе с малой численностью населения (плотность заселения территории тоже мала) по определению делает его ресурсообеспеченным.

Арктика богата биоресурсами, которые в угоду геофизическим особенностям распределены между приполярными странами. Например, биоресурсы (рыба, морские животные и прочие промыслово-биологические материалы) являются общими для России и Норвегии, что требует двустороннего согласования и общего принятия решений по их использованию.

Несмотря на суровые климатические условия, в Арктике обитают 430 из 25 000 описанных на Земле видов рыб и бесчелюстных позвоночных (круглоротых), которые и составляют основу экосистемы региона.

Мировой Ледокольный флот по странам за 2015 год.

Учитывая последние геофизические исследования, в Арктике располагаются 20% всех мировых запасов полезных ископаемых, которые сегодня активно используются промышленностью и мировой экономикой в целом.

Фактически, добыча полезных ископаемых является главной причиной нарастающего конфликта интересов в Арктике. Причём этот интерес проявляют не только приполярные страны, но и другие неарктические государства.

Так, ещё в 2009 году разведывательные запасы Арктического региона оценивались в 83 млрд баррелей нефти и 44 трлн кубометров природного газа, большая часть из которых залегает на глубине менее 500 метров.

Кому будут юридически принадлежать эти ресурсы, определят геофизические исследования, которые сегодня активно ведутся в Арктике. Но всегда можно договориться о совместном их освоении, что и подогревает интерес неарктических стран.

Китай видит в Арктике потенциальную «кубышку», которая сможет обеспечить необходимым объёмом полезных ископаемых, удовлетворив тем самым растущие с каждым днём экономические потребности этой огромной страны. И именно поэтому Китай активно наращивает влияние в этом регионе и развивает системы арктического управления. Кроме этого, в партнёрстве с Россией и Францией Китай участвует в реализации проекта компании «Ямал СПГ», где имеет долю в 29,9%.

ОАО «Ямал СПГ» — совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК» (50,1%), концерна TOTAL (20%), Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Фонда Шёлкового пути (9,9%).

Но и это ещё не всё! Помимо всего вышеперечисленного, Китай активно разрабатывает добычу свинцово-цинковых руд «Citronen» в Гренландии (Дания). Это не только вызывает раздражение местных жителей из-за большого наплыва китайской рабочей силы, но возбуждает геополитический интерес со стороны США, где бывший президент Трамп на полном серьёзе рассматривал возможность покупки Гренландии целиком, чтобы затем объявить её резиденцией США.

Китай не просто так инвестирует в арктические проекты. Сегодня 90% китайского экспорта осуществляется морскими перевозками, а последние события мировой экономики показали, что гарантировать доставку товара от производителя к потребителю теперь не может никто.

Сегодня Россия активно обновляет флот атомных ледоколов. Первым стал ледокол «Арктика», введённый в эксплуатацию в октябре 2020 года. Ледокол «Сибирь» — будет введён в эксплуатацию в конце 2021 года. Ледокол «Урал» уже спущен на воду и проходит испытания, будет введён в строй в 2022 году. На стадии строительства находятся ещё два ледокола: «Якутия» и «Чукотка», которые должны быть введены в строй в 2025 и 2026 году соответственно. Ледоколы типа «ЛК-60Я» строятся для замены советских ледоколов класса «Арктика», которые выработали свой ресурс.

С 2020 года идёт строительство самого мощного и тяжелого атомного ледокола в истории. Предполагается построить 3 ледокола этой серии (атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер»). Первый — «Россия» — будет введён в строй в 2027 году.

В 21 веке дикостью кажутся морские рейды США по захвату судов, перевозящих средства индивидуальной защиты в разгар пандемии, когда маски и перчатки, предназначенные для других стран (в том числе и для стран ЕС), попросту перехватывались США и шли на их нужды. Тем не менее, это всё происходило на глазах мирового сообщества. А всё потому, что для США это было приоритетной задачей и они могли это позволить себе делать, так как их геополитическую и военную мощь может парировать лишь только одна страна. И это не Китай...

Непреднамеренная (я надеюсь на это) блокировка Суэцкого канала, ставшая причиной полного коллапса мировой экономики, явила нам новую угрозу современности, от которой мир до сих пор не оправился.

Авария контейнеровоза «Эвер Гивен» и последующая блокировка Суэцкого канала «остановили» мировую торговлю на неделю. Потери мировой торговли составляли 400 миллионов долларов США в час ($9,6 млрд в день).

Кто в принципе может помешать США заблокировать канал в угоду своего интереса, либо сделать нечто подобное? Что-то я не слышал возмущения от стран Евросоюза, когда уже оплаченные маски, перчатки и лекарства буквально у них из-под носа увозились в США.

Вот поэтому Китай уже официально рассматривает и анализирует потенциал транспортного арктического коридора, который должен стать главным морским торговым путём между Азией и Европой.

Индия, которая в принципе к Арктике не имеет отношения, рассматривает возможность совместной с Россией разработки залежей энергоносителей, которые в перспективе должны решить проблемы нехватки энергоресурсов в стране, сделав её энергетически самодостаточной.

С 2014 года Индия и Россия рассматривают партнёрство между «Индийской Корпорацией нефти и природного газа» (Oil and Natural Gas Corporation Limited, ONGC) и российским «Газпромом» для разработки нефтяного месторождения в Печорском море.

Япония и Южная Корея – сугубо энергодефицитные государства, им тоже крайне важно откусить свой кусок от пирога. Для Южной Кореи, с её экспортно-ориентированной экономикой, освоение Арктики – это золотое дно в плане строительства ледовых танкеров и сухогрузов (более дорогих судов по определению), которые будут курсировать по трансарктическому маршруту.

Для Японии арктические ресурсы – это решение вопроса выживания экономики страны в среднесрочной перспективе, и её арктический интерес жизненно важен. Самое важное — диверсификация поставок редкоземельных металлов за счёт ресурсов Арктики. Китай в этом плане установил монополию, что критически сказывается на элементарной базе Японии.

Сегодня идёт активная реализация проекта «Арктик СПГ-2». Французская «Total», китайские «CNODC» и «CNOOC» и Японский консорциум «Mitsui & Co» и «JOGMEC» получили по 10% доли в компании, за НОВАТЭКом — 60%. Запуск первой стадии проекта — в 2023 году.

Япония пошла на отчаянный шаг в этом направлении, инвестировав и инфраструктуру «Арктик-СПГ-2» 400 млн долларов США в качестве помощи проекту. И это в уже полностью поделённый между российскими, французскими и китайскими предприятиями проект. И это после того, как Япония ввела санкции против России в 2014 году…

На что они надеются? Только на благодарность русского человека, видимо. А мы, как известно, всегда помним и учитываем хорошие поступки. Так и вышло 28 июня 2019 года, когда в результате встречи президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ был подписан договор, в рамках которого Япония инвестирует 3 млрд долларов США в развитие проекта «Арктик СПГ-2» под 10%-ную долю в проекте.

Европейский союз считает Арктику новой мировой областью процветания и конструктивного международного сотрудничества. В особенности, так считает Германия, где на севере страны уже создана необходимая инфраструктура для приёмки СПГ из России, а теперь ещё появилась потенциальная возможность стать страной, распределяющей товары народного потребления по всему Евросоюзу.

Северный морской путь в среднем на 40% короче традиционного через Суэцкий канал. С учётом развития инфраструктуры на севере, он будет ещё и в 100 раз безопаснее.

Недаром Германия изо всех сил и всеми имеющимися в её распоряжении методами лоббирует продвижение проекта «Северный Поток-2». Этот газопровод представляет стратегический интерес в том числе и для арктического проекта. Звучат уже тезисы, что «СП-2» будет построен хотя бы в качестве репараций Германии России за потери в Великой Отечественной Войне (бред, конечно).

Россия претендует почти на 70% всех арктических ресурсов, и при этом располагает самым мощным военным арктическим потенциалом и мощнейшим ледокольным флотом в мире.

Такой расклад не может устраивать США. Это ведь полная независимость морского транспортного пути от влияния США, а огромные арктические ресурсы в ближайшем будущем начнут определять экономическое развитие мира.

Сегодня Арктика становится местом противостояния держав за их экономическое благополучие. Главным образом, это отражается в наращивании военного присутствия в арктическом регионе.

Например, те же США открыли военную базу на Аляске, а Норвегия с завидной регулярностью стала проводить военные учения в Арктике. При этом начались выпады в сторону России, мол, Арктику нужно защитить от военной экспансии России.

Прогноз военно-стратегических интересов арктических стран за 2015 год. События разворачиваются стремительно...

Норвегия так вообще в «истерикой форме» пытается втянуть НАТО в арктический регион, отвергая при этом предложение России о возобновлении деятельности механизма регулярных встреч начальников генеральных штабов вооружённых сил стран-членов Арктического совета.

На что вообще они рассчитывают? Что Россия не будет реагировать, видя наращивание вооружённых сил в странах арктического региона?

Естественно, мы тоже начали наращивать военное присутствие в этом регионе. Более того, министр Лавров сделал недвусмысленное заявление по этому поводу:

«Россия отвечает за то, чтобы арктическое побережье было безопасным, и всё, что там делает Российская Федерация, абсолютно законно и легитимно».

Механизм регулярных встреч функционировал и обеспечивал безопасность без военного развёртывания, но семь лет назад наши западные коллеги решили его заморозить. «Но если вы решили заморозить — тогда не обижайтесь, что у нас нет диалога. Диалог-то не мы прекращали», — подчеркнул Лавров.

Атомный ледокол «Вайгач».

Добро пожаловать в новую экономическую и геополитическую реальность! Битва за Арктику началась…

+3
Нет комментариев. Ваш будет первым!