Марианна Бреслауэр и ее авангардные фотографии потрясающей раскрепощенности

В ее снимках формировался образ уверенной в себе «новой женщины» 1920‑х годов, к которым принадлежала и она сама. Марианна Бреслауэр мечтала о карьере фоторепортера, но ее работы говорят о том, что художественная позиция автора укоренилась между радикальным реализмом «Нового видения», кинематографическим образом постановочной картинки и субъективным репортажем.

Марианна Бреслауэр снимала в то время, когда фотография переходила от статуса салонного искусства к радикально новому художественному средству. «Меня интересовала реальность, точнее, незначительная реальность, реальность, которую большинство людей упускают из виду», – говорила Бреслауэр.

alt

Марианна Бреслауэр (Mar­i­anne Bres­lauer) принадлежала к поколению женщин-фотографов, которые воспользовались свободой, предоставленной Веймарской республикой. Родилась в 1909 году в Берлине в семье архитектора. Сначала брала уроки фотографии в родном городе и восхищалась тогдашним известным портретным фотографом Фридой Рисс, хотя в будущем видела себя фоторепортером. В 1929 Бреслауэр поехала в Париж, где ненадолго стала ученицей Мана Рэя. Она надеялась, что сможет с ним работать, но знаменитый сюрреалист призвал молодого фотографа идти своим путем.

alt

Марианна Бреслауэр, автопортрет.

Следуя напутствию Рэя, она исследовала чарующую французскую столицу. Ее интересовала и жизнь бродяг на берегах Сены, и эксклюзивная атмосфера скачек в Лоншане, и ярморочная суета. Как и многие молодые люди ее времени, Бреслауэр восхищалась работами Андре Кертеса и Брассая, и в то же время ее привлекали художественные тенденции движения «Новое видение».

alt

Школьница, Жирона, 1933.

Через год Бреслауэр начала работать в Берлинской фотостудии Ull­stein, овладела навыками фотопечати, а к 1934 году ее снимки уже публиковали во многих ведущих журналах (Frank­furter Illus­tri­erten, Der Quer­schnitt, Die Dame, Zürcher Illus­tri­erten и Das Mag­a­zin). Карьере помешали растущие антисемитские настроения. Из-за еврейского происхождения редакторы предложили Бреслауэр публиковаться под псевдонимом, но она отказалась и уехала из Германии. Хотя ее снимок «Школьница» победил в номинации «Фото года» на «Salon inter­na­tion­al d’Art pho­tographique» в Париже в 1934 году.

alt

Париж, 1937.

С начала 1930‑х годов Марианна Бреслауэр путешествовала по многим европейским странам и Ближнему Востоку. В некоторых поездках ее сопровождали друзья. В Испанию она ездила с Аннемари Шварценбах, писательницей, которую Бреслауэр еще не раз фотографировала. До 1937 года Бреслауэр оставалась активной в съемке моды, рекламы, путешествий, городской жизни и портретов.

alt

Рождественская ярмарка, Берлин, 1930.

В 1936 году Бреслауэр эмигрировала в Амстердам. Там она вышла замуж за арт-дилера, с которым переехала в Цюрих. В Швейцарии прожила до самой смерти (2001 год), так и не возвратившись к фотографии. Марианна Бреслауэр оставила после себя не самое обширное фотографическое наследие, поскольку карьера фотографа охватывает 1927–1938 годы. Но ее работы – яркий пример не теряющей свежести «новой фотографии». Сегодня ее работы можно найти в авторитетных коллекциях.

alt

В Берлине, 1932.

Когда в интервью ее спросили, что делает снимок хорошим, она, не колеблясь, ответила: «Ни техническое совершенство, ни разительный сюжет не имеют решающего значения; значение имеет сила образа, экспрессия – тайна схваченного момента».

alt

Аннемари Шварценбах.

alt

Аннемари Шварценбах (слева) с подругой в Потсдаме в 1934 году.

alt

Аннемари Шварценбах со своей машиной и пастух в Пиренеях, 1933.

alt

Аннемари Шварценбах.

alt

Аннемари Шварценбах, Берлин, 1932.

alt

Аннемари Шварценбах.

alt

Аннемари Шварценбах со своей собакой в 1932 году.

alt

Рыболов на Сене, 1929.

alt

Париж, 1929.

alt

Памплона, 1933.

alt

Берлин, 1930.

alt

Пол Ситроен, Берлин, 1917.

alt

Аннемари Шварценбах в своей машине и цыганские дети в Пиренеях, 1933.

alt

Аннемари Шварценбах пересекает Эйфелев мост через реку Оньяр в Жироне, 1933.

alt

Рут фон Морген, Берлин, 1934.

alt

Джемила, Иерусалим, 1931.

alt

1931 год.

alt

alt

Мод Тиссен.

alt

Работающая девушка на досуге, Берлин, 1933.

alt

Работающая девушка на досуге, Берлин, 1933.

alt

Работающая девушка на досуге, Берлин, 1933.

alt

Работающая девушка на досуге, Берлин, 1933.

alt

Александрия, 1931.

alt

alt

alt

Марианна Бреслауэр, 1930-е. Фотограф Эрвин Блюменфельд.

alt

Берлин, 1927.

alt

Лиза фон Крамм, Берлин, 1934.

alt

alt

Пол Ситроен и доктор Даусс, Париж, 1929.

alt

alt

alt

+5
Нет комментариев. Ваш будет первым!