Вселенная многогранна и удивительна, она таит в себе массу загадок и скрывает непостижимые для обычного человека объекты. За пределами нашей крохотной, по меркам Космоса, Солнечной системы, существуют планеты, размер и масса которых в разы превышают объекты расположенные в непосредственной близости от Земли.

Самая большая планета Солнечной системы

Из всех планет Солнечной системы наибольшей является Юпитер. Ближе него к Солнцу расположены четыре землеподобные планеты, а сам Юпитер является газовым гигантом. Это означает, что у него нет твердой поверхности. В центре планеты располагается океан из жидкого водорода, а над ним атмосфера. При этом из-за высоких значений давления и температуры не существует конкретной границы между газообразной атмосферой и жидким океаном. 89% атмосферы – это водород, а ещё 10% приходится на гелий.

Юпитер

Однако на Юпитере есть и твердая материя. В самом центре находится каменное ядро, которое превышает по размерам Землю. Окружено ядро слоем металлического водорода толщиной 45 тыс км. Естественно, эта информация является теоретической, на практике металлический водород пока не удалось даже получить в лабораторных условиях – не получается создать столь высокое давление.

Форма Юпитера отличается от классической сферы, он сплюснут у своих полюсов. Радиус планеты, если его измерять на экваторе, составит 71 492 км, а в полярных областях он уменьшается до 66 854 км. Для сравнения – средний радиус Земли составляет 6371 км.

Масса Юпитера 1,9х1027 кг, а объем достигает 1,43х1015 куб. км. Таким образом, он тяжелее нашей родной планеты в 320 раз и больше неё по объему в 1320 раз.

Юпитер значительно больше и любых других планет в Солнечной системе. Он почти в 2,5 раза тяжелее всех остальных объектов в ней, вместе взятых (за исключением Солнца).

Планета совершает оборот вокруг своей оси примерно за 10 часов, и это самый быстрый показатель среди всех планет Солнечной системы. Год на Юпитере длится 399 земных дней. Интересно, что на самом деле Юпитер вращается не вокруг Солнца, а вокруг их общего центра масс, который находится за пределами нашей звезды. У всех остальных планет Солнечной системы их центр масс с Солнцем лежит в границах звезды.

Сила притяжения на условной поверхности Юпитера превышает земную в 2,5 раза.

В атмосфере планеты дуют мощнейшие ветра. Даже с Земли можно наблюдать Большое красное пятно, которое является огромным ураганом, чьи размеры превышают габариты нашей планеты. Причем ещё 100 лет назад пятно было вдвое больше. Скорость ветра здесь доходит до 500 км/ч.

История наблюдения за Юпитером

Невозможно сказать, кто первым открыл Юпитер, так как о его существовании люди знали с глубокой древности, ещё до изобретения письменности. Его можно наблюдать невооруженным взглядом. Расстояние от Юпитера до нашей планеты колеблется от 588 до 967 млн км, и, при максимальном их сближении, Юпитер по своей яркости превосходит любую звезду и уступает только Венере, Луне и Солнцу. Ещё древние шумеры использовали для его обозначение название «Мулу-баббар». В античности греки называли Юпитер по имени своего главного бога – громовержца Зевса, а римляне, во многом заимствовавшие греческую мифологию, и дали ему современное название в честь аналогичного Зевсу верховного божества.

С изобретением телескопа стало возможно более подробное изучение планеты. Галилео Галилей смог открыть 4 самых крупных спутника Юпитера:

• Ганимед;
  • Каллисто;
  • Ио;
  • Европа.

Однако есть сведения, что об их существовали знали инки. Интересно, что именно наблюдение за спутниками Юпитера позволило в 1671 году Оле Рёмеру выдвинуть предположение о том, что свет имеет конечную скорость, и даже впервые в истории рассчитать ее величину – 215 000 км/с. Это достаточно точный расчет, по современным данным скорость света составляет 300 000 км/с.

Дальнейший прогресс был связан с повышением мощности телескопов и открытием новых спутников, пока в 1973 году мимо Юпитера не прошел зонд «Пионер-10», а годом позже – и «Пионер-11». Они не только передали на Землю сотни снимков планеты и ее спутников, но и измерили характеристики магнитного поля. В 1979 году «Вояджеры» доказали наличие колец у Юпитера, а также собрали данные о температуре и химическом составе его атмосферы.

