В чём ценность домашних обязанностей для развития ребёнка?

20:01
/
23
/
Важность труда для развития малышей подметила ещё Мария Монтессори. Кто знаком с её педагогическим методом, те знают, что в нём есть не только, условно говоря, пирамидки/кубики, но и так называемая «зона практической жизни», в которой ребёнок может делать всё то же, что и взрослые (стирать, гладить, готовить и т.д. убирать по возрасту).

Казалось бы, зачем ему эти занятия? Оказывается работа по дому и рукоделие влияют на интеллект, активно развивая две формы мышления из трёх — наглядно-действенное и наглядно-образное.
Наглядно-действенное мышление — это ребенок посмотрел, что нужно сделать и как, повторил, запомнил + смог перенести образец действия на похожее задание. Этот уровень мышления преобладает у детей до 3 лет.Наглядно-образное мышление начинает усиливаться после 3 и главенствует примерно до 7 лет. Здесь малыш уже может удерживать образы в голове, планировать и примерно представлять будущий результат своей работы.
Конечно в современном мире только на наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении далеко не уедешь — требуется ещё и умение рассуждать, делать выводы (словесно-логическое мышление — самая сложная форма интеллектуальных операций), поэтому труд нельзя назвать прям панацеей для всего. Но крепкую базу на нём реально построить. Многие из бытовых задач, несмотря на кажущуюся обыденность, развивают мелкую моторику, координацию движений, причинно-следственные связи, умение планировать свои действия и ориентировку в окружающем мире (как называется, как выглядит и назначение) не хуже, а то и лучше разных пособий.
Родители нередко сетуют на то, что некогда развивать ребёнка — работа, домашние хлопоты занимают много времени. Так вот, привлечение к бытовым занятиям как раз может убить двух зайцев одним выстрелом — и развитие прокачано, и бытовые заботы уменьшились. Тем более, что здесь не нужно ничего покупать, усаживать за стол и тратить кучу времени.
Прям «отбирать у ребёнка детство», бесконечно навешивая на него обязанности, не стоит, но можно поручить:

В 2-3 года

Помощь с накрыванием на стол/уборкой со стола: отнести кружки, тарелки, столовые приборы — ориентируйтесь на уровень и силу малыша. Неуклюжим детям лучше не давать нести то, что легко пролить/разбить, слабые могут не донести большие, наполненные жидкостью кружки;
Вытирание лужи тряпочкой, если что-то разлил;
Развешивание одежды на сушилку или низкую бельевую верёвку;
Убирать за собой игрушки;
Складывать грязные вещи в стиральную машину или в корзину для белья.

В 4-6 лет можно присоединить

Уход за домашним питомцем (если есть) — насыпать корм в миску, убрать лоток/чистить клетку (под контролем взрослого);
Подметание/пылесос — детям с нарушениями развития может быть неприятно пылесосить из-за шума. В таком случае можно подумать о шумодавах или берушах;
Складывание своих вещей, их уборка в шкаф или комод;
Ручную прополку сорняков, сбор ягод, овощей, фруктов — для тех, кто живёт в частном секторе;
Поливание цветов — чтобы ребёнок не ошибся с количеством воды, можно взять прозрачную лейку или кувшин и поставить на них отметины, подсказывающие примерное количество воды для полива;
Уборку своей постели;
Мелкую помощь на кухне — переборка круп, мытьё, чистка, нарезка овощей и других продуктов (обращение с ножом под присмотром взрослого);
Мытьё посуды — если опасаетесь за её целостность, то лучше развивать такую умелку ближе к 6 годам. Я в 4 года так «помогла» маме, что разбила полсерванта.

С 7-8 и старше постепенно добавляем умения

Готовить простые блюда (бутерброды, омлет, каша, картофельное пюре). Потом они могут усложняться;
Разогревать себе еду;
Самостоятельно собирать рюкзак в школу/на секцию;
Ходить в магазин за покупками;
Гладить вещи;
Самостоятельно пользоваться бытовыми приборами (стиральной машиной, посудомойкой, плитой и т.д.);
Помогать с мелким ремонтом;
Выгуливать собаку (если есть) — с крупными животными лучше повременить до подросткового возраста, так как какого-нибудь волкодава малыш попросту не удержит на поводке.
Это не исчерпывающий, а лишь примерный список домашних дел. Ребёнок может делать всё из этого списка, а может только некоторые вещи. Главное постепенно привлекать его, учить самостоятельности, поскольку кроме интеллекта работа по дому формирует у детей такие важные черты, как:
* Ответственность — развивается на фоне слежения за качеством своей работы;
* Самостоятельность — ребёнок сам планирует свою деятельность и учится управлять временем. Во взрослом возрасте он не будет зависеть от других, а сможет сам себя обслужить;
* НЕ потребительское отношение к людям и их работе — дети больше ценят и берегут то, во что сами вкладываются;
* Уверенность в себе и в своих силах — особенно важно для нервных, склонных к истерикам ребят.
Всегда ориентируйтесь на индивидуальные возможности малыша. Например, в случае с детьми, у которых есть особенности развития, о каких-то домашних обязанностях поначалу не приходиться и говорить — такой ребёнок может «не видеть» людей, ничего не повторять, не понимать речь.
Для него куда более актуально развитие внимания к людям, подражания и понимания речи, а не «ты обязан вытереть лужу со стола». Но какие-то бытовые вещи его могут заинтересовывать и этим нужно пользоваться, так как этот интерес — точка соприкосновения, которая может помочь вытащить мышление на новый уровень.
Важно: вне зависимости от состояния развития ребёнка не стоит в ультимативной форме навязывать, что он «должен», что он «обязан» что-то делать или наказывать трудом (а-ля «Месяц моешь посуду»). Такой подход может вызвать отторжение по отношению к домашним обязанностям и желание любыми способами их избежать. Куда большего можно добиться похвалой и благодарностью.
Согласитесь, и взрослому приятно слышать «спасибо» за чистый дом или вкусный ужин, что уж говорить про детей, чьей основной мотивацией является не «должен/обязан», а чувство важности и уверенности в себе. Слова а-ля: «Спасибо, ты мне очень помог», «Благодаря тебе у нас чисто», «Ты сделал такие вкусные бутерброды!», «Ты мой помощник!» помогут промотивировать ребёнка и настроят его относиться к своим обязанностям ответственно, а не как к тяп-ляп отбываловке.

+3
Нет комментариев. Ваш будет первым!