Как отказаться от «обязательной» страховки при покупке билетов?

13:12
/
32
/
Центробанк и Роспотребнадзор разъяснили, что навязывание допстраховки при продаже проездных документов незаконно. Как отказаться от ненужной услуги?


ИзображениеРуководство Российских железных дорог (РЖД) пообещало не допустить в этом году подорожания цен на пассажирские перевозки, а Минтранс РФ анонсировал возможное минимальное удорожание авиабилетов, но в период летнего сезона. И этой ситуацией решили воспользоваться разного рода посредники и агенты, которые реализуют авиа- и железнодорожные билеты дистанционным способом через сайт или мобильное приложение. Схема их заработка примитивна: на сайте размещается реальное объявление о продаже билета по привлекательной цене, а при его оформлении придётся дать согласие на приобретение дополнительных страховых услуг, так как эта функция уже заложена в алгоритме приобретения.
Центробанк и Роспотребнадзор отреагировали на ситуацию и выпустили совместное письмо, в котором регуляторы указали, что условия, при которых вместе с договором перевозки через форму click-wrap (то есть путём щелчка по клавише «я согласен») заключается дополнительное соглашение о страховании, противоречат пункту 2 статьи 16 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Право на согласие или отказ

Документ надзорных инстанций не предполагает, что страховки для поездок отменят вообще, однако в нём указано, как и при каких условиях данный страховой продукт может предлагаться.
Во-первых: согласие с услугой не должно быть «автоматическим» при приобретении билета. Потребитель, желающий приобрести страховку, должен иметь возможность однозначно выразить свое согласие с услугой. И выполнено это должно быть без дополнительных переходов по ссылкам и документам. А тот, кому услуга не нужна, должен иметь возможность от неё отказаться без потери права на билет.



Изображение
Во-вторых: реализация страховки вместе с проездным документом возможна, только если её приобретателем получена полная и достоверная информация об услуге. А это, по мнению надзорных ведомств, возможно только при наличии текста с подробным описанием потребительских свойств предлагаемой услуги.
— Разъяснения регуляторов вполне согласуются с уже действующим порядком приобретения билетов в обычных кассах. Например, по правилам РЖД кассир обязан спрашивать, нужна ли пассажиру страховка. И тот вправе от неё отказаться, — рассказал адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин. — В том случае, если гражданин не просил его застраховать, а деньги с него за это взяли, ситуация грозит неприятностями и кассиру, и компании. На жалобу очень быстро отреагирует антимонопольная служба, и штраф будет ощутимым.
Однако следует иметь в виду, что некоторые страховки уже по умолчанию включены перевозчиком в цену билета. И это сделано в соответствии с требованиями закона. Например, все граждане РФ, отправляющиеся в полёт, автоматически получают страховку гражданской ответственности, по которой страхователем выступает авиаперевозчик, а выгодополучателем — пассажир авиарейса. Такая же обязанность страховать пассажиров возложена и на РЖД. И отказаться от этой услуги не могут ни компания, ни пассажир (так установлено Законом № 67-ФЗ от 14 июня 2012 года. — Прим. Лайфа).

Дополнительные страховки авиаперевозчиков

На то, что авиаперевозчикам следует воздерживаться от навязывания страховок, Центральный банк указывал ещё в сентябре 2020 года (письмо № ИН-06-59/133). Тогда регулятор счёл, что автоматическое проставление галочек согласия с допстраховкой при покупке билетов онлайн противоречит пункту 4 статьи 6.1 Закона № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ». А значит, каждый такой случай может быть основанием для привлечения к административной ответственности по статье 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), что грозит штрафом для должностных лиц до 50 000 рублей, а компании — до 300 000 рублей.
И авиакомпании перенастроили свои системы продаж так, чтобы они выдавали полную информацию о страховке и возможности от неё отказаться, то есть формально предписание регулятора выполнили. В реальности ситуация с дополнительными страховками, навязываемыми авиаперевозчиками, тогда практически не поменялась. Ведь для того, чтобы приобрести билеты без допстраховки, нужно оформить письменный отказ от услуги у перевозчика, а это сводит на нет удобство приобретения билетов онлайн.
— Новое письмо ЦБ, скорее всего, заставит авиаперевозчиков опять произвести какие-то изменения в настройках сервисов онлайн-продаж, — считает адвокат Адвокатской палаты Калининградской области Александр Поляков. — Предполагаю, что будет предусмотрена возможность не покупать допстраховку, но только для определённых категорий билетов, предложение которых будет ограниченно. В этом случае авиакомпании смогут и выполнить требования регуляторов, и избежать ответственности за нарушения потребительского законодательства (статья 16 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). — Прим. Лайфа).

Как вернуть деньги за ненужную страховку

• С РЖД всё просто: согласно правилам компании, вы можете отказаться от страховки не позднее чем за 30 минут до отправления поезда. Но для возврата денег потребуется предъявить полис страхования (если билет приобретали у кассира, он выглядит как кассовый чек) и сам билет в кассу РЖД.
• Если авиа- или железнодорожный билет приобретался у посредника, то потребуется отправлять в адрес продавца заявление об отказе от услуги дополнительного страхования и ждать ответа до 30 дней. В случае невозврата денег — жаловаться в Роспотребнадзор. Скорее всего, это ведомство надавит на продавца, и дело урегулируется возвратом. Практика показывает, что на это потребуется ещё не менее двух недель.
• Когда билет со страховой нагрузкой приобретался на сайте авиакомпании, для отказа от страховки потребуется посетить офис этого перевозчика и подать жалобу там. Как правило, авиакомпании деньги возвращают в течение месяца. Но такой возврат возможен, только если вы подали заявление до того, как совершили перелёт. Иначе откажут с формулировкой «услуга оказана».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
+3
Нет комментариев. Ваш будет первым!