В 1995 году на орбиту Юпитера вышел аппарат «Галилео», который провел там более 8 лет и передал ученым огромный объем информации, являющийся основой представлений человечества о крупнейшей планете Солнечной системы.

Возможность жизни на Юпитере

На планете нет участков суши, очень мало воды, а атмосфера состоит из водорода и гелия, поэтому привычной нам жизни там просто не может быть. Но все же ученые считают, что возможно протекание процессов химической эволюции в юпитерианской атмосфере, хотя их наличие и не доказано. Теоретически на Юпитере могут быть формы жизни, не основанные на углероде, однако не существует ни одного даже косвенного признака их существования. Ученые считают куда более перспективным поиск жизни на многочисленных спутниках планеты.

Спутники Юпитера

На сегодняшний день у Юпитера найдено 67 спутников, однако допускается, что их общее число значительно больше ста. Отдельно выделяют галилеевы спутники, которые значительно превышают по размерам все остальные и сопоставимы с Луной. Пятый по размерам сателлит Юпитера, Амальтея, имеет объем в 6500 раз меньше, чем самый маленький галилеев спутник, Европа. Интересно, что два спутника, Фемисто и Дия, после своего открытия были потеряны, так как не удалось собрать необходимого количества информации для определения их орбит. Однако позже их удалось снова найти.

Ганимед является самым большим спутником во всей Солнечной системе и одновременно самым крупным объектом в ней, не относящимся к планетам или звездам. Более того, по своему диаметру, равному 5268 км, и объему он даже опережает Меркурий. Также это единственный спутник, у которого удалось обнаружить магнитосферу.

Европа покрыта льдом, под которым находится незамерзающий водный океан, чья глубина превышает 90 км. Это позволяет надеяться, что на Европе есть жизнь, однако современный уровень науки и техники не позволяет доказать или опровергнуть это.

Кольца Юпитера

Кольца Юпитера очень слабые. Сергей Всехсвятский, российский астроном, предположил их существование ещё в 1960 году, исследуя орбиты комет. Подтверждено их существование было в 1979 году спутником «Вояджер». Выделяют четыре кольца:

• кольцо-гало;
  • главное-кольцо;
  • паутинное кольцо Амальтеи;
  • паутинное кольцо Фивы.

Падение кометы Шумейкеров-Леви

В 1994 году астрономы впервые зафиксировали в Солнечной системе столкновения двух небесных тел – в Юпитер врезалась комета Шумейкеров-Леви. На момент падения она представляла 21 осколок, каждый из которых достигал диаметра в 2 километра. Они бомбардировали Юпитер в период с 16 до 22 июля. Скорость удара составила 64 км/с. Когда в планету врезался самый массивный фрагмент, произошел взрыв мощностью в 6 000 000 мегатонн, что более чем в 100 тыс раз превышает количество энергии, выделившейся при взрыве самой сильной термоядерной бомбы в истории человечества.

Самые большие космические тела

Самая большая планета

Самая большая планета во Вселенной – это TrES-4. Ее обнаружили в 2006 году, и располагается она в созвездии Геркулес. Планета под названием TrES-4 вращается вокруг звезды, которая находится на расстоянии около 1400 световых лет от планеты Земля.

Сама планета TrES-4 – шар, который состоит преимущественно из водорода. Ее размеры в 20 раз превосходят размеры Земли. Исследователи утверждают, что диаметр обнаруженной планеты практически в 2 раза (точнее в 1,7) больше диаметра Юпитера (это самая большая планета Солнечной системы). Температура TrES-4 около 1260 градусов по Цельсию.

Самая огромная звезда

На сегодняшний день самой большой звездой является UY Щита в созвездии Щита на расстоянии около 9500 световых лет от нас. Это одна из самых ярких звезд — она ярче нашего Солнца в 340 тысяч раз. Ее диаметр 2,4 млрд. км., что в 1700 раз больше нашего светила, при весе всего лишь в 30 раз превышающем массу солнца. Жаль что она постоянно теряем массу, ее еще называют самой быстро сгораемой звездой.

