Орден масонов, или Свободных Каменщиков, не является публичной организацией с каким-либо религиозным уклоном. Некоторые исследователи полагают, что они тайно влияют на деятельность экономических и политических элит, а значит, негласно управляют нашей планетой. Кроме того, считается, что члены Ордена есть в высших кругах власти всех ведущих стран мира, так как им удается иногда согласовывать и находить общий язык даже по самым неразрешимым вопросам. Также масонов часто отождествляют с крупной финансовой элитой, которая держит в своих руках все сферы инвестиционного банкинга.

Орден, как и многие другие организации, имеет собственную иерархию. Высшей ступенью являются Великие ложи, которые имеют филиалы низшего уровня, а они, в свою очередь, делятся согласно географическим признакам. Что касается роли масонов в управлении планетой, то скептики склонны считать их влияние сильно преувеличенным, а многие утверждения – голословными.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Кто такие масоны и как их понимать

Период до 18-го века в истории масонства рассматривается как доисторический. Он связан с братствами реальных каменщиков, известных в Англии с 14-го века. Отсюда все символы масонов — угольник, молоток, циркуль и так далее, а также три традиционные масонские степени: мастер, подмастерье и ученик. Ложами у каменщиков назывались рабочие помещения.

В 16-17 веках многие из братств вольных каменщиков стали распадаться, и постепенно в них начинали принимать людей, не имевших никакого отношения к строительству. Первого не-каменщика, ставшего масоном, звали Элиас Эшмол – его приняли в братство в 1646 году. Со второй половины 17-го века масонские ложи утрачивали профессиональный характер.

В 1717 году в Лондоне четыре масонских ложи «нового образца» объединились и создали Объединённую великую ложу Англии. Так и образовалось масонство в классическом его понимании. Спустя пятнадцать лет англичане привезли масонство во Францию, которая со временем стала вторым центром вольного каменщичества в Европе.

Изначально масонство задумывалось как морально-нравственное течение. Согласно основополагающему масонскому документу – Книге уставов Джеймса Андерсона, изданной в 1723 году в Англии – каждый масон обязан верить в бога и стремиться к нравственному самосовершенствованию, по кирпичику воздвигая свой духовный храм. Это аллюзия на праотцов-каменщиков, которые тоже воздвигали храмы, но реальные.

Философствованиями их деятельность не заканчивалась. В основе классического масонства также лежит культ труда на благо общества: масонские ложи должны заниматься просветительской деятельностью и благотворительностью.

Бога масоны признавали, но только как создателя вселенной. Жизнь человека, по их мнению, от бога не зависит – каждый человек сам творит свою судьбу. Из-за этого масоны часто конфликтовали с католической церковью.

Нельзя представить масонство без обрядности. Загадочные и порой ужасающие ритуалы проводились масонами регулярно, особенно по случаю принятия в свои ряды нового «брата» или перехода члена ложи из одной степени в другую. Со стороны это походило на театрализованные представления.

Классическое масонство мыслилось как движение аполитичное, споры на политические темы в ложах запрещались. Однако таковым оно осталось только на своей родине – в Англии, где к моменту возникновения масонства уже существовал «пакет» гражданских прав и свобод, а также конституционный строй.

В то же время в большинстве стран континентальной Европы действовали абсолютистские режимы, поэтому там масонские организации стали постепенно вырождаться в политические организации – Франция яркий тому пример. Та же тенденция характерна и для масонов Российской империи, перенимавших опыт зарубежных товарищей.

Появление и развитие масонства в России

В 1698 году будущий российский император Пётр Первый вернулся из Великого посольства в Европу. Согласно английскому преданию, по приезде воодушевлённый Пётр Алексеевич стал активно внедрять у себя на родине европейские обычаи, начав с учреждения в России масонства. Самого его, по легенде, приняли в ряды вольных каменщиков в Англии.

Документальных подтверждений этой красивой версии нет. Первые реальные упоминания о существовании масонства в России относятся к 1731 году, когда Великая Лондонская ложа направила в Россию мастера Джона Филипса для учреждения здесь масонства.

Но организованные Филипсом «русские» ложи таковыми назвать сложно, так как входили в них одни иностранцы. Русские дворяне стали вступать в масонские ложи только в следующем десятилетии.

Императрица Елизавета Петровна, правившая с 1741 по 1762 годы, хоть и относилась к масонам негативно, но не преследовала их. О количестве лож в России в этот период, как и о конкретных примерах влияния масонов на политику, точных сведений нет.

Точно известно о соблюдении русскими масонами середины 18-го столетия обрядов, характерных для классического европейского масонства. Современник Елизаветы Петровны Адам Васильевич Олсуфьев описывал довольно сложный ритуал принятия в одну из лож, устроенную по французскому образцу. В нём фигурировали черепа, сабли, заряженные мушкеты, циркули – как и положено, устраивался целый спектакль.

Сменивший Елизавету на императорском престоле Пётр Третий, судя по всему, сам являлся масоном и покровительствовал своим «братьям»: петербургской ложе Постоянства он подарил целый дом. Тем не менее, многие масоны Петра недолюбливали и участвовали в организации государственного переворота против него (среди них, например, тогдашний фаворит Екатерины Второй граф Григорий Орлов).

Так, черты политизированности русского масонства можно проследить уже во второй половине 18-го века во времена правления Петра Третьего.

На время царствования Екатерины Великой, длившегося с 1762 по 1796 годы, приходится расцвет русского масонства. Ложи самых разных систем (английской, немецкой, французской) возникали с огромной скоростью, переманивая друг у друга адептов и конфликтуя между собой.

Масонство входило в моду, поэтому в ряды вольных каменщиков пробирались «случайные пассажиры», равнодушно относящиеся к масонским ценностям. Многие из них позже признавались, что вступали в ложу из интереса или ради полезных знакомств.

Заседания английских лож, организованных влиятельным в 1760-1770-е годы масоном Иваном Перфильевичем Елагиным, с виду напоминали скорее торжественные пиры или балы, где все напивались и «несогласным воплем непотребные ревели песни».

Сам Елагин признавался, что вступил в Орден в молодые годы, движимый исключительно любопытством и желанием «через братство достать в вельможах покровителей и друзей».

​Великий мастер Провинциальной великой ложи в Санкт-Петербурге Иван Перфильевич Елагин Гравюра из издания Великого Князя Николая Михайловича «Русские портреты 18 — 19 столетий»

Вторым столпом русского масонства екатерининской эпохи являлся Николай Иванович Новиков, лидер московских масонов 1780-х годов. Прежде всего, Новиков известен как издатель сатирических журналов, высмеивающих пороки самодержавия и крепостного права.

Новиковское масонство являлось полной противоположностью елагинского. Его ложи занимались благотворительностью, организовывали учительские семинарии, содержали школы, открывали библиотеки. То есть, следовали заветам классического английского масонства начала 18-го века.

Екатерина Великая к такой самодеятельности относилась скептически. В 1780 году она опубликовала своё произведение «Тайна противо-нелепого общества», в котором высмеивались все масонские обряды и ритуалы. Спустя шесть лет из-под пера императрицы вышли три комедии – «Обманщик», «Обольщённый» и «Шаман Сибирский», в которых масоны выставлялись в невыгодном свете.

Гонения на вольных каменщиков в России завершились 1 августа 1792 года, когда указом Екатерины Второй масонство в России было фактически запрещено. Новиков и его ближайшие соратники оказались в тюрьме.

Причин столь жёсткого отношения Екатерины к масонству было несколько:

  • Московские масоны во главе с Новиковым активно контактировали с наследником престола Павлом Петровичем – сыном Екатерины и по совместительству её главным врагом. У императрицы были все основания подозревать, что масоны готовят государственный переворот;
  • Екатерина испытывала личную неприязнь к оппозиционеру Новикову из-за его иронических выпадов против императорской власти;
  • В самом разгаре была Великая Французская революция, активное участие в которой принимали масоны и члены других тайных обществ. Императрица боялась, что то же может постичь Россию.

Александр Первый, правивший в первой четверти 19-го века, поначалу относился к масонам благосклонно, поэтому те начали выбираться из подполья. В 1817-1822 годах масонами стали Пушкин, Чаадаев и Грибоедов.

Ряды вольных каменщиков при Александре Первом пополняли и многие будущие декабристы. Исследователи предполагают, что браться Муравьёвы-Апостолы, Рылеев и Пестель – лидеры декабристского движения – хотели использовать масонские ложи как плацдарм для подготовки антиправительственного восстания.

В 1822 году, после недолгой «оттепели», Александр Первый повторно запретил масонство в России в связи с растущими среди них оппозиционными настроениями. Сильно повлияли на его решение революционные события в Италии в 1820-х годах: император знал, что ячейки итальянских карбонариев (революционеров) строились по образцу масонских лож.

В конце 18-го – первой четверти 19-го века русское масонство хоть и сохраняло традиционные черты (ритуальность, занятие просветительской деятельностью, благотворительность и так далее), но сильно политизировалось, отойдя от заветов праотцов.

Новое поколение русских масонов

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

После запрета масонство в России впало в спячку. Отдельные ложи продолжали существовать, но глубоко в подполье, а последнее известное ритуальное посвящение относится к 1850 году. Казалось, дело Новикова и его предшественников забылось навсегда.

В это же время западное масонство жило и видоизменялось, постепенно всё больше втягиваясь в политическую борьбу. Особенно в этом преуспели ложи Франции: в период французской революции 1848 года масоны открыто демонстрировали поддержку радикалам.

В 1870-х годах лидеры Великого востока Франции – центральной масонской организации Франции – исключили из своей конституции упоминания о Великом Архитекторе Вселенной. Спустя семь лет в масонские ложи стали принимать атеистов. Всё это шло наперекор классической модели масонства, в основе которой лежало признание Бога как создателя вселенной.

Позже во французских ложах сняли запрет на обсуждение политических вопросов – ещё одна пощёчина традиционному масонству. В ответ на такую наглость Объединённая великая ложа Англии – праматерь мирового вольного каменщичества – объявила, что Великий восток Франции более не может считаться истинно масонской организацией.

Пока российские императоры решительно отказывались делить с кем-либо единоличную власть, европейские правительства работали с вольными каменщиками бок о бок. Председатель Совета министров Франции Луи Комб в начале 20-го века использовал масонские ложи как государственные органы для сбора необходимой информации.

В конце 19-го – начале 20-го века русские интеллигенты, гонимые на родине, всё чаще стали вступать в ложи Великого востока Франции. По своим политическим взглядам многие из них являлись либералами и выступали за установление в России конституционной монархии.

Лицами русского масонства за рубежом стали изобретатель Павел Николаевич Яблочков и профессор Максим Максимович Ковалевский. Яблочков в 1887 году открыл в Париже первую русскую эмигрантскую масонскую ложу «Космос». Ковалевский спустя 14 лет организовал на её основе Русскую высшую школу общественных наук, просуществовавшую до 1904 года.

Целью школы стало повышение политической грамотности её учеников, а также подготовка новых масонских кадров для скорого «десанта» в Россию – долго засиживаться заграницей Ковалевский не намеревался. Период с 1887 по 1906 годы стал для русских масонов подготовительным. В это время они набирались опыта политической работы у французских единомышленников, чтобы потом перенести его на русскую почву.

Один из лидеров русского масонства начала 20-го века Максим Максимович Ковалевский​ Фото Карла Буллы

В связи с нарастанием революции, 17 октября 1905 года Николай Второй издал Высочайший манифест, который, помимо прочего, провозгласил право на существование собраний и союзов в России. Это развязало масонам руки, и уже в январе следующего года Ковалевский получил у лидеров Великого востока Франции разрешение на создание масонских лож в России.

В 1906 году масонство в Российской империи пробудилось после долгого сна. Ориентиром для него стало западноевропейское вольное каменщичество, которое зиждилось на идее активного участия в политической жизни и почти полностью игнорировало традиционные масонские ценности.

Масоны должны проникать во все отрасли государственной жизни и незаметно для самого правительства сдвинуть жизнь со стоячего болота. На масонство я смотрел как на единственное средство объединить людей разных лагерей, конечно, прогрессивных.

Давид Осипович Бебутов один из первых русских масонов 20-го века

Хотя формально к 1906 году масоны имели полное право на существование, каждая новая ложа глубоко конспирировалась. Уход в подполье стал требованием здравого смысла – власть, ещё не оправившаяся от революционного 1905 года, везде видела заговорщиков. Масонов это касалось особо: на примере Франции император прекрасно знал, на что они могут быть способны.

Активное привлечение новых членов в ложи началось лишь к декабрю 1906 года, после роспуска первой Государственной думы. Тогда же сформировалась основная идея, которая легла в основу русской масонской организации.

Государственная дума Российской империи I созыва – первый представительный орган власти в России, просуществовавший 72 дня, с 27 апреля по 9 июля 1906 года. В её состав входило более 450 депутатов, 11 из которых являлись масонами.

Масонский Орден в России должен был стать внепартийной платформой прогрессивных оппозиционных сил. На собраниях её члены обсуждали бы насущные политические проблемы и находили точки соприкосновения, забыв о своей партийной принадлежности.

Лидеры русско масонства хотели объединить разобщённый левый лагерь, который нуждался в единой организации. Члены масонских лож в России принадлежали к самым разным оппозиционным партиям, начиная от конституционных демократов и заканчивая социалистами.

В 1910 году ряды русских масонов, и без того немногочисленные (число вольных каменщиков в 1906-1910 годах в России не превышало 100 человек), поредели ещё больше. Это было связано с желанием лидеров русского масонства избавиться от протектората Франции и существовать отдельно.

К 1912 году самостоятельное русское масонское объединение окончательно сложилось и получило название Великий восток народов России. Его первым лидером стал российский политический деятель Николай Виссарионович Некрасов. Качественно новые ложи ничем не отличались от старых. Общего с масонством у них оставалось всё меньше.

Первый генеральный секретарь Верховного совета​ Великого востока народов России Николай Виссарионович Некрасов Фото Карла Фишера

Масонскую систему степеней фактически ликвидировали – в Великом востоке народов России осталось лишь две из них: ученик и мастер. Характерная для классических масонов система нравственного совершенствования и духовного развития отошла на второй план – речь о философии и религии на заседаниях лож заходила крайне редко, всё время занимали бесконечные беседы о высокой политике.

Претерпел изменения и процесс приёма в масонство. Ритуал оставался, но в крайне упрощённом виде: кандидат проходил небольшой письменный опрос, после чего (если члены ложи оставались удовлетворены результатом опроса) ему завязывали глаза и проводили в общую комнату. В ней присутствовали все «братья», которые и объявляли новичку радостную новость, поочерёдно его целуя.

Фартуки, циркуль с наугольником, другая традиционная масонская атрибутика – всё это ушло в прошлое, обрядовую сторону русские масоны свели на нет. То же прослеживалось и в западноевропейском масонстве, особенно французском, однако «новые» русские ушли в этом плане намного дальше своих зарубежных коллег.

Приём в Верховный совет – руководящий орган Великого востока народов России – обходился вообще без каких-либо ритуалов. Не подразумевала их и работа совета.

Ложами русские масоны называли обычные частные квартиры. В них проходили заседания, которые также не имели ничего общего с привычным масонством: 7-10 человек в лёгкой и непринуждённой обстановке общались на общественно-политические темы. Разве что называли друг друга «братьями» и обращались на «ты», а в остальном – обычный подпольный политический кружок.

Заседания лож проводились примерно раз в неделю. Они начинались с объявления политических новостей и сообщений о внутренней жизни тех партий, члены которых присутствовали на собрании. После следовал обмен мнениями по насущным вопросам. Масоны, по совместительству являвшиеся депутатами Государственной думы, обсуждали думскую повестку и пытались прийти к компромиссу.

Государственная дума четвёртого созыва действовала с 1912 по 1917 годы. В ней числилось по меньшей мере 23 масона. Все они состояли в думской масонской ложе «Розы».

Разговорами всё и заканчивалось, так как никаких решений ложи не выносили и своих членов ни к чему не обязывали. Коллективное обсуждение и взаимное убеждение – всё, чем ограничивалась работа масонских лож.

В русском масонстве начала 20-го века от масонства осталось только название. На смену просветительской деятельности в народе пришло полное бездействие, а разговоры о философии и религии сменились бесконечной демагогией на политические темы.

Постепенно политизирующееся ещё со времён правления Петра Третьего, в начале прошлого столетия русское масонство окончательно превратилось в подпольную политическую организацию, которая не имела с классическим вольным каменщичеством ничего общего.

Февральская революция – масонский заговор?

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Разговоры о политике закономерно приводили к возгласам о необходимости поднять народ на революцию или совершить политический переворот. Особенно часто вопросы тактического характера поднимались накануне и с началом Первой мировой войны в Верховном совете Великого востока народов России, не говоря уже о провинциальных ложах.

Многие члены Совета, с нескрываемым презрением относившиеся к деспотической власти монарха, на деле боялись «бессмысленного и беспощадного русского бунта». Член Верховного совета с 1912 по 1917 годы, меньшевик Александр Гальперн утверждал, что «политического заговора, как сознательно поставленной цели, в программе нашей работы не было».

О конкретных революционных мероприятиях вопросы в Верховном совете даже не ставились, хотя осторожные разговоры на эту тему велись. Сторонниками переворота являлись влиятельные масоны Николай Некрасов и Сергей Мстиславский, но даже они не стремились закрепить свою точку зрения как основную.

Авангард русского масонства составляли левые либералы из кадетов и прогрессистов, которые в принципе не приветствовали революционные методы борьбы. Особо радикальные масоны-социалисты придерживались противоположного мнения, однако в ответ слышали лишь то, что «в цели Великого востока народов России насильственная смена власти не входит».

На первом плане были вопросы высокой политики. Я помню, мы обсуждали вопросы о границах будущей Польши… проблему Константинополя, Дарданелл и прочее. И когда я попытался обратиться к нашему внутреннему положению, к настроению трудового народа, к тому, что ожидает нас после окончания войны, то меня просто замолчали. Нам неоднократно внушали, что революционная работа не наше дело, что мы — организация надпартийная.

Социалист Николай Чхеидзе также вспоминал, что умы думских масонов в 1912-1915 годах занимало скорее согласование партийных интересов и достижение компромиссов, нежели обсуждение реальных планов по свержению императора. Однако осенью 1915 года положение стало меняться: неудачи русской армии в этот период привели к радикализации Верховного совета Великого востока народов России.

Если раньше масонская организация принимала оппозиционеров, но не ставила цели насильственной революционной смены режима, а скорее рассчитывала перестроить существующую государственную машину путем проникновения в её звенья, то теперь она прямо ориентировалась на ту или иную форму переворота.

Современники вспоминали, что в это время член Верховного совета Александр Фёдорович Керенский, ставший масоном ещё в 1912 году, предпринимал агитационные поездки в провинцию. Организовывались сборы денег на нужды переворота. Тем не менее, когда той же осенью 1915 года уже упомянутый Мстиславский предложил лидерам русского масонства организовать покушение на жизнь царя, те отнеслись к этой инициативе отрицательно.

Затем последовал решительный протест украинских масонов, доля которых в общем масонском движении Российской империи была достаточно велика. Не включала заговорщических планов и резолюция Всероссийского съезда представителей масонских лож в 1916 году.

Идея государственного переворота хоть и захватила умы лидеров русского масонства, но только на время. К 1916 году центр заговора переместился к оппозиционной группе генерала Александра Крымова и лидера партии октябристов Александра Гучкова. Убедительных доказательств того, что они являлись масонами, нет.

В индивидуальном порядке (то есть не от лица масонской организации) Гучкова поддерживал ярый сторонник идей переворота Николай Некрасов. В апреле 1917 года они планировали организовать захват царского поезда, чтобы заставить Николая Второго отречься от престола в пользу сына. Однако Февральская революция помешала их планам осуществиться.

Революция застала нас врасплох. Растерянность среди нас была вначале просто фантастической.

Сразу после революции был образован Временный комитет Государственный думы, на основе которого чуть позже сформировалось Временное правительство. Среди его членов числилось всего три масона – Александр Керенский, Николай Некрасов и Александр Коновалов – которые пытались (и порой успешно) назначать на административные посты своих братьев.

Этот факт зачастую используется как доказательство того, что Февральская революция стала результатом масонского заговора, однако остальные восемь деятелей революции, также входившие в состав Временного комитета и Временного правительства, масонами не являлись.

Очевидно, что Февральская революция не являлась результатом организованного масонского заговора. Многие члены масонских лож выступали за идею государственного переворота и даже обсуждали её с не-масонами, но централизованного масонского заговора это не подразумевало.

Впрочем, даже если представить, что события февраля 1917 года и правда спланировал «тайный масонский центр», перед нами предстаёт обыкновенный пример свержения власти законспирированной подпольной группировкой революционеров, называющих себя масонами.

Что за орден, что за таинства?

Это массовое движение (от 4 до 5 миллионов человек) почти по всему миру тянется, по разным сведениям, с начала 16-го или 17-го столетия. По прикидкам историографов тайное общество масонов выросло из некоего разумного производственного товарищества «вольных каменщиков» в Европе. Буквально по-французски — «франкмасоны». Поэтому масоны и франкмасоны – синонимы. Искаженно – фармазон.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Вольные каменщики были и впрямь каменотесами, они образовывали ремесленные гильдии и братства в средневековой Англии. Кроме них в общество входили и строители, и архитекторы. Вроде современных профсоюзов или по-английски «тред-юнионов».

Не так уж безобидны современные «каменщики». В конце 90-х годов 20-го века в Италии расшифровали ложу П-2. Ее главарь – бывший фашист, а члены – те, кто руководил страной. Ложа назначала и снимала министров, шпионила за оппозиционерами. Как только журналист сообщил о связях П-2 с ЦРУ, был застрелен.

1. Лжесвидетельство

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Они не будут правдиво свидетельствовать друг против друга.

Масоны имеют строгий приказ – никогда не давать правдивые показания против другого масона, если того обвиняют в суде. Они признают, что это может быть лжесвидетельством, но для масонов еще большим грехом является «не защитить своего».

2. Рукопожатие

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

У них есть секретное рукопожатие.

Хотя некоторые члены масонства отрицают этот факт перед общественностью, у этого общества есть, по крайней мере, одно секретное масонское рукопожатие. Предположительно, есть даже фразы, которые масоны произносят только в случае серьезной опасности, которые заставляют других членов братства спешить на помощь. Основатель мормонства Джозеф Смит, как говорят, произнес эту фразу в последние минуты перед смертью.

3. «Ту-бал-кайн»

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

У них есть несколько секретных паролей.

Это один из самых известных фактов о масонах, но люди привыкли думать, что у них есть только один пароль. На самом деле, у масонов есть несколько паролей для различных случаев и ситуаций. Когда человек, который знал последний слог секретного слова, использующегося для церемоний, был убит, они заменили это слово для рядовых членов сообщества на «мор-бон-зи», а «настоящее» секретное слово знают лишь очень немногие люди. «Ту-бал-кайн» — более распространенный секретный пароль, который знает любой масон.

4. Петля

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Ритуалы с петлей.

Хотя сами масоны описывают ритуал инициации в члены братства как красивую церемонию, в качестве одного из атрибутов в нем выступает веревочная петля. Трудно сказать, является ли она угрозой, призывом хранить молчание, или просто символом пуповины (как они сами утверждают), но в любом случае, это достаточно необычно.

5. Солнце

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Они одержимы солнцем.

Масоны считают, что восток символизирует возрождение. Они воспевают солнце, движущееся по небу. Масонские ложи, как правило, ориентированы с востока на запад, чтобы «контролировать солнечную энергию для своих собственных целей».

6. В братстве нет женщин

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Невозможно стать масоном тому, кто является атеистом. Первое требование к неофитам заключается в том, что потенциальные члены должны верить в высшие силы, причем не важно, в какие именно. С другой стороны, представителей традиционно маргинальных групп (таких, как геи) принимают в масоны, если они придерживаются моральных принципов. Однако, в братство до сих пор не принимают женщин.

7. Доллар США

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Их символ присутствует на долларах США.

Если внимательно присмотреться к американской купюре, но несложно выше пирамиды заметить «всевидящий глаз», который является символом масонов, а под пирамидой на латыни написан девиз масонов – «новый мировой порядок». Многие говорят, что решение включить этот масонский символ купюру было не случайным – ведь Бенджамин Франклин, который входил в состав комитета по дизайну долларов, был масоном.

8. Андерс Брейвик

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Андерс Брейвик — масон.

Брейвик, который ответственен за массовое убийство 2011 года в Норвегии, — был членом ложи Святого Олафа в Осло. Андерса немедленно исключили, но его степень участия в организации обсуждается до сих пор.

9. Программа «Аполлон»

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Масоны сыграли важную роль в освоении космоса.

Некоторые говорят, что масоны собираются захватить власть над миром, — но некоторые масоны, кажется, имеют свои виды на Луну. Астронавты в программе «Аполлон», в том числе Базз Олдрин, были масонами. Их обрядовые флаги побывали на Луне и вернулись обратно на Землю.

10. Контроль политики и финансов

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Одной из их целей является контроль политики и финансов.

Официальная позиция масонства довольно хорошо документирована, но она часто просто подается в завуалированном варианте. В банковской, политической и правительственной сферах Англии работает непропорционально большое количество масонов — полмиллиона человек. Даже больницы и университеты часто контролируются масонами.

Невероятная взаимовыручка

Их гораздо больше, чем кажетсяИх гораздо больше, чем кажется

Попасть в этот орден практически невозможно. А действующие члены, как правило люди из высшего света или очень верные идеалам ордена каменщиков. Все они прошли невероятные испытания и доказали готовность отдать жизнь братству.

Поэтому, среди масонов крайне распространено лжесвидетельство. Даже если дело доходит до суда ти масон даст клятву говорить только правду и ничего, кроме правды, то масон никогда не будет давать правдивые показания против собрата по обществу.

Негласным принципом ордена является круговая порука и ответственность за другого члена общества.

Обряд инициации

Даже сами члены ордена каменщиков описывают обряд инициации как невероятно красивую церемонию, но есть в ней странности. Одна из таких странностей заключается в присутствии на церемонии петли. Обыкновенной петли из верёвки. Можно предположить, что это символ пуповины, а значит, рождения. Но хочется думать, что этот символ служит намёком новоиспечённому масону на сохранение молчания и всех тайн.

Исключительно мужчины

Главным принципом масонства является вера в высшие силы, преимущественно в бога, но кандидат может верить в любое сверхъестественное проявление, иметь любые убеждения на этот счёт. Члены братства не требуют друг у друга разъяснения той или иной позиции и не ставят друг друга в неловкое положение.

Если кандидат соответствует всем требованиям, он будет принят, даже если нетрадиционной ориентации. А вот женщин не принимают и по сей день.

Собственно, мировое господство

Тайный замысел мирового господстваТайный замысел мирового господства

Частенько в СМИ проскакивает информация, что в том или ином государстве видный военный, религиозный или политический деятель является членом масонской ложи.

Если огромное количество консприрологических теорий говорят правду, то масоны действительно контролируют мир, так как члены ложи порой являются даже врачами.

Богатство масонов

По некоторым данным часть богатств в серебре на кораблях была переправлена в Россию.

Богатство масонов:

  • Хотя на самом деле движение не приобрело большой популярности в России, однако все же существуют некоторые храмы, а также организации масонов в России, Украине и некоторых странах бывшего СССР.
  • Считается, что все богатства хранятся имена в странах постсоветского пространства, но при этом управление осуществляется с территории Франции и Англии.
  • Сейчас многие историки считают, что главными руководителями масонов считается две большие семьи: Ротвейлеров, а также Ротшильдов. Одно из семейств родом из США, а второе из Англии.

Благодаря немыслимым богатствам, эти две династии контролируют практически весь мир. Согласно некоторым закрытым данным, благодаря огромному количеству средств, они имеют своих последователей в управленческих структурах самых влиятельных государств мира. Считается, что именно эти люди распоряжаются судьбами многих жителей стран Третьего Мира, а также Франции, США и Англии. Сейчас существует очень мало данных относительно деятельности масонства, так как основная заповедь — это держать в секрете свое участие в движении, и не разглашать информацию о нем.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов


Символика масонов

Кто такие масоны в современном мире?

Сейчас практически все собрания масонов проводятся в масонских ложах. Находятся они в различных городах, часто местоположение засекречено. В каждой из стран имеется главная ложа, которая руководит остальными, более мелкими подразделениями.

Кто такие масоны в современном мире:

  • Масоны имеют определенные ритуалы, которые очень схожи с эзотерикой и оккультизмом. Однако все же они верят в Бога, но при этом уточняют, что для каждого он свой. Все ритуалы, которые проводятся среди масонов, могут быть непохожими друг на друга, относительно схожи.
  • То есть каждая организация выбирает себе определенные виды служений, а также обрядов. Но при этом в большинстве случаев они перекликаются между собой и имеют много общего.
  • Самое интересное, что не каждый человек по своему собственному желанию может попасть в сообщество. Это связано с тем, что необходимо пройти специальное собеседование, которое связано с так называемым допросом.
  • В ходе этого допроса человеку завязывают глаза, и задают определенные вопросы. Необходимо на них отвечать без зазрения и правдиво. В 17 веке в масоны принимали лишь людей, которые были финансово независимыми и могли себя обеспечить.
  • До сих пор, и в 17 веке, в масоны не принимают женщин. В 17 веке считалось, что женщина не работала и не могла сама себя обеспечить, кому-то принадлежала. Ее полным владельцем был муж. До сих пор это правило сохранилось.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Собрание масонов

Кто боится масонов?

«Я верю в существование тайного мирового правительства», – заявили 45% участников опроса, проведенного ВЦИОМ в 2014 году. Опрошенные подтвердили: по их мнению, некая организация или группа лиц контролирует действия властей многих государств и оказывает влияние на мировую политику.

Многие участники опроса не просто убеждены в этом, но и способны назвать тех, кто входит в организацию. Самые популярные варианты – политики, олигархи и масоны.

Во многом интерес и даже страх по отношению к тайным обществам подогревают СМИ. Материалы о масонах в российских СМИ появляются часто и вызывают у аудитории неизменный интерес.

Например, выпуск программы телеканала РЕН ТВ «Странное дело» о тайных обществах собрал более миллиона просмотров на YouTube. При этом другие выпуски передачи куда менее популярны: так, программу о путешествиях во времени посмотрели около 300 000 раз.

Заявления, которые звучат в передаче о тайных обществах, крайне провокационны. Один из экспертов программы, например, говорит: «Все мировые войны устроены масонами, тут нет никаких сомнений».

Во влияние масонов на политическую обстановку верят не только в России. Например, в период предвыборной гонки 2012 года во Франции два крупнейших еженедельных журнала посвятили тайному обществу несколько статей.

Издание L’Express вынесло на обложку заголовок «Масоны: как они манипулируют кандидатами», еженедельник Le Point откликнулся статьей «Масоны – нарушители границ».

Тема вызвала живой интерес: обычно в розницу удается продать около 73 000 экземпляров журнала L’Express, но статья о масонах помогла продать 80 000 копий. Сейчас автор статьи Франсуа Кох ведет на сайте еженедельника отдельный блог, посвященный масонству.

Сам Кох говорит: «Эта тема никогда не перестает интересовать читателей. Тайна – вот что привлекает внимание».

Материалы о масонах стабильно вызывают интерес, а провокационные выводы лишь усиливают его. Издания постоянно конкурируют за аудиторию, поэтому отказываться от такого надежного способа привлечь читателей невыгодно.

Традиционные СМИ переживают сложный период: часть их потенциальной аудитории уходит в Интернет, так что редакции и дальше будут обращаться к теме масонства как к надежному источнику читательского внимания.

Легенда о масонах

Когда же появилось масонство? Сами масоны возводят историю своего общества к незапамятным временам – строительству храма Соломона.

Согласно легендам, строители храма образовали братство для взаимной поддержки и передачи знаний об архитектуре. С библейской эпохой связаны основные мифологические сюжеты масонства, например, легенда о смерти мастера Хирама.

Согласно преданию, Хирам руководил строительством храма Соломона. При нем работников разделили на три разряда – учеников, подмастерьев и мастеров. Труд оплачивался в зависимости от того, к какому разряду принадлежал работник. Мастера, разумеется, получали больше всех.

Для каждой «ступени» Хирам разработал особые знаки и пароли: когда наставало время получать оплату за работу, строитель с их помощью подтверждал, что относится к одному из разрядов. Это и привело к смерти Хирама: однажды трое рабочих решили силой выпытать у него пароль, по которому оплату получали мастера.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов


Согласно другой распространенной версии, учеников не интересовали деньги – они хотели выведать тайну архитектурной и мировой гармонии, которой владел лишь великий мастер Хирам.

Каковы бы ни были причины, когда архитектор отказался выдать тайну, рабочие убили его и похоронили в лесу. На могиле убийцы оставили ветку акации, которая пустила в землю корни – так другие братья-строители узнали, где похоронен Хирам.

В этой легенде «зашифрованы» основные принципы масонства.

Братья делятся на учеников, подмастерьев и мастеров – каждая степень отражает, насколько полноценно участник вовлечен в жизнь братства. Масоны обмениваются знаниями между собой, при этом сохранение тайны знания принципиально важно.

Члены общества проводят ритуалы и находятся в поиске смысла масонских символов. Например, ветвь акации символизирует и возрождение после смерти, и чистоту, и святость.

Размышление над символами – важный путь продвижения по иерархии степеней: открывая новые трактовки, ученик становится подмастерьем, а в дальнейшем – мастером.

Важно, что у масонов нет единых догматов, поэтому толкования символов могут заметно отличаться. Также легенда о Хираме легла в основу ритуала посвящения масона в степень мастера.

От легенды к истории

Историки масонства сходятся во мнении, что легенда о Хираме – чисто символическое повествование, и истоки масонства следует искать гораздо позже. Обычно началом масонства считают средневековые братства каменщиков, что согласуется и с названием общества (англ. freemasons и франц. franc-maçons означают «вольные каменщики»).

В Средние века каменщики объединялись вокруг больших строек. Например, многие соборы строились столетиями, и работники компактно селились неподалеку от площадки. Считается, что само слово «ложа», которым сейчас называются масонские объединения, происходит от английского lodge: так называли помещения, где хранились инструменты.

Со временем объединения строителей приобрели цеховую организацию. Появились строгие правила, которые регулировали прием новых членов в братство, разрешение конфликтов между братьями, порядок оплаты работ и выплаты компенсаций при несчастных случаях на стройке.

Как и другие средневековые профессиональные объединения, цехи материально поддерживали братьев, попавших в трудную ситуацию.

С окончанием масштабного строительства соборов, к XVII–XVIII векам, объединения каменщиков постепенно пришли в упадок. В Англии в братства все чаще вступали те, кто не имел отношения к строительству, их называли «сторонними каменщиками». Это были богатые и просвещенные люди.

В середине XVII века в ложу вступил антиквар Элиас Эшмол – его коллекция легла в основу старейшего общедоступного музея Великобритании. В конце столетия масоном стал король Англии Вильгельм III Оранский.

Историки предполагают, что именно «сторонние каменщики» решили создать новые просветительские общества в «оболочке» существующих братств каменщиков, чтобы не привлекать лишнего внимания властей.

Политическая обстановка в Англии в конце XVII века была неспокойной, в 1688 году произошел очередной государственный переворот, названный Славной революцией. При нестабильности в обществе собрания любого рода вызывают подозрения, поэтому братства строителей могли стать камуфляжем для встреч просвещенных и обеспеченных «сторонних каменщиков».

От средневековых строителей масоны унаследовали многие свои символы. Знаменитые циркуль и наугольник обозначают обучение, умение проводить границы и распознавать истину. Белый фартук ученика символизирует высокие этические стандарты, которыми должен руководствоваться масон.

Современную историю масонства отсчитывают с 24 июня 1717 года. Тогда представители четырех лондонских лож собрались в таверне «Гусь и вертел» и приняли решение создать объединенную Великую ложу Лондона и Вестминстера.

Малые ложи продолжали работать, как прежде, но начиная с 1717 года их участники проводили ежегодные совместные собрания, где обменивались опытом. Эту схему повторяет и современное масонство – у масонов нет центральной управляющей организации.

Несколько масонских лож на определенной территории объединяются в Великую ложу. При этом такая лидирующая организация не может существовать сама по себе, ее обязательно должны признать другие Великие ложи.

Таким образом ложи оказываются связаны международными отношениями, во многом похожими на дипломатические. Каждая ложа может проводить собственные ритуалы и по-своему толковать масонские символы.

Как возник миф о масонах-заговорщиках?

Секретный характер масонских лож и их широкие международные связи с самого начала вызывали подозрения властей. Запрещать деятельность лож начали еще в середине XVIII века.

В Голландии масонские собрания запретили в 1735 году, в Швеции – в 1738-м, в Цюрихе – в 1740-м. Несколько булл и энциклик римских пап посвящены осуждению масонов как опасной секты, первый такой документ вышел в 1738 году.

Критика в адрес масонов усилилась после Великой французской революции. В 1797 году вышла книга аббата Огюстена Баррюэля «Памятные записки к истории якобинства».

Автор утверждал, что к революции привел «тройной заговор». В нем, по мнению Баррюэля, участвовали три группы возмутителей спокойствия.

Первых он называл «софистами безбожия» – это были философы-атеисты эпохи Просвещения. Вторые, «софисты возмущения», – основоположники либерализма Жан Жак Руссо и Шарль Луи Монтескьё, выступавшие за естественную свободу личности, разделение властей и равенство перед законом. Интересно, что и Руссо, и Монтескьё были масонами. Третьи, «софисты безначалия», – это масоны и баварские иллюминаты, призывавшие, по словам Баррюэля, к полному упразднению государств во имя всемирного братства людей.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов


Баррюэль считал, что «софисты» не только стремились насаждать атеистические взгляды и идеи равенства, но и хотели со временем разрушить все формы политической и общественной организации, следующие моральным принципам католической церкви.

С точки зрения автора «Памятных записок…», они были «режиссерами» революции, создав систему, которая привела к свержению монархии.

Тройная структура заговора укладывалась в формулу «свобода, равенство и братство» – Баррюэль считал, что в этих словах и заключается тайное знание масонов.

Аббат утверждал: сама структура тайных обществ, состоящих из отдельных лож, помогает сохранять заговор в секрете. Свой вывод он иллюстрировал историей баварских иллюминатов — философско-мистического объединения последней трети XVIII века.

Иллюминаты действительно призывали к радикальным политическим реформам. Образовалось это объединение в 1776 году независимо от масонства, но с начала 1780-х иллюминаты стали вступать в масонские ложи, чтобы использовать их популярность для распространения своих идей. В 1785-м деятельность баварских иллюминатов официально запретили.

«Запрещение иллюминатов баварскими властями в 1785 г. и публикация секретных документов ордена, попавших в руки полиции, вызвали настоящую панику как среди самих масонов, внезапно узнавших, что их пытались сделать орудиями в опасной игре, так и среди их традиционных противников», – пишет российский историк и литературовед Андрей Зорин.

Несмотря на запрещение деятельности баварских иллюминатов, Баррюэль считал, что существует множество других «ячеек» общества, которые втайне продолжают работу и намерены полностью разрушить политическую систему Европы.

Европейцы были напуганы революцией и последовавшими войнами, и многие горячо поддержали теорию аббата Баррюэля.

«Памятные записки…» обсуждали в крупнейших политических и литературных журналах, а спустя два года после публикации книгу перевели на английский, и вплоть до ХХ века регулярно переиздавали.

