Все будет Северным путем

22:55
/
38
/

Новые атомные ледоколы ЛК-60, фото ПортНьюс ©

В рамках развития экспортных и транзитных перевозок по Севморпути планируется строительство флота специальных транспортных судов арктического ледового класса, в том числе балкеров и контейнеровозов. В «Росатоме» в качестве перспективных проектов видят развитие экспорта угля и организации контейнерных транзитных грузоперевозок по северному маршруту.

Госкорпорация «Росатом», отвечающая за инфраструктурное развитие Северного морского пути, рассчитывает на рост объема грузоперевозок по арктическому маршруту за счет наращивания экспортных перевозок и привлечения контейнерного транзита. Об этом шла речь на «Дне Арктики», организованном госкорпорацией на днях в Санкт-Петербурге.

Благодаря этому мощность портов Арктического бассейна к 2030 году планируется увеличить до 115 млн тонн в год, грузопоток по Северному морскому пути — до 110 млн тонн в год. Грузопоток по Севморпути к 2035 году предполагается довести уже до 160 млн тонн в год.

Достижению указанных результатов, помимо проектов «Новатэка» и экспорта нефти, будет содействовать рост перевозок продукции «Норникеля», освоение Сырадасайского угольного месторождения, строительство Баимского ГОКа, а также развитие транзитных грузоперевозок.

Экспорт

Так, «Норникель» планирует провести масштабную реконструкцию и расширение порта Дудинка и строить ледокольный флот.

Как рассказал в ходе «Дня Арктики» старший вице-президент — руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения компании «Норникель» Сергей Дубовицкий, в частности, планируется инвестировать до 14 млрд руб. в дополнительное расширение инфраструктуры порта, в том числе 8 млрд руб. — на строительство двух морских и двух речных причалов, 3,5 млрд руб. — на приобретение пяти кранов и прочей перегрузочной техники, 3 млрд руб. — на развитие складской и бытовой инфраструктуры.

Также планируется увеличить мощность портов для обработки собственных грузов компании на 0,7-1 млн тонн в год, в том числе 0,3-0,5 млн тонн по морю, что потребует инвестиций в размере до 26 млрд руб.

Помимо этого планируется инвестировать 14 млрд руб. на ускоренную замену 35 портальных кранов до 2027 года, 5 млрд руб. — на развитие тыловых площадок и специализированную портовую технику, 2,5 млрд руб. — на оперативную реконструкцию двух морских причалов. При этом уже было инвестировать 4,5 млрд руб. в замену 10 мобильных и одного портального кранов, капитальный ремонт техники и инфраструктуры, контейнерных парк и др.

«Мы предполагаем достаточно значительные, беспрецедентные для советского времени инвестиции в развитие этого порта. В рамках нашей базовой программы только под наши собственные потребности мы планируем инвестировать до 26 млрд руб. в развитие этого порта с увеличением его пропускной способности примерно на треть», — сказал Сергей Дубовицкий.

При этом компания планирует построить собственный двухтопливный дизель-СПГ ледокол, способный преодолевать льды до 2 м толщиной с дальнейшей его передачей в оперирование госкорпорации «Росатом». Кроме того, совместно с «Росатомом» компания готова участвовать в строительстве ледокола взамен выбывающего атомного ледокола типа «Таймыр» и ледокольного флота взамен принадлежащего «Норникелю» портового ледокола «Дудинка».

В рамках рамочного соглашения компания наметила несколько векторов развития флота. «Это и долгосрочная аренда ледокола, а также строительство нескольких новых ледоколов. Причём строительство одного ледокола мы будем инициировать и финансировать за счёт собственных средств. Кооперируясь с «Росатомом» по его оперированию. Кроме того, ещё два ледокола для замещения выпадающих ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», будем обсуждать, как совместно этот проект реализовать. Кроме того, подходит время обновления наших портовых ледоколов в Дудинке», — сказал Сергей Дубовицкий.

Масштабные инвестиции предполагается осуществлять и в развитие проекта освоения Сырадасайского угольного месторождения на Таймыре со строительством морского терминала «Северная звезда».