Возможно, поэтому некоторые ученые считают самой большой звездой NML Лебедя, а третьи — VY Большого пса.

Самая большая черная дыра

Черные дыры не измеряются в километрах, ключевым показателем является их масса. Самая гигантская черная дыра находится в галактике NGC 1277, которая не является самой крупной. Тем не менее дыра в галактике NGC 1277 имеет 17 млрд солнечных масс, что составляет 17% общей массы галактики. Для сравнения черная дыра нашего Млечного пути имеет массу 0,1% от общей массы галактики.

Крупнейшая галактика

Мега-монстром среди известных в наше время галактик является IC1101. Расстояние до Земли около 1 млрд. световых лет. Ее диаметр около 6 млн световых лет и вмещает около 100 трлн. звезд, для сравнения диаметр Млечного пути 100 тыс. световых лет. По сравнению с Млечным путем IC 1101 более чем в 50 раз крупнее и в 2000 раз массивнее.

Самая большая клякса Лайман-альфа (Lyman-α blob — LAB)

Кляксы (капли, облака) Лайман-альфа представляют собой аморфные тела напоминающие по форме амеб или медуз, состоящие из огромной концентрации водорода. Эти кляксы являются начальной и очень короткой стадией зарождения новой галактики. Самая громадная из них LAB-1 имеет ширину более 200 млн. световых лет и находится в созвездии Водолея.

На фото слева LAB-1 зафиксирована приборами, справа — предположение, как она может выглядеть вблизи.

Радиогалактики

Радиогалактика — тип галактик, которые обладают намного большим радиоизлучением по сравнению с остальными галактиками.

Крупнейшая пустота

Галактики, как правило, расположены в кластерах (скоплениях), которые имеют гравитационную связь и расширяются вместе с пространством и временем.

Что же находится в тех местах, где нет расположения галактик? Ничего! Области Вселенной, в которой есть только «ничто» и является пустотой. Самая огромная из них — пустота Волопаса.

Она расположена в непосредственной близости от созвездия Волопаса и имеет диаметр около 250 млн. световых лет. Расстояние до Земли приблизительно 1 млрд. световых лет

Гигантский кластер

Крупнейшим сверхскоплением галактик является Шепли суперкластер. Шепли расположен в созвездии Центавра и выглядит как яркое уплотнение в распределении галактик. Это самый большой массив объектов, связанных между собой гравитацией. Его длина 650 млн. световых лет.

Самая большая группа квазаров

Самой большой группой квазаров (квазар — яркая, энергичная галактика) является Огромный-LQG, также называемый U1.27. Эта структура состоит из 73 квазаров и имеет диаметр 4 млрд. световых лет.

Однако на первенство также претендует Великая GRB стена, которая имеет диаметр 10 млрд. световых лет, — количество квазаров неизвестно.

Наличие таких больших групп квазаров во Вселенной противоречит Космологическому принципу Эйнштейна, поэтому их исследования для ученых вдвойне интереснее.

Космическая Паутина

Если на счет других объектов Вселенной у астрономов возникают споры, то в этом случае почти все из них единодушны во мнении, что самым большим предметом во Вселенной является Космическая Паутина.

Бесконечные скопления галактик, окруженные черной материей формируют «узлы» и при помощи газов — «нити», что внешне очень напоминают трехмерную паутину.

Ученые считают, что космическая паутина опутывает всю Вселенную и соединяет между собой все объекты в космосе.

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

Сравнительная таблица характеристик планет и места по размерам

В нашей системе выделяют две группы планет:

• земная (4 приближенные к звезде);
  • газовая (4 отдаленные).

Существуют также карликовые планеты, они слишком малы и слабы, поэтому другие объекты попадают в район их орбит. Ученые четко определяют 5 карликов, но точно известно, что их в нашей системе больше.

Планеты Солнечной системы относительно Солнца и планеты-карлики

Самыми большими являются планеты газового сектора, планеты земной группы в сравнении с ними кажутся карликами.

Примечательно, что в настоящее время из категории планет ученые исключили Плутон. Сегодня это один из карликов. Ниже расскажем о нем и о его размерах.