Спустя год после выхода «Памятных записок…» британский физик Джон Робинсон выпустил труд под названием «Доказательства тайного заговора против всех религий и правительств Европы», повторяющий большинство заявлений Баррюэля. Обе книги вызвали мощную волну обсуждений и подражаний.

И Баррюэль, и Робинсон не старались разграничить информацию о масонах, иллюминатах и других тайных обществах. Чем популярнее становились книги, тем отчетливее вырисовывался единый образ заговорщика, в котором слились все отрицательные черты.

Поскольку масонство было самым старым и известным течением и имело представительства во многих странах Европы, этот образ в сознании европейцев прочно связался именно с масонством.

Еще одно явление, которое повлияло на репутацию масонов – антисемитизм. Масоны в своих ритуалах и обсуждениях часто обращались не только к ветхозаветной символике, но и к истории и символике каббалы, мистического течения в иудаизме.

Поэтому массовое сознание связало между собой иудеев и масонов. Так исторически сложившееся негативное отношение к иудеям отчасти отразилось и на масонстве.

Наследники аббата Баррюэля

Современные теории заговора повторяют многие положения книги Баррюэля и высказывания антисемитов XIX и XX веков.

Например, читаем в книге экономиста и публициста Олега Платонова «Россия под властью масонов», вышедшей в издательстве «Русский вестник» в 2000 году: «Масонство во всех его проявлениях – тайное преступное сообщество, преследующее цель достижения мирового господства на началах иудаистского учения об избранном народе. Русская Православная Церковь всегда осуждала масонство, справедливо считая его проявлением сатанизма. Масонство всегда было злейшим врагом человечества, тем более опасным, что пыталось свою тайную преступную деятельность прикрывать завесой лживых рассуждений о самосовершенствовании и благотворительности. <…> Масонское влияние было одним из главных факторов во всех войнах, революциях и великих потрясениях XVIII–XX веков».

В своей книге Платонов утверждает: «Обычный масонский ритуал в наше время отходит на второй план. Большая часть “масонской работы” осуществляется уже не в традиционных масонских ложах, а в различных закрытых организациях масонского типа».

К этим организациям автор относит в том числе и ПЕН-клуб, международную правозащитную организацию, объединяющую писателей, поэтов и журналистов.

Публицист делает множество крайне смелых заявлений. Как и аббат Баррюэль в конце XVIII века, он смешивает множество понятий в единый образ заговорщика. Платонов соединяет понятие «масонской ложи» с расплывчатыми определениями «закрытых организаций масонского типа» и «мировой закулисы» и утверждает, что российских масонов финансирует ЦРУ.

Также он заявляет, что масоны стоят за обвальным падением рубля в 1994 году («Черный вторник») и несколькими войнами конца ХХ века.

При этом Платонов не приводит доказательств своих утверждений. В списке литературы, использованной при подготовке книги, всего 21 источник, из них 15 – публикации в СМИ. Также в списке знаменитая книга Нины Берберовой «Люди и ложи», написанная для широкого круга читателей, и всего два документа из архивов.

Один из оставшихся источников озаглавлен так: «Материалы специальных аналитических разработок (по данным внутренней масонской информации)». Платонов не приводит ни автора, ни выходных данных «специальных аналитических разработок».

На такие «неназванные источники» автор ссылается неоднократно. Книга претендует на высокий уровень анализа сложнейших политических проблем, но при этом не использует в качестве источника ни одной научной работы.

Ежегодно в России и за рубежом выходят сотни книг о теориях заговора, построенных по той же схеме: вольное смешение понятий, не подкрепленные фактами громкие заявления, отсутствие научной базы.

Так кого же бояться?

Образ масона-заговорщика активно используется по всему миру. В 2007 году американец Эдвард Льюис Браун призвал сограждан не платить федеральный подоходный налог – по его мнению, за повышением сбора стояли масоны и иллюминаты.

Без «вольных каменщиков» не обходятся многие популярные во всем мире теории заговора. Масонов обвиняют в убийстве Джона Кеннеди, фальсификации фотографий с Луны и сотрудничестве с рептилоидами. Абсурдность этих идей не мешает их популярности.

Марина Птиченко говорит: «Я думаю, что обществу, наверное, просто нужна вера в какую-то легенду, нужен образ врага, потому что действительность отличается от наших представлений о том, как должно быть».

Основные принципы

Масонствоберет свои корни изслияния традиций работы цеховых каменотесов и постулатов средневековыхрыцарских орденов. Принцип образования тот же – замкнутое элитарное объединение людей с определенными целями и идеологией. Проследить точную дату появления этой идеологии невозможно из-за того, что масонство окружено тайнами,легендами и мистикой.

Доподлинно известно лишь то, чтопервая Великая ложабыла основана в Англии в 1717 году.

Каменщикиистроители(необязательно буквально каменщики – также и люди, которые участвуют в духовном построении вселенной, ученые, предприниматели, политики и религиозные деятели) наделяются в масонстве определенной моральной миссией. Эти люди объединяются в тайное братство, обязуются блюсти определенные правила и эзотерические ритуалы, участвовать в собраниях, дискуссиях и обсуждении насущных вопросов. Каких именно – решает ложа.

Вообще все, что касается непосредственной жизни масонов внутри сообщества, остается в строжайшей тайне. Однако своюпринадлежность к масонамможно и не скрывать.

Таким образом, в масонство привлекаютсялюди образованные, не бедные и способные влиять на мировые процессы в области культуры, экономики, политики.

Символы масонства

Так как масонство является тайным учением, символов и инструментов иносказания у них очень много. Пожалуй, самый распространенный из них – этоперекрещенные циркуль и угловая линейка. Единой их интерпретации не существует, как и не существует никаких масонских догм. Но зачастую это расшифровывается как обладание инструментами для точного замера и понимания своего положения ивлияния на мир.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов


В масонствеиспользуется большое количество символов в виде строительных материалов, инструментов, многие восходят к архитектурному искусству. Это отсылает к сравнению строительства зданий и строительства человека и общества.

Наиболее часто встречающиеся символы масонства:

  • Молоток;
  • Мастерок;
  • Транспортир;
  • Уровень;
  • Отвес;
  • Каменные плиты;
  • Фартук;
  • Перчатки;
  • Цветы акации;
  • «Лучезарная дельта» — пирамида с глазом внутри как символ бога.

Практически всемасонские символыимеют древние аналоги в религиозных трактатах и легендах, но точную их интерпретацию узнать невозможно.

У масонов также существует свойневербальный язык– жесты и рукопожатия, которыми они общаются друг с другом и обмениваются тайными сигналами в публичных местах.

FAQ о масонстве

  • Так что вообще делают масоны?

Основная практическая деятельность масонских орденов – этоблаготворительностьи участие в финансовых операциях, способных, по их мнению, изменить мир к лучшему. Все остальное относится к деятельности духовной – соблюдение принципов братства людей, проведение ритуалов, дискуссий, изучение философии и побочных наук.

  • Масоны – сектанты или нет?

Вопреки всем теориям,масоны – это не секта. По сути, они вообще не имеют отношения к религии, хотя основные символы и легенды перекликаются с христианством и иудаизмом. Это скорее эзотерически-философские объединения.

Стать масоном, если вы атеист, невозможно. Каждый член масонской ложи исповедует ту или иную религию, на свой выбор. Ложа не вмешивается в эту часть жизни, но любой из существующих образов бога называют лишь Великим Архитектором Вселенной. То есть, по части религии в масонстве плюрализм и демократия – каждый волен верить в то, что ему близко. Никаких дискуссий на тему религии не ведется принципиально.

Тут же можно сказать о том, что никаких «жидомасонов» не бывает – сообщество не состоит исключительно изевреев. По доступным данным, они даже не имеют численного преимущества.

  • Масоном может стать женщина?

Масонство делится на европейское и американское. Отличия двух направлений в том, какие правила соблюдают посетители ложи. Так в европейской традицииженщины могут войтив братство, в Америке это категорически невозможно.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов


Единственная женщина, которая пыталась познать тайны масонства и проникла в здание ложи в Кентукки, была поймана и продержана в плену месяц.
  • У масонов есть своя книга или заповеди?