Как рассказал в рамках конференции «День Арктики» глава корпорации AEON Роман Троценко, общий объем инвестиций в проект терминала составляет порядка 100 млрд руб. до 2025 года, в первый этап — 45 млрд руб. В рамках проекта строится дамба, планируется построить самый длинный в Арктике крытый конвейер для доставки угля в порт, электростанцию, работающую на угольной пыли, а также установить судопогрузочную машину производительностью 3 тыс. тонн в час.

Для вывоза угля с терминала «Северная звезда» планируется создать новый проект балкера ArcticMax. Балкер будет иметь грузовместимость 105 тыс. тонн, иметь ледовый класс Arc5, осадку в грузу 15 м, ширину до 40 м (чтобы иметь возможность следования в канале за ледоколом).

Еще один проект по добыче полезных ископаемых в Арктике — Баимская рудная зона. Инвестиционный проект «Освоение месторождений Баимской рудной зоны» предполагает строительство горно-обогатительного комбината и всей необходимой для его функционирования инфраструктуры. Ресурсы Баимской площади — 23 млн тонн меди и 2 тыс. тонн золота (64,3 млн унций). Лицензия до 2033 года принадлежит ГДК «Баимская».

В свою очередь, «Росатом» планирует построить четыре плавучих энергоблока для Баимской зоны.

«Этот проект будет реализован в четырёх плавучих станциях для Баимской зоны. Ещё раз скажу, что мы практически начали проектную работу, Ростехнадзор, как только юридически значимые соглашения будут заключены на изготовление, на потребление энергии, то мы перейдём на размещение заказов. Заказы будут размещены на Балтийском заводе»,- сказал генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

Строящиеся атомные ледоколы ЛК-60 «Сибирь» и «Урал», фото ПортНьюс ©

Транзит

Отдельная тема — транзит. В настоящее время и до середины 20-х годов, как ожидается, транзитные перевозки по Семорпути не будут играть заметной роли, однако к 2030 году их объем планируется увеличить до 20-30 млн тонн в год.

Генеральный директор госкорпорации «Росатом» прокомментировал журналистам, что «если говорить про цифры, то ключевое отличие второй половины 20-х годов от первой состоит в кратном росте транзита. В этом смысле мы понимаем, что к 80 млн тонн перевозимых, в основном, в части экспорта России, добавится от 30 до 40 млн тонн транзита в год, на который будет настроено, в первую очередь, восточное направление Северного морского пути и его круглогодичное использование. Это подразумевает создание дополнительных условий, связанных с использованием навигации, безопасности судовождения… Львиная доля транзита будет обеспечена за счет контейнерных перевозок, а это значит, что как на входе в Севморпуть, так и на выходе из него должны быть созданы транспортно-логистические узлы, позволяющие менять суда, делать перегрузку контейнеров и конечно же, особый класс контейнеровоза ледового класса Acrtic6, Arctic7 должен быть создан к этому времени».

Первым шагом к развитию транзитных грузоперевозок стало заключение соглашения с международной транспортно-логистической и портовой компанией DP World.

Подписанным соглашением предусматривается совместная проработка развития пилотных контейнерных перевозок между Северо-Западной Европой и Восточной Азией с использованием опорной транспортной инфраструктуры в Арктике.

Компании считают, что сотрудничество национального инфраструктурного оператора СМП и международного глобального логистического лидера позволит рынку пилотировать дополнительный маршрут по транспортировке грузов, который повысит устойчивость евроазиатского товарообмена и мировой торговли в целом.

DP World уже взяла на себя обязательство инвестировать $2 млрд совместно с Российским фондом прямых инвестиций.

Подписание соглашения между «Росатомом» и DP World, фото ПортНьюс ©

Как прокомментировал, отвечая на вопрос «ПортНьюс», главный исполнительный директор DP World Султан Ахмед Бин Сулайем, в последнее время из-за резкого роста стоимости ставок фрахта цены на перевозки контейнеров морем возросли в пять-шесть раз. Кроме того, из-за пандемии в азиатском регионе скопилось большое количество грузов, нуждающихся в перевозке.