ПланетаРадиус, кмДо солнца, млн. кмСостоитВ сравнении с Землей
Меркурий244057,91Из железного ядра, имеющего магнитное поле, поверхность покрыта кратерами0,055 массы
Венера6052108Поверхность похожа на земную, но условия отличаются: здесь все покрыто лавой81,5% от земной массы
Марс3390228На поверхности камни и льды, есть большие моря, состав не изученВдвое меньше
Земля6371149,6Плотная структура с магнитным полем. Внешняя структура — преимущественно силикат
Сатурн582321,434*Е3Основу составляет водород с примесью гелия, метана, водыВ 9,4 раза больше Земли по размеру
Уран253622,879*Е3Железное ядро, покрытое ледяным газом разных типовВ 4 раза больше по размеру
Юпитер69911778,5Водород, метан, вода и аммиакВ 11 раз больше по размеру
Нептун246224,503*Е3Состоит из газовПочти в 4 раза больше

Несколько слов о Плутоне. Многие помнят его как самую маленькую планету, в 2006 году он лишился этого статуса, поскольку не отвечал характеристике о величине по сравнению с другими объектами в поле своей орбиты. Плутон оказался чуть ли не самым мелким объектом пояса Койпера. Это решение хоть и было научно подтверждено, вызвало большое количество насмешек в сторону Международного астрономического союза.

Фото исключенного из списка планет Плутона, сделанное зондом NASA

Диаметр Плутона равен 2377 километров, он примерно в 6 раз меньше спутника нашей планеты и состоит из камня и льда.

8 место — Меркурий (d=4879 км)

Самая маленькая планета солнечной системы, этот статус перешел к Меркурию только в 2006 году, когда Плутон перевели в число других объектов. Эта планета внешне очень похожа на Луну: поверхность каменистая и покрыта кратерами.

Несмотря на свой небольшой размер, Меркурий обладает относительно большой массой (3,3*1023 кг) и сильной магнитосферой, поскольку имеет большое ядро из железа. Она максимально приближена к ярчайшей звезде системы, Солнцу, своих спутников не имеет.

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

Поверхность Меркурия изрыта кратерами и напоминает лунную

Человек не смог бы выжить на ней, поскольку при вращении она почти перпендикулярна Солнцу, никаких смен времен года там нет. На одной стороне, обращенной к свету стоит жара до +430°C, на другой, темной стороне, холод достигает -190°C.

7 место — Марс (d=6779 км)

С нашей планеты легко можно рассмотреть красную планету без телескопа. Она имеет сразу два спутника:

• Деймос;
  • Фобос.

Ученые в XX веке хорошо изучили тело, составили подробную карту, при правильном выборе телескопа и грамотной формуле наблюдений увидеть Марс сможет даже любитель.

Гора Олимп на Марсе образовалась примерно 3 миллиарда лет назад

Для того, чтобы обернуться вокруг Солнца, планете требуется чуть больше (на 2,7%) времени, чем нашей. В этом они похожи. Так как она дополнительно вращается вокруг своей оси под наклоном, на ее поверхности сменяются времена года.

Для человека температурный режим Марса приемлем: на экваторе это +25-35°C, к полюсам температура снижается вплоть до -150°C. Ученые предполагают, что в будущем человечество сможет жить на другой планете, и ею будет Марс. Один нерешенный вопрос — радиация на его поверхности слишком высока.

6 место — Венера (d=12104 км)

Венера, как и Меркурий, Земля, Марс относятся к группе земных планет. Следует второй от нашей звезды. Отличается от семи других тел тем, что обращается вокруг себя в обратном направлении. В естественном освещении она бело-голубая, поэтому с Земли хорошо видна. Именно она была известна человечеству с незапамятных времен.

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

Сравнительные размеры земных планет (Венера — вторая слева)

Также для Венеры характерно высокое давление. На поверхности человеку будет также тяжело, как если бы он был на глубине океана во впадине примерно равной 1 км. Это самый ранний объект межпланетных исследований.

Климат характеризуется высокими температурами на поверхности (больше 400 градусов Цельсия). Существует гипотеза о том, что Меркурий некогда был спутником Венеры.

5 место — Земля (d=12742 км)

Нашу планету можно назвать самой красивой в Солнечной системе. Она покрыта растительностью, ее населяют живые организмы. Другое такое тело не известно ученым даже в масштабах Вселенной. Плотность планеты составляет 5,51 г/см3, что является максимальным показателем для всей системы.

Ночная Земля, вид с МКС

У Земли всего один спутник — Луна, она размером с четверть Земли. на планете есть сменяемость времен года, дня и ночи. Впервые собственную планету из космоса увидел Юрий Гагарин в 1961 году. Для наблюдения и изучения Земли из космоса служат спутники и космические станции.

4 место — Нептун (d=49244 км)

Тяжелая и самая далекая от звезды планета нашей системы. Нептун большой, синий и холодный. Он состоит из газов различной плотности. Внутреннее ядро тела горячее, что объясняет средний температурный режим равный -221°C.

Порывы ветра на планете могут достигать 2100 км/ч

Замечено, что на планете действуют изменения погоды, свирепствуют штормы, ветры. Порывы ветра самые сильные в Солнечной системе. Такая активность стала возможной благодаря внутреннему нагреву. У Нептуна 14 спутников, вращающихся вокруг него. Самый крупный — Тритон. Кстати, открыли Нептун без телескопа, а при помощи математических вычислений.

3 место — Уран (d=50724 км)

Имеет похожий состав газов с Нептуном. Внутри присутствует большое количество льда следующих типов:

• метанового;
  • аммиачного;
  • водного.

Сравнение размеров Земли и Урана

Центр планеты — каменное ядро. Лед не плотный, внутреннее тепло ядра не выражено ярко, что позволяет назвать Уран самой холодной планетой Солнечной системы. Известно о 27 спутниках ледяного гиганта, которые не являются чрезвычайно крупными, как, например, тот же Тритон. У Урана есть кольца, как и у всех газовых планет.

2 место — Сатурн (d=116464 км)

Сатурн, Уран и Нептун — самые дальние планеты от Солнца. Сатурн известен большими кольцами, наклоненными под углом 28° и состоящими из мелких частиц, вращающихся по орбите.

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

Стрелочкой показана Земля. Вид на нашу планету со станции «Кассини» недалеко от Сатурна

Сатурн — газовый гигант, который вращается вокруг Солнца (полный оборот делает за 29,5 лет). У него низкая плотность, меньше, чем у воды. Основной газ — водород. Плотного тела у планеты нет. Атмосфера газового гиганта состоит из этих же газов. Открыты 62 спутника, самые большие — Титан, Гиперион.

1 место — Юпитер (d=139822 км)

Юпитер — самая большая планета нашей системы, назван в честь древнеримского бога, схожего с древнегреческим Зевсом.

Сравнение размеров Земли и Юпитера

5 Самых больших планет в известной вселенной

5. HD 209458 В (ОСИ́РИС)

Экзопланета — HD 209458 B (Осирис)Экзопланета — HD 209458 B (Осирис)

Планета HD 209458 b (Эйч Ди 209458 би или Оси́рис), расположенная в созвездии Пега́са, находится в списке первых, которые были обнаружены учеными вне пределов Солнечной системы. Удивительное небесное тело отнесено к классу газовых гигантов. Радиус планеты составляет 96 514 км, при этом ее масса составляет на 30% меньше массы Юпитера. Расстояние Осириса до родительской звезды является экстремально малым и составляет всего 5 миллионов километров. По указанной причине, поверхность небесного тела раскалена до 1000 градусов. Незначительное по меркам космоса удаление планеты от звезды относится к факторам, что обуславливают отличительную особенность Осириса – газы, из которых состоит небесное тело, не могут удерживаться в пределах гравитационного поля по причине высокого давления и экстремальных температур. Под их воздействием вещество испаряется, образуя подобие хвоста, благодаря которому Осирис квалифицируется учеными как планета – комета.

4. TrES-4A b

Tres-4b ПланетаTres-4b Планета

Экзопланета TrES-4A b (Трэс 4 Эй би) была открыта в 2006 году в рамках проекта TrES и стала огромным открытием для НАСА. Что сделало эту планету такой особенной, так это то, что ученые обнаружили, что эта планета изменяется в размере. Изменение вызвано изменениями температуры: когда температура поднимается, масса уменьшается примерно до того же размера, что и Юпитер. Когда же температура падает примерно до -200 градусов по Цельсию, масса возрастает до удивительного 46-кратного Юпитера. Эта необычная планета расположена в системе звезды Трэс 4 Эй, в созвездии Геркулеса. Из-за высокой температуры (свыше 1500 градусов по Цельсию) планету относят к типу «горячий Юпитер», — отсюда и другие ее названия: такие, как газовый гигант, горячий Юпитер и рыхлая планета. Близкое расположение экзопланеты к родительской звезде вызывает высокий разогрев планеты, вследствие чего ее окутывает облако из газа и пыли. Из-за низкой массы и высокого разогрева, планета не в состоянии своей гравитацией удержать свою атмосферу и саму себя от расширения, поэтому планету окутывает облако газа и пыли, а сама она из-за разогрева сильно расширяется. Планета постоянно теряет часть своей атмосферы, которая, испаряясь, образует хвост, подобный кометному.

3.WASP-12B

Экзопланета — Wasp-12 bЭкзопланета — Wasp-12 b

Обнаруженный британскими астрономами за пределами Солнечной системы объект признан самой горячей и самой быстрой планетой с одним оборотом вокруг звезды за сутки. Высокая температура объясняется близким расстоянием планеты к звезде. Новая планета с кодовым обозначением WASP-12 b (Васп 12 би) находится в 40 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, и по размеру превышает Юпитер в полтора раза. По словам Ле́сли Хебб, астронома из университета Сент-Э́ндрю, у Васп 12 би малый период обращения вокруг звезды, — менее суток, — что удивительно, так как экзопланеты часто обращаются вокруг своих звезд за несколько суток. Эта странная экзопланета является гигантской газообразной планетой, орбита которой расположена очень близко от своей звезды, поэтому она нагрета до экстремальных температур. Атмосфера этой планеты настолько горячая, что большинство молекул неспособны выжить на дневной раскалённой стороне планеты, на которой температура достигает 2500 градусов Цельсия. Именно поэтому здесь не могут образоваться плотные облака, способные отразить свет назад. Вместо этого он проникает глубоко в атмосферу Васп 12 би, где поглощается атомами водорода и преобразовывается в тепловую энергию. По данным, полученным Спектрографом космического происхождения, установленном на «Хаббле», было обнаружено, что эта планета обменивается материей со своей звездой. Такое явление обычно свойственно для тесных двойных звёзд, однако, для планет было обнаружено впервые. Планета поглощается своей звездой, и, вероятно, полностью разрушится за 10 млн. лет

2.WASP-17B

экзопланета Wasp 17 bэкзопланета Wasp 17 b

Уникальность этой планеты в том, что это первая обнаруженная планета, направление орбитального движения которой не совпадает с направлением вращения родительской звезды вокруг своей оси. Диаметр WASP-17 b (Васп 17-би) больше диаметра любой известной экзопланеты, а её масса равна половине массы Юпитера, из чего можно предположить, что новооткрытая планета имеет самую низкую среднюю плотность из всех известных экзопланет. Диаметр планеты вдвое выше юпитерианского. Средняя плотность составляет 0,1 граммов на кубический сантиметр, что в 13 раз меньше плотности Юпитера и более чем в 6 раз меньше плотности Сатурна, — наименее плотной планеты Солнечной системы. В 2013 году астрономам при помощи космического телескопа «Хаббл» удалось найти в атмосфере планеты признаки водяного пара.

1. HAT-P-32 b

HAT-P-32 bHAT-P-32 b

HAT-P-32 b (Хэт-Пи-32-би) — это одна из самых больших экзопланет во Вселенной, которая была открыта в июне 2011 года с помощью автоматических телескопов «HATNet» (Хэт Нэт). Находится в системе звезды Хэт-Пи-32, в созвездии Андроме́ды. Рыхлость и низкая плотность планеты, а также температура разогрева в 1615 градусов по Цельсию присваивают ей тип «горячий юпитер». Радиус экзопланеты равен примерно двум радиусам Юпитера. Ввиду высоких уровней активности и шума, определить точные размеры гиганта не представляется возможным, поскольку полученные данные подразумевают наличие значительных погрешностей. Экзопланета отнесена к системе звезды Хэт-Пи-32. Один оборот гиганта вокруг светила занимает отрезок времени, равный 2,15 земных суток.

Размер, масса и объем самой большой планеты Солнечной системы

Сравнительные размеры Юпитера, Земли и Луны

Масса – 1.8981 x 1027 кг, объем – 1.43128 x 1015 км3, поверхностная площадь – 6.1419 x 1010 км2, а средняя окружность достигает 4.39264 x 105 км. Чтобы вы понимали, по диаметру планета в 11 раз крупнее Земли и в 2.5 раз массивнее всех солнечных планет.

Юпитер — газовый гигант, поэтому его плотность – 1.326 г/см3 (меньше ¼ земной). Низкая плотность – подсказка для исследователей, что объект представлен газами, но все еще продолжаются споры о составе ядра самой большой планеты.

Состав самой большой планеты Солнечной системы

Это крупнейший из газовых гигантов, разделенный на внешний атмосферный слой и внутреннее пространство. Атмосфера наполнена водородом (88-92%) и гелием (8-12%). Химический состав атмосферы Юпитера указан на рисунке.

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

Модель структуры Юпитера с каменным ядром и слоем жидкого металлического водорода

Заметны также следы метана, водного пара, кремния, аммиака и бензола. В небольших количествах можно отыскать сероводород, углерод, неон, этан, кислород, серу и фосфин.

Внутренняя часть Юпитера вмещает плотные материалы, поэтому состоит из водорода (71%), гелия (24%) и прочих элементов (5%). Ядро – плотная смесь из металлического водорода в жидком состоянии с гелием и внешний слой из молекулярного водорода. Считают, что ядро может быть скалистым, но точных данных нет.

О наличии ядра подняли вопрос в 1997 году, когда разобрались с гравитацией. Сведения намекали, что оно может достигать 12-45 земных масс и охватывать 4-14% массы Юпитера. Присутствие ядра также подкрепляется планетарными моделями, которые говорят, что планеты нуждались в скалистом или ледяном сердечнике. Но конвекционные токи, а также раскаленный жидкий водород могли уменьшить параметры ядра.

Чем ближе к ядру, тем выше температурные показатели и давление. Полагают, что на поверхности мы отметим 67°С и 10 бар, в фазовом переходе – 9700°С и 200 ГПа, а возле ядра – 35700°С и 3000-4500 ГПа.

Самая большая туманность: Туманность Тарантула

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

Туманность Тарантула является самой большой известной туманностью и областью, в которой идут самые активные процессы формирования молодых звезд. Туманность простирается на расстояние в 1800 световых лет на самом ее длинном участке. Этот объект, известный еще, как 30 Doradus, расположен на удалении 170 тысяч световых лет в Большом Магеллановом Облаке, в маленькой галактике, являющейся спутником Млечного Пути.

Самое большое пустое пространство: супервойд Эридана

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

В 2004 году астрономы заметили огромное пустое место в картах, построенных на основе данных, собранных спутником WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe), который производил замеры микроволнового фона (реликтового космического излучения от Большого Взрыва) с высокой чувствительностью и разрешающей способностью. Эта пустота охватывает область в 1.8 миллиарда световых лет, а ее пространство полностью лишено звезд, газа, пыли и, похоже, даже темной материи.

Самая большая галактика: IC 1101

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

Размер нашей галактики, Млечного Пути, составляет приблизительно 100 тысяч световых лет, что является достаточно средним показателем среди всех спиральных галактик. А самая большая известная галактика 1101 IC в 50 раз больше и в 2 тысяч раз более массивна, чем Млечный Путь. Размеры галактики 1101 IC составляют 5.5 миллионов световых лет, и если ее поместить на место Млечного Пути, то своим краем эта галактика достанет до нашего ближайшего соседа на этом масштабе, галактики Андромеды.

Самая большая черная дыра: TON 618

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

Сверхмассивные черные дыры, находящиеся в центральных областях больших галактик, могут иметь массу, превосходящую массу Солнца во многие миллионы раз. Но самая большая черная дыра, TON 618, имеет массу, превосходящую массу Солнца в 66 миллиардов раз. Она, эта черная дыра, появилась во Вселенной в самый ранний период ее существования, а сейчас она приводит в действие один из самых ярких квазаров, излучающих в пространство просто безумное количество энергии в виде излучения различных типов.

