За последний месяц более 20 иностранных производителей ИТ-решений, среди них оказались и крупнейшие вендоры ПО, такие как Cisco, SAP и VMware. Отток иностранного бизнеса стал следствием экономических и финансовых санкций, введенных в отношении России в связи с недавним обострением геополитической ситуации. В этой статье расскажем о том, с какими последствиями сталкивается российский бизнес из-за технологической блокады, а также об отечественных альтернативах иностранному ПО на примере ITSM-систем (IT Service Management, управление ИТ-услугами).

Курс на импортозамещение: российские решения для ИТ-автоматизации

Плюсы санкций для российских вендоров

По данным газеты «Коммерсант» со ссылкой на отчет «Марвел-Дистрибуции», массовый уход иностранных ИТ-вендоров с российского рынка привел к резкому росту популярности отечественного ПО (программного обеспечения). Так, за период с 24 февраля 2022 года спрос на российские решения вырос на 300% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. Особенно востребованными оказались отечественные офисные приложения и ОС (операционные системы).

Сейчас сложно строить прогнозы относительно того, как долго продлятся санкции против России, и к каким последствиям для рынка это приведет. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что сложившаяся ситуация станет сильным толчком к дальнейшему развитию отечественных разработок. Ведь российским ИТ-компаниям необходимо в кратчайшие сроки представить достойные замены пропавшим с рынка зарубежным решениям.

Минусы санкций для бизнеса

При этом в зоне риска от введения санкций в первую очередь оказались представители российского бизнеса, а не простые обыватели. Да, рядовые пользователи сталкиваются с ростом цен и отсутствием иностранных сервисов, которые уже успели стать привычными. Но именно бизнес принимает на себя первый и основной удар санкционного давления. Основная причина этому — необходимость поддерживать общее качество работы на досанкционном уровне.

Сегодня сотни российских компаний, которые еще недавно использовали в работе различное иностранное ПО, ищут ему равносильную замену от отечественных ИТ-разработчиков. Некоторые же досрочно разрывают контракты с теми поставщиками, которые еще остались на рынке, чтобы не столкнуться с «неожиданной» блокировкой доступа в будущем.

Несмотря на то, что некоторые представители российского бизнеса пока не ощутили на себе последствий санкций, им также стоит подготовиться заранее и рассмотреть варианты быстрой миграции на отечественное ПО, чтобы в один прекрасный день не остаться без доступа к привычным системам. Благодаря курсу на импортозамещение, которые был взят в 2014 году, сегодня российский ИТ-рынок поставляет достойные альтернативы зарубежным решениям.

Отечественные решения успешно конкурируют с зарубежными производителями в области создания автоматизированных систем управления производственной и хозяйственной деятельностью предприятия, бизнес-процессами. Даже сложные решения уровня ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия) и ESM (Enterprise Service Management, управление корпоративными услугами) уже доказали свою конкурентоспособность и активно используются не только в России, но и в странах СНГ. Эти системы соответствуют требованиям реестра отечественного ПО, что добавляет им конкурентоспособности на российском рынке. Кроме того, они не подвержены колебаниям валютного курса, санкционным рискам и зачастую более привлекательны по цене.

Автоматизация = оптимизация

В условиях кризиса владельцы бизнеса в первую очередь задумываются о методах оптимизации деятельности и повышении эффективности. Один из таких способов борьбы с изменениями — автоматизация рабочих процессов.

Как правило автоматизация ассоциируется с эффективностью, ведь она направлена на то, чтобы сделать какие-то процессы или процедуры более эффективными, будь то работа, которая выполняется людьми или повседневные бизнес-процессы. Также с автоматизацией связана простота: упрощение рабочих задач, получения результатов и всяческое упрощение работы бизнеса в целом.

В контексте ИТ автоматизация означает внедрение в работу специальных ITSM-решений, разработанных для повышение ценности бизнеса и улучшения обслуживания клиентов. К очевидным плюсам использования ITSM-решений можно отнести повышение производительности, экономию средств и времени, а также устранение узких мест в ИТ-процессах.

Российские ITSM-решения

Российские компании в последние несколько лет совершили прорыв по части разработки и совершенствования собственных решений для автоматизации ИТ-процессов.

Решения Naumen

Российская группа компаний Naumen работает на рынке ПО и облачных сервисов с уже больше 20 лет. NAUMEN предлагает ИТ-решения мирового уровня в области управления цифровой инфраструктурой, клиентскими коммуникациями и сервисом, подходящие и для российского рынка. Среди таких разработок — ITSM-сервис Naumen Service Desk и ESM-решение Naumen ESM.

Naumen Service Desk помогает автоматизировать процессы управления ИТ и сервисным обслуживанием. С его помощью бизнес может реализовывать сервисную модель управления в ИТ-отделах и других службах, а также для оказания услуг клиентам.

Система ИнфраМенеджер

Компания ИнфраМенеджер занимается разработкой одноименной ITSM-системы на базе методологии ITIL с 1999 года. Это решение помогает бизнесу в короткие сроки внедрять лучшие практики организации работы ИТ-подразделений и автоматизировать рутинные процессы. ИнфраМенеджер содержит полный функционал для автоматизации большого количества операций службы поддержки ИТ-сервисов: от Service Desk до управления и мониторинга ИТ-инфраструктуры.
Комплексность системы ИнфраМенеджер — одно из главных ее преимуществ.

Система автоматизации ITSM-процессов ИнфраМенеджер помогает бизнесу организовывать работу ИТ-департаментов и создавать единое информационное пространство для ИТ-специалистов. ИнфраМенеджер собирает полную и актуальную информацию об ИТ-сервисах компании — о персонале, обращениях пользователей, об ИТ-инфраструктуре и истории любого изменения. Для решения всех необходимых задач в ИнфраМенеджере доступны каталог сервисов, SLA, модель разграничения доступов, организационно/территориальные зоны ответственности и графический редактор рабочих процедур.

SimpleOne

SimpleOne — российская платформа для автоматизации бизнес-процессов, флагманским продуктом которой является одноименная ITSM-система для автоматизации IT-процессов в соответствии с лучшими практиками ITIL. Система позволяет повысить эффективность работы IT-департамента и службы Service Desk.
Решение SimpleOne ITSM позволяет компаниям легко настраивать такие процессы, как управление проблемами, инцидентами и изменениями, а также управлять уровнем услуг (SLA, OLA и др.), запросами на обслуживание и т.д. К основным преимуществам ITSM-системы от SimpleOne можно отнести:

  • Преднастроенные процессы. Это позволяют быстро внедрить и начать использовать систему и адаптировать настройки под разные подходы к управлению ИТ.
  • Дополнительные инструменты, такие как чек-листы, учет трудозатрат, быстрые ответы, омниканальная поддержка, возможность подключения ML-алгоритмов, чат-ботов, сбор обратной связи и оценка качества предоставления услуг.
  • Адаптация процессов. Без траты ресурсов на программирование за счет использования уникальных возможностей платформы SimpleOne.

Кроме того, SimpleOne ITSM можно легко трансформировать в единую корпоративную ESM-систему. Это позволит масштабировать лучшие ИТ-практики предоставления
услуг на все обслуживающие подразделения — HR, АХО, финансовую и юридическую службы и т.д.

На днях компания сообщила о готовности предоставить особые условия бизнесу при переходе на их решения. SimpleOne готова дать скидку на первый год подписки, которая может полностью или частично компенсировать стоимость затрат на миграцию с других решений. Кроме того, важными преимуществами SimpleOne для быстрой миграции являются:

  • Полное соответствие требованиям и стандартам РФ. Платформа SimpleOne входит в Единый реестр российского ПО.
  • Преднастроенная функциональность в коробочной поставке.
  • Наличие low-code инструментария для быстрой кастомизации под процессы заказчика.
  • Возможность развернуться в облаке. Это позволит не тратить время на подготовку инфраструктуры и инсталляцию решения. В дальнейшем, при необходимости, можно осуществить перенос системы на локальную площадку заказчика.
  • Скидка на первый год подписки, которая может полностью или частично компенсировать стоимость затрат на миграцию с других решений.

Вывод

Сегодня все большему числу компаний приходится искать подходящие альтернативы решениям зарубежных вендоров и организовывать оперативный переход на отечественное ПО. Благодаря активному развитию ИТ-отрасли в последние годы на рынке появлялось все большее число российских разработок, не уступающих иностранным в функциональности и удобстве. Среди них есть и решения в сфере ITSM, о самых привлекательных из них мы рассказали сегодня.