«Дело в том, что стоимость перевозки контейнера с Дальнего Востока в Европу и США выросла в пять-шесть раз. Северный морской путь короче, там не так много судов, поэтому это совершенно точно будет дешевле», — сказал представитель компании.

Комментируя перспективы обратной загрузки, Султан Бин Сулайем отметил, что грузов для обратной загрузки достаточно. «У нас имеется терминал в Лондоне и мы из Лондона возим грузы в Китай, но стоимость перевозки по Северному морскому пути будет меньше. Там есть, что перевозить», — сказал представитель DP World.

При этом «Росатом» рассматривает возможность строительства четырех контейнеровозов СПГ ледового класса к 2025 году. Как сообщила директор по развитию бизнеса Госкорпорации «Росатом» Екатерина Ляхова, уже готов концептуальный проект данных судов. Их вместимость составит 6 тыс. TEUs каждое, мощность 52,5 МВт, ледопроходимость 2,76 м, в качестве топлива рассматривается сжиженный природный газ (СПГ). Определены потенциальные верфи, на которых могут быть построены данные контейнеровозы. Суда предполагается использовать на арктической контейнерной линии.

Ледоколы

Лед в Арктике не исчезнет, хотя многолетние льды могут перейти в разряд сезонных. Такой прогноз в ходе «Дня Арктики» сделал заместитель руководителя «Росгидромета» Дмитрий Зайцев. В связи с этим очевидно, что для обеспечения возрастающих грузоперевозок по арктической трассе необходим мощный ледокольный флот.

Строящийся атомный ледокол ЛК-60 «Урал», фото ПортНьюс ©

Как рассказал в рамках «Дня Арктики» заместитель руководителя и директор дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша, до 2030 года ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал» выработают свой ресурс. С 2030 года в России будут действовать семь атомных ледоколов, при этом ресурс ледокола «50 лет Победы» предполагается продлить в 2025 году.

Госкорпорацией на период строительства универсальных атомных ледоколов разработана программа по продлению ресурса действующих атомных ледоколов «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал» до 2027 года.

Напомним, что в настоящее время уже ведется строительство головного ледокола-лидера мощностью 120 МВт. Решение о строительстве серийных ледоколов-лидеров планируется принять в 2023-24 годах.

«Принимая решение о строительстве головного ледокола «Россия» на «Звезде», мы всегда говорили о том, что это головной ледокол, но в 2023-24 году мы примем решение о продолжении строительства уже серийных ледоколов-лидеров. Сейчас мы такой анализ проводим, чтобы понимать, сколько уже в 30-х годах нам потребуется уже этих ледоколов мощностью 120 МВт», — сообщил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

Помимо этого, «Росатом» планирует принять решение о строительстве до четырех средних ледоколов до конца 2021 года.

«В альянсе с бизнесом мы будем строить ледоколы более легкие для работы в легких льдах, в устьях рек, мощностью 30, 35, 40 МВт и договаривались, что это могут быть ледоколы на сжиженном природном газе (СПГ), срок их окупаемости более короткий», — сказал Алексей Лихачев.

Он добавил, что по итогам всего анализа, который сейчас проведен, в том числе с учеными, «до конца года мы примем решение о возможном строительстве от двух до четырех малых (средних) ледоколов».

Подмороженная логистика

Очевидно, что Северный морской путь еще долго будет развиваться, в основном, как артерия для транспортировки полезных ископаемых, добываемых в арктической зоне. Тем не менее, расчет на рост транзита в долгосрочной перспективе, действительно, имеет свои перспективы. В настоящее время видно, как волатилен рынок того же контейнерного фрахта: резкий скачок цен на морские контейнерные перевозки уже привел к изменению логистических схем, в частности, к переводу части транзитного грузопотока с морского транспорта на железнодорожный. В таких ситуациях Северный морской путь может занять свою нишу, хотя, конечно, рассчитывать на то, что они станет «новым Суэцким каналом» вряд ли приходится. В любом случае, для успешного развития пути необходимо мощное ледокольное и инфраструктурное обеспечение.

+4
Нет комментариев. Ваш будет первым!