Самые большие галактические пузыри: Fermi Bubbles

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

В 2010 году астрономы, работающие с космическим телескопом Fermi, обнаружили колоссальные структуры, появившиеся в свое время из недр Млечного Пути. Эти массивные космические «капли» видимы только в определенных длинах волн света, их размеры составляют около 25 тысяч световых лет или четверть от размера нашей галактики. Как предполагают ученые, эти пузыри являются последствиями «очень бурного пира» нашей центральной черной дыры, ее огромной «энергетической отрыжкой».

Самый большой объект: протокластер SPT2349-56

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

В очень далеком прошлом, когда возраст Вселенной составлял десятую часть от ее нынешнего возраста, 14 галактик сблизились друг с другом и под воздействием гравитационных сил начали сталкиваться, формируя протокластер SPT2349-56. Материя всех этих галактик упакована в пространстве очень плотно, занимаемый протокластером объем всего в три раза больше размеров Млечного Пути. И в очень далеком будущем все это скопление материи образует новую цельную супергалактику, масса которой составит 10 триллионов солнечных масс. После того, как это произойдет, центральная супергалактика и 50 ее галактик-спутников сформируют гигантский объект, называемый галактическим скоплением.

Самая большая вещь во Вселенной: Hercules-Corona Borealis Great Wall

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

Составляя карту расположения источников вспышек гамма-лучей, мощных космических взрывов, завершающих жизненный цикл звезд, астрономы открыли то, что является самым большим объектом в космосе — Hercules-Corona Borealis Great Wall. Размеры этого объекта составляют 10 миллиардов световых лет и в нем содержатся миллиарды галактик. Эта «Великая стена» была обнаружена в 2013 году, когда астрономы выяснили, что практически все гамма-вспышки сконцентрированы в области, размером в 10 миллиардов световых лет в направлении на созвездие Геркулеса (Hercules) и Северной Короны (Corona Borealis).

Спутники самой большой планеты Солнечной системы

Самая большая планета солнечной системы и известной вселенной

Сейчас мы знаем, что рядом с планетой Юпитер существует семья из 79 спутников. Четыре из них наиболее масштабные и именуются галилейскими, потому что были обнаружены Галилео Галилеем: Ио (сплошные активные вулканы), Европа (массивный подповерхностный океан), Ганимед (крупнейший спутник в системе) и Каллисто (подземный океан и старые поверхностные материалы).

Есть еще группа Амальтеи, где присутствует 4 спутника с диаметром меньше 200 км. Они удалены на 200000 км, а орбитальный наклон составляет 0.5 градусов. Это Метис, Адрастея, Амальтея и Фива.

Также остается целая куча нерегулярных лун, уступающих по размеру и обладающих более эксцентричными орбитальными маршрутами. Они делятся на семьи, которые сходятся по размерам, составу и орбите.

Интересные факты о самой большой планете Солнечной системы

Ио и Юпитер, запечатленные Новыми Горизонтами в 2008 году

Давайте узнаем больше интересных фактов о Юпитере. Возле северных и южных полюсов самой большой планеты Солнечной системы наблюдаются полярные сияния. Но здесь они намного интенсивнее и практически не останавливаются. На это влияет мощное магнитное поле и поступающий материал от вулканов Ио.

Есть плотная атмосфера, где ветер разгоняется до 620 км/ч. Всего за несколько часов формируются мощнейшие штормы. Наиболее популярный – Большое Красное Пятно, наблюдаемое с 1600-х гг.

С обнаружением экзопланет мы поняли, что планеты способны по размеру превосходить нашего газового гиганта. Кеплеру уже удалось найти более 300 супер-юпитеров. Среди примеров стоит вспомнить PSR B1620-26 b, считающийся старейшей планетой (12.7 млрд. лет). Кроме того, есть HD 80606 b с наиболее эксцентричной орбитой.

Интересно то, что в теории есть планеты, которые в 15 раз крупнее Юпитера. При синтезе дейтерия они становятся коричневыми карликами. Наименование Юпитер получил от римлян в честь верховного божества.