Да, есть – этосвод принциповиморальных законовсообщества, который называетсяландмарками(«разметками земли»). У масонов нет доминирующего класса, каждая ложа находится в самоуправлении, поэтому любые возникающие споры или разногласия регулируются именно через ландмарки.

Загвоздка в том, что их количество и содержание варьируется в каждой ложе. В европейских принято считать, что их 25 (сформулировал Альберт Маккей в 1856 году) или 40 (авторства Джорджа Оливера, 1863). Американцы пошли дальше и установили разное количество ландмарок в разных штатах. Так в ложах Нью-Джерси их 10, а в Кентукки аж 54.

  • Как выглядят масонские ложи?

О том,как они выглядятизнутри, мы знаем немного и лишь через кино – о достоверности судить нельзя. Но снаружи это ничем не примечательные здания, часто в европейском стиле. Разве что на фасаде может бытьизображение символов масонства.

Особо отличилось разве что построенное в 1892 году зданиемасонской ложи в Чикаго. Это было здание высотой 22 этажа, которое считалось самым высоким в мире.

Ложадолжна бытьпостоянной локацией, то есть, занимать какое-то строение. Они имеютиерархию, всякая новая сначала получает разрешение от вышестоящей и только после этого может считатьсямасонским храмом. Часто ложи могут отличаться друг от друга контингентом: есть те, в которых собираются люди определенной профессии, в некоторых – живущие неподалеку.

Для придания таинственности и некоей загадочности в ложах нет окон.Масонампривычнеепроводитьсвоимероприятияв полумраке. Двери, стены и все свободное пространство в залах заседаний украшены всевозможной атрибутикой:

  1. Масонские флаги;
  2. Звезда Давида;
  3. Хоругви;
  4. Каббалистическая символика.

Стоит сказать, что зрелище не самое веселое, для новичка со слабыми нервами — настоящий шок.

В самых важных комнатах, предназначенных для высших масонских чинов, все пропитано роскошью. Они восседаютза шикарным столоми на креслах, созданных искусным мастером. Полы покрыты дорогими коврами, сверкают золоченые рамы картин.

Ложаимеет отдельное помещение длямасонской трапезы(агапы). В гардеробной каждый член братства может облачиться в специальные одежды, а с помощью парикмахера и гримера нанести необходимый грим и причесаться.

  • Масоны и иллюминаты – это одно и то же?

Нет,иллюминаты– это абсолютносекретное общество«просвещенных в тайны мира» с немецкими корнями. В отличие от масонов, члены сообщества иллюминатов не могут разглашать свою к ним принадлежность и официально иллюминатов не существует.

Масонство– одна из частейамериканской культуры. Попасть в это общество и задать вопросы самому довольно непросто. Но приехать в США и изучить вопрос на месте – почему бы и нет.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

  • Каково разнообразие американских масонских лож?

Кроме розенкрейцеров, первым императором которых был Спенсер Льюис, существует множество другихнаправленийи разветвлениймасонства.

Все американские масоны горды своей страной, уверенно считают, что это «великая масонская сверхдержава».

В Америке расположены штаб-квартиры многих обществ масонов таких разновидностей:

  1. Орден тамплиеров.
  2. Еврейскиебратства иудеев, в которые допускаются члены по национальному признаку, т. е., только евреи. Все их совещательные мероприятия проходят в строжайшей тайне.
  3. «Пилигримы сионизма» также относится к национальной еврейской организации.
  4. Орден «Бнай-Брит» — центр еврейских масонов. Его члены занимают самые ответственные должности во властных и бизнесовых структурах.

Масон Генри Фордпризнавал масонство, как прочную точку опоры для США. Главный критерий — они точно знают, чему должны учиться их дети.

  • Как построить карьеру через масонство?

Каким бы загадочным и не до конца изученным ни быломасонское общество, в Америке пребывание в его рядах означает вероятность болееуспешной карьеры.

К масонам сохраняется противоречивое отношение, но их влияние на развитие общества достаточно велико. Лишь единицы приверженцев ордена стесняются таким членством. В основном, это те, кому пришлось статьмасономисключительно, чтобы сделать карьеру.

У большинства это вызывает гордость и ощущение нескрываемого превосходства. Например, представители такого видамасонства, как розенкрейцеры (в их обязанности входит пропаганда оккультной литературы), уверены, что обладают особой исключительностью и значимостью. Они несут высоко свое право обладания «великими тайнами».

Как вступить в ложу масонов

Высшие органы управления объединением могут принимать новых членов. Около сорока активных масонов собираются в среднем два раза в месяц. Есть несколько лож численностью до нескольких сотен с разной частотой встреч. Каждое объединение лично выбирает почтенного для реализации внешних решений. Для принятия объединением существует определенный обряд – однородный набор церемоний. Они значительно разнятся в культурах масонства. Одна и та же ложа последовательно практикует различные масонские обряды.

Все масоны начинают свой путь на уровне «ремесла» с дальнейшим посвящением, прохождением и возвышением. Во время трех ритуалов соискателя постепенно обучают символам и доверяют ему знаки и слова. Они показывают другим участникам, какие степени он принял. Аллегорические церемонии включают в себя лекции о строительстве Храма Соломона, а также творчества и кончины великого архитектора Х. Абиффа. Существует множество версий ритуалов, окутанных легендами.

Иерархия масонов

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

В обществе братья и сестры сначала становятся учениками, а затем переходят в компаньоны. Вскоре они повышаются до магистра. Пока участник находится в статусе ученика, ему не позволено выступать в ложе. Он должен слушает и проникается духом теней.

К трем основным степеням добавляются факультативные системы высоких степеней. Они ступенчатые: пять орденов во французской культуре, шесть степеней в действительном обряде Соломона. В Шотландии различают от семи до 33 в древнем учении. В египетских обрядах число степеней достигает 99-ти.

Ложа обрамлена пятью огнями:

  • почтенный магистр (или председатель);
  • первый надзиратель;
  • второй надзиратель;
  • оратор (в обрядах французского происхождения);
  • секретарь.

Есть и другие офицеры, занимающие конкретные должности (чины). Они не имеют никакого отношения к званию или степени (за исключением того, что он должен быть мастером). Офицеры, как правило, ежегодно избираются мастерами ложи. В зависимости от лож, функции обновляются через два или три года после избрания. Третья степень масонства появилась в 1720-х годах. Ей потребовалось много времени, чтобы распространиться по масонским ложам.

Женщины тоже могут вступить

Первые инициации происходили во Франции в XVIII веке. При этом, братья и сестры иногда ходили в одинаковой одежде. После революции эти ложи утратили привычный характер. В 1882 году в Великой шотландской ложе появилась Мария Дерайс. Свободолюбивая журналистка и феминистка-активистка она основала систему смешанного права.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

В XXI веке в большинстве европейских стран женщины могут стать участниками масонства со смешанным или женским сословием. Старейшим признается Международный масонский орден, основанный в 1901 году. Еще один – Order of Women Freemasons (OWF) был сформирован в 1908 году.

Либеральные течения признают смешанные и женские ложи. Некоторые признают женские ложи и принимают их присутствие, но не инициируют их. Представители традиционной ветви формально не признают никаких групп, принимающих женщин. Во многих странах могут существовать неформальные отношения или разовое сотрудничество. Объединенная великая ложа Англии считает, что женщины из объединений HFAF и OWF должны рассматриваться как часть масонства.

В США и Канаде женщины чаще вступают в масонство не напрямую, а через отдельные ассоциации. Они имеют собственные традиции и ритуалы, такие как Орден Восточной звезды или дочери Нила, действуют вместе с традиционными масонскими ложами.

Масоны и христианство

Конституция Андерсона первоначально утверждала, что масон «не может быть глупым атеистом или нерелигиозным распутником». Позже она была изменена, чтобы «позволить религии или способу поклонения человека быть тем, что он может». Сегодня организация проповедует свободу религии и вероисповедания.

Христианские конфессии во всем мире имеют напрямую заявляют о негативном отношении к масонским традициям. В высказываниях Католическая Церковь настаивает на том, что масонство пропагандирует натуралистические деистические верования. Такие идеи противоречат главной церковной доктрине. Основная религиозная оппозиция берет начало у истоков масонства. Католики считают, что масонство распространяет релятивизм в вопросах веры. То есть идею, что ни одна религия не будет правдивее, чем другие. Первое осуждение масонства католической церковью приходится на 1738 год, времени Климента XII. Она продолжается несколько поколений позднее у Бенедикта XIV, Пия IX и Льва XIII.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

В 2017 году папа Франциск отказывается от масонского посла в Ватикане. Ранее, в июле 2013 года он выступает против групп давления, проникающих в церковь. Он осудил политическое лобби жадности. В 2015 году в своем обращении к молодежи папа в Аргентине критикует влияние масонов и их враждебность к христианству. Популярны идеи о всеохватности евреев в общину, несмотря на явную христианскую направленность движения. Недавно крупнейшая баптистская ассоциация Соединенных Штатов, также заявила, что принадлежность к масонству несовместима с ее убеждениями.

1. Масоны являются самой старой братской организацией в мире

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Масоны — это старейшая братская организация

Масонское братство возникло в Европе ещё в средние века. Вначале эта организация была гильдией строителей. Они занимались в основном строительством соборов. С упадком интереса к этой отрасли сместился и фокус сообщества. Сегодня масоны — это общественная и филантропическая организация.

Целями их является ведение добродетельного и социально ориентированного образа жизни. Так говорит Маргарет Джейкоб, профессор истории Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и автор книги «Жизнь в эпоху Просвещения: масонство и политика в мире». «Основанная в эпоху Просвещения, организация по-прежнему выражает её основные ценности, религиозную терпимость, жажду знаний и общительность», — говорит Сесиль Ревоге, масон, историк масонства и профессор Университета Бордо.
Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Вопреки распространённому мнению, что это тайное общество, не такое оно уж и тайное, на самом деле

По словам Джейкоб, хотя масоны, вопреки распространённому мнению и не являются тайным обществом, у них есть свои секретные пароли и ритуалы. Своё начало они берут в средневековой гильдии. В самом начале в братстве было три степени: Ученик, Товарищ и Мастер-масон. Сегодня эти должности имеют более философское значение.

2. Масонские символы — это не совсем то что вы думаете

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Самые знаменитые символы масонов — это наугольник и циркуль

Члены этого сообщества издавна использовали для общения между собой специальные визуальные символы. Око провидения или «Всевидящее око» не принадлежит масонам на самом деле, но они всегда его использовали в качестве символа всеведения Бога. Самый известный масонский знак — это «Наугольник и циркуль». Это предметы строителя.

Буква «G» в центре до сих пор служит предметом споров. Некоторые эксперты полагают, что буква G в центре — значит геометрия. Масоны считают её царицей наук. В то же время другие утверждают, что она представляет Бога, которого масоны называют «Великим Архитектором Вселенной». Наугольник и циркуль и сегодня остаются популярными символами для масонских колец.
Менее знаменитый важный масонский символ – это улей. Они взяли его из природного мира. В этом глубокий символизм. Ведь изначально масоны были рабочими, которые должны были трудиться, как пчёлы. Улей же символизирует собой именно трудолюбие.
Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

То самое здание в центре Лиссабона

Символ масонского квадрата и циркуля можно увидеть на стене основного этажа в штаб-квартире шотландского обряда масонства в Вашингтоне, округ Колумбия. Масонское рукопожатие, на здании в центре Лиссабона.

3. Да, масонское рукопожатие есть… и не одно

Масоны приветствуют друг друга различными рукопожатиями, в зависимости от их ранга в организации. Существует рукопожатие для каждой степени: ученика, товарища и магистра. То есть первых трёх степеней, а также для более высоких степеней. У каждого обряда свои рукопожатия, поэтому их видов довольно много. Они используются в основном во время масонских церемоний.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Тайная церемония масонского общества

4. Католическая церковь осуждает масонство и запрещает представителям братства быть членами церкви

Масонство по сути своей не является религией. Все члены этого общества верят в существование некого Высшего Существа или, как они говорят, «Великого Архитектора Вселенной». Масоны бывают членами различных религиозных конфессий. Католическая церковь — это единственная организация, которая запрещает масонам быть её членами. Впервые представители католицизма осудили масонство в 1738 году. Высшее церковное духовенство было весьма обеспокоено многочисленностью масонских храмов и тайными ритуалами, проводимыми в них. В 19 веке Ватикан даже заклеймил масонов как «Синагогу сатаны».

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Ватикан сказал, что масоны — это «Синагога сатаны»

Церковь пошла ещё дальше в 1983 году, заявив: «Их принципы всегда считались несовместимыми с доктриной Церкви. Поэтому членство в подобных организациях запрещено. Верующие, вступающие в масонские ассоциации, находятся в состоянии тяжкого греха и не могут принимать Святого Причастия».

5. Масоны вдохновили появление первой третьей политической партии Америки

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Масонский символ на американских деньгах

В политической системе Соединённых штатов принято существование двухпартийной системы. Впервые третья партия, Антимасонская, образовалась в 1828 году. Политическая элита Америки стала опасаться слишком закрытой и невероятно могущественной организации, коими были масоны. Многие из членов Антимасонской партии открыто заявляли о различных теориях масонского заговора. Некоторые лидеры утверждали, что печально известное убийство того времени было делом рук именно масонов, чтобы не дать жертве раскрыть секреты тайной организации.

6. Это всё ещё чисто мужской клуб… В основном

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Закрытый мужской клуб?

Традиционно членство в масонских организациях было доступно только для мужчин. В «Конституции 1723 года», своего рода путеводителе по организации Джеймса Андерсона, написанном под эгидой Великой Ложи Англии, членство женщин и атеистов было исключено наряду с рабами.
Теперь масоны могут принадлежать к любому слою общества, при условии, что они могут позволить себе оплатить годовой взнос. Женщинам разрешено вступать в дочернюю организацию под названием Орден Восточной Звезды. Также некоторые ложи даже признают женщин-членов. Масонство на самом деле не так универсально, как утверждается, поскольку во многих странах женщины и атеисты по-прежнему не могут быть членами общества. В США и Европе правила могут варьироваться от города к городу, от одного поселения к другому.
Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Башня масонов. Согласно легенде, здесь, в таинственном колодце глубиной 27 метров, напоминающем перевёрнутую башню, масоны проводили свои обряды инициации

Поскольку в Соединённых Штатах нет национальной организации, Великие ложи в каждом штате — это суд последней инстанции. Это иногда приводит к более чем противоречивым решениям. Например, в Америке несколько Великих лож всё ещё отказываются признавать масонство принца Холла, потому что он афроамериканец.

7. Известные масоны повсюду

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Джордж Вашингтон

Известных масонов можно найти на протяжении всей истории: Джордж Вашингтон был магистром, а Бенджамин Франклин был одним из основателей первой масонской ложи в Америке. Также президенты Франклин Д. Рузвельт и Джеральд Форд были масонами, как и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Вольфганг Гёте, Редьярд Киплинг, Пётр Чаадаев, Генри Форд и Джузеппе Гарибальди также были масонами.

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Вольфганг Амадей Моцарт

Кто такие масоны и чем отличаются от иллюминатов

Уинстон Черчилль

Если верить в мировые заговоры, то вся культура, созданная человечеством – это есть самый настоящий заговор. Весьма утончённый и разветвлённый заговор против… природы! Цивилизация — зверь, созданный человеком и пожирающий Землю. Где же его истоки? Если подумать, то в самом начале, когда человечество освоило письмо. Буквы породили целый мир искусственных символов, постепенно отделивших человека от матери-природы. Так что истоки всемирного заговора, наверное, лежат в самой человеческой способности мыслить!
Несмотря на это, всевозможные вариации на тему всемирного заговора постоянно пополняются всё новыми «железобетонными» свидетельствами. Единственный вопрос, который весьма трудно разрешить в рамках данной теории: против кого, собственно, направлен этот заговор, если он всемирный? Если Моцарт в нём заодно с Вашингтоном, Коменский заодно с Керенским, а Пушкин — с Дантесом, то против кого же он?