Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Современный магазин одежды сложно представить без манекенов. Эти немые стражи моды сегодня очень разнообразны, но при этом редко удивляют утонченностью и реалистичностью. Так было не всегда — манекены можно считать отличным примером того, как дизайн изменяется от точного копирования, к откровенному примитиву. Давайте посмотрим, как менялись манекены со временем и как они докатились до нынешнего удручающего вида.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Первые манекены появились еще в Древнем Египте. Их задачей было лишь сохранение формы одежды, поэтому выглядели они как деревянный чурбан, отдаленно напоминающий фигуру человека или проволочный каркас с вешалкой в верхней части. Равнодушие к внешнему виду манекенов сохранялось до второй половины 19 столетия, пока все вдруг не решили, что они должны быть максимально похожи на живых людей.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Первые манекены были максимально практичными

Манекены 19 и 20 века

До начала 20 века изготовление манекенов было процессом творческим. Изготавливали копии людей из гипса, дерева и даже фарфора. Определенного стандарта или моды на манекены не было и каждая мастерская творила как умела.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Манекены 19 столетия выглядели жутковато

Но в 20-е годы все изменилось — производство манекенов превратилось в целую индустрию, у которой были свои направления и определенные каноны.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

В 20-30 годы манекены изготавливали максимально похожими на людей, при этом строго придерживались модных в то время типажей фигур и лиц.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Некоторые фигуры из дерева или папье-маше были настолько реалистичны, что люди приходили в магазины поглазеть на них, а не на модные новинки сезона.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Отдельные модели манекенов от бренда Pierre Imans даже получали имена, например, Надин

В 50-60-х годах сохранилась тенденция начала века, разве что несколько изменились прически и мейкап. Кроме этого, легко заметить, что послевоенные манекены не так однотипны. Производители старались разнообразить свои изделия разными сериями, а кроме этого, придавали манекенам разные позы, часто довольно непринужденные.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Когда манекены еще были искусством

Тогда же стали пользоваться спросом фигуры с шарнирами, которые могли изменять положению рук, ног и даже головы. Кстати, именно часть такого манекена помогла байкеру из Англии снова вернуться в строй после травмы.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Самые дорогие манекены середины 20 века выглядели очень похоже на живых людей. У них были волосы, нередко натуральные, очень выразительные глаза и чувственные губы. Хорошие манекены стоили немало, но магазины не скупились на приобретение такого инвентаря — фигуры могли служить десятилетиями, если их не били и не роняли.

Манекены СССР

В СССР также производили реалистичные манекены, но страна несколько отставала в этом направлении от Запада, как, впрочем, и во многих других.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Советские фигуры мужчин и женщин производились из гипса и не отличались разнообразием телосложений и типов лиц.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Выпускались несколько видов брюнетов и блондинов обоего пола, пугающе топорные детишки разного возраста, младенцы в ассортименте и какие-то благообразные подтянутые старички.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Настоящий ренессанс «манекенного дела» произошел в стране с падением железного занавеса. Фабрики и артели, выпускающие манекены, быстро перестроились на западный лад и начали предлагать потребителям очень достойные модели.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

На 90-е годы в странах СНГ пришелся расцвет этого производства и манекены тех лет легко узнать по разнообразию причесок и макияжей, типов лиц и комплекций.

Современные манекены

Но в 2000-х годах красивые, «человечные» манекены вышли из моды. Была принята новая концепция, которая гласила, что фигура, на которой демонстрируется одежда, вторична и не должна отвлекать потребителя. Так появились сначала манекены с едва обозначенными чертами лица, а затем вовсе без них.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Безликий, но очень бодипозитивный манекен от Nike

В последние годы в моду вошли манекены, которые и внешне мало похожи на людей — наиболее в этом направлении продвинулись фирмы, производящие оборудование для демонстрации нижнего белья.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Фигуры с непропорционально длинными конечностями и неправдоподобными формами стали трендами у продавцов брендовых вещей.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Манекен-легенда Синтия

Есть в мире манекенов и свои легенды. Пожалуй, наиболее известна история Синтии — детища американского скульптора Лестера Габа, творившего в 20-30-х годах прошлого века. Мастер создал Синтию в 1932 году для фотосессии в одном из фешенебельных магазинов, но манекен получился таким прекрасным, что автор не смог с ним расстаться.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Габа был неразлучен с Синтией и колесил с ней по всему миру. Скульптор менял ей прически и макияж, делал маникюр и заказывал дорогие платья и шубы. К манекену начали относиться как к живой девушке и другие — Синтия получала тысячи писем от поклонников со всего мира, ей посвящали стихи и целые коллекции одежды.

Потерявшие лицо, или Эволюция манекенов от реалистичности к примитиву

Синтия со своим творцом Лестером Габа в нью-йоркском ресторане

С появлением телевидения у Синтии появилось даже собственное телешоу, которое существовало до 1953 года. Позже, в 60-х, Лестер Габа малодушно предал свое детище, заявив в интервью New York Times: «Синтия никогда не имела для меня никакого смысла». Тем не менее, благодаря этой копии девушки он вошел в историю мирового искусства, хоть и как фигура весьма спорная.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!