10 советских художников, которых надо знать

Лучшие советские художники выходили далеко за рамки пропагандистского искусства и создавали настоящие шедевры.

10 советских художников, которых надо знать

Александр Лабас (1900 — 1983)

Художник, прошедший путь через все советское искусство, от группы ОСТ (Общество художников-станковистов, изображавших новые советские реалии методами немецких экспрессионистов) до фигуративного искусства с сильными элементами авангарда.

10 советских художников, которых надо знать

Александр Лабас. Метро, 1935

Работа «В метро» с одной стороны отражает увлеченность футуристическими индустриальными темами, с другой — выполнена в абсолютно авангардном духе.

10 советских художников, которых надо знать

Александр Лабас. Утро после боя, 1929

Илья Машков (1881-1944)

От авангарда с радикальными произведениями и легендарного объединения «Бубновый валет» до едва ли не возвращения к стилистике старых мастеров с сохранением физиологичности — творчество Машкова невероятно разнообразно и увлекательно.

10 советских художников, которых надо знать

Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского

Он — создатель абсурдной и ироничной версии советского натюрморта.

10 советских художников, которых надо знать

Илья Машков. Советские хлебы

Александр Дейнека (1899-1969)

Один из самых крупных и известных советских мастеров. Любопытно, что как художник он был очень разным — в 1920-х и 1930-х это были два «разных» человека и художника, — но при этом создал свой узнаваемый стиль.

10 советских художников, которых надо знать

Александр Дейнека. Ленин на прогулке с детьми

Его творчество не вписывается в общепринятую канву соцреализма, потому что каждое его масштабное произведение было абсолютно новым авангардным решением. И вращаясь в кругу советской высшей номенклатуры, ему удавалось оставаться самим собой.

10 советских художников, которых надо знать

Александр Дейнека. Футбол, 1924

Дмитрий Налбандян (1906-1993)

Сложная и противоречивая фигура, при этом очень ироничный художник. Сам про себя говорил, что работал «от Ильича до Ильича» — он Владимира Ильича Ленина до Леонида Ильича Брежнева. И его творчество как лакмусовая бумага — именно он явился эстетическим каноном каждой эпохи.

10 советских художников, которых надо знать

Дмитрий Налбандян. Великая дружба

Сложная и противоречивая фигура, при этом очень ироничный художник. Сам про себя говорил, что работал «от Ильича до Ильича» — он Владимира Ильича Ленина до Леонида Ильича Брежнева. И его творчество как лакмусовая бумага — именно он явился эстетическим каноном каждой эпохи.

10 советских художников, которых надо знать

Дмитрий Налбандян. Осенним утром у костра. Отдых, 1959

Он, в том числе, будучи живописцем Иосифа Сталина, уловил его тягу к тяжелому минимализму, а во времена Никиты Хрущева явил другой канон — практически советский импрессионизм.

Екатерина Зернова (1900-1995)

Одна из ярких женщин-художниц советской эпохи, стоящая в одном ряду с Александром Дейнекой, возможно, лучше всех воплотившая милитаристскую тему, образы разного рода войск Рабоче-крестьянской красной армии.

10 советских художников, которых надо знать

Екатерина Зернова. Сельмашстрой. Плакат, 1930

Даже танк на ее полотнах становился полноценным героем.

10 советских художников, которых надо знать

Екатерина Зернова. Колхозники приветствуют танкистов, 1937

Виктор Мидлер (1888-1979)

Тонкий и недооцененный художник в 1930-х работал хранителем отдела новейших течений русской живописи в Третьяковской галерее.

10 советских художников, которых надо знать

Виктор Мидлер. Хоккей на стадионе «Динамо», 1948

И именно ему принадлежит одна из главных эмблематичных работ этого периода «Политзанятия на линкоре» из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

10 советских художников, которых надо знать

Виктор Мидлер. Политзанятие на Линкоре

Александр Лактионов (1910-1972)

Парадоксальная фигура и художник уже следующего поколения. Он один из тех, кто серьезно всматривался в искусство старых мастеров, но при этом создавали свои новаторские интерпретации общепринятых сюжетов близкие к сюрреализму.

10 советских художников, которых надо знать

Александр Лактионов. Письмо с фронта

Включая даже его растиражированную работу «Письмо с фронта».

10 советских художников, которых надо знать

Александр Лактионов. Натюрморт

У него очень интересные малые формы — например, натюрморты, в которых, как в более свободном жанре, магический реализм и сюрреализм отразились в наибольшей степени.

Георгий Нисский (1903-1987)

Он пережил несколько стадий расцвета. Начинал с довольно брутальных батальных сцен, но стал знаковой фигурой для художников поколения 1960-х годов.

10 советских художников, которых надо знать

Георгий Нисский. Над снегами, 1964

Ему удалось создать свой абсолютно непередаваемый и узнаваемый во всех элементах стиль, но оставаться совершенно простым доступным человеком.

10 советских художников, которых надо знать

Георгий Нисский. Площадь Пушкина, 1966-1967 гг.

Есть знаменитая история, когда молодые авторы из художественных мастерских собрались пойти выпить пива, а мэтр догонял их с криком:

«Ребята, постойте, возьмите меня с собой!»

Павел Никонов (р.1930)

Вероятно, главный представитель «сурового стиля» начала 1960-х, работающий до сих пор.

10 советских художников, которых надо знать

Павел Никонов. Ненастье, 1984

Он несколько раз менял стиль, от многослойной почти монохромной живописи до собственного варианта примитивизма с мастерским цветом и композицией.

10 советских художников, которых надо знать

Павел Никонов. Геологи, 1962

Татьяна Яблонская (1917-2005)

Автор двух эпохальных картин и наиболее известный массовому зрителю художник.

10 советских художников, которых надо знать

Татьяна Яблонская. Утро, 1954

Ее «Утро» и «Хлеб» печатали в каждом школьном учебнике во времена СССР, а также тиражировали в журналах и на постерах.

10 советских художников, которых надо знать

Татьяна Яблонская. Хлеб, 1949

Полотно «Хлеб» стало воплощением сталинской темы плодородия, а «Утро» — уже началом хрущевской оттепели.

10 советских художников, которых надо знать

Татьяна Яблонская. Лето, 1967

При этом она всегда оставалась очень сильным и разносторонним художником, меняла стили, разрабатывала свою версию примитивизма в духе Анри Руссо.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
+5
Нет комментариев. Ваш будет первым!