ПЯТАЯ КОЛОННА ОКОПАЛАСЬ В ТЕАТРАХ. ЧЕМУ УЧАТ НАС СОВРЕМЕННЫЕ «ВЛАСТИТЕЛИ ДУМ»?

18:26
/
36
/
Изображение

Феерия антипатриотизма. БДТ им. Товстоногова и «Гоголь-центр» готовят очередные грязные спектакли.

Продолжаются попытки апологетов либерально-экспериментального искусства, занимающих руководящие должности на ведущих государственных площадках России, продвигать творческие проекты, направленные на фальсификацию истории, дискредитацию внутренней и внешней политики руководства страны. Либералы из «Гоголь-центра» и БДТ им. Г.А. Товстоногова стремятся открыть второй, внутренний фронт против России. В условиях специальной военной операции такие попытки должны жёстко пресекаться.

В 1863 году, когда на нашу страну ополчились все государства Европы из-за польского восстания, общество пережило невероятное сплочение. Раздражённый беглый либерал Александр Герцен из Лондона с негодованием написал: «Всю Россию охватил сифилис патриотизма». С тех пор утекло много воды, и с началом специальной военной операции на Украине значительную часть российской интеллигенции охватил «сифилис непатриотизма».

Это хорошо видно на примере театрального искусства. Например, в БДТ им. Г.А. Товстоногова (художественный руководитель — Андрей Могучий) идёт подготовка к премьере спектакля «Материнское сердце». Она запланирована на сентябрь текущего года, 2-4 июня будет проведён предпремьерный показ. В основу действа легли рассказы Василия Шукшина. При этом спектакль содержит большое количество отклонений от первоисточника, а соавтор сценария допустила широкое использование собственных «сочинений и фантазий».

Изображение

Анализ фрагментов репетиций позволил дать первичную экспертную оценку планируемой постановки, содержащей глубоко антирусскую идею, представленную в виде «мрачного безнадёжного настоящего», в котором ведущий представлен в виде «чёрта, окружённого горами трупов, шаманы с бубнами воскрешают умерших и погибших, а из гроба встаёт карлик-Ленин с крестьянами, уподобившимися свиньям и бредущими по российской грязи босиком». Через перечисленные сцены на мотоцикле с коляской едет образ «Родины-матери» в виде народной артистки России Нины Усатовой (в старой форме милицейской, на лбу «выбита» красноармейская звезда).

Впрочем, всё это в русле творчества господина Могучего и прослеживается в его предшествующих постановках, в частности в спектакле «Три толстяка» (лауреат «Золотой маски — 2022»). Причём стоимость указанной постановки составляет 35 миллионов рублей, выделенных из бюджета (за счёт частных инвестиций из фонда поддержки БДТ предусмотрено дополнительное финансирование спектакля).

Ещё один характерный пример — одиозный «Гоголь-центр»: 15 мая при финансовой поддержке Фонда Вознесенского и предпринимателя Леонида Богуславского на площадке театра состоялся предпремьерный показ спектакля «Берегите ваши лица» (режиссёр и художник Савва Савельев, работал с Кириллом Серебренниковым в проектах «Лето», «Кислота») по запрещённой в СССР одноимённой пьесе поэта Андрея Вознесенского. Серия премьерных показов пройдёт 23-24 июня текущего года.

Режиссёр центральной фигурой своей сценической фантазии сделал художника и мастера перевоплощений Владислава Мамышева-Монро, человека, с детства имеющего склонность к нетрадиционной ориентации, изнасилованного в армии и утонувшего при странных обстоятельствах в бассейне на метровой глубине. Савельев использовал некоторые факты его биографии для создания картины тоталитарного режима, убивающего право на самовыражение личности, её творческую самореализацию и вообще как таковую свободу, в том числе и гражданскую.

Мамышев-Монро ощущал в себе две сущности — Гитлера и актрисы Мэрилин Монро. И спектакль начинается с картины похорон: над тремя гробами висят портреты исполнителей ролей самого Мамышева, Гитлера и Монро. А в поминальных речах звучат такие строки: «Дрочить я начал в первом классе. / В восьмом — девчонку полюбил. / Когда же служба началася, / Мне старшина очко всадил». И далее в том же духе. Антагонизм триады власть (диктатура) — страсть (секс) — человек (художник и творец) явлена в спектакле с нахрапистостью глупой, пошлой самодеятельности. Тут и уставший от вечных мытарств врач, свой протест выражающий стихами Вознесенского и Высоцкого. И трио службистов, кривляющихся вокруг растерянного героя. Но главное, давление тупой и беспардонной власти.

Люди от власти здесь грубы и беспощадны. Они, одетые в шорты и пиджаки, в чёрных масках и с оружием в руках, врываются к врачу и, глумливо напевая и наигрывая между делом «Собачий вальс», делают обыск. А в кабинете у врача хранятся плакаты с глумливыми слоганами: «Вера — дура. / Положил я на цензуру./ Люди — предки обезьян. / Губернатор — лесбиян». Все дальнейшие события разворачиваются в соседстве с оставленным сбоку плакатом «Всё дерьмо, кроме мочи». Савельев, настаивая на обличении тотального контроля над людьми, создаёт панораму всеобщей слежки и паранойи.

Изображение

Такие, с позволения сказать, театральные представления разрушают наши базовые ценности: расщепление сознания выдаётся за свободу самовыражения, гражданские идеалы подменяются псевдолиберальной болтовнёй. Сам факт обращения для подтверждения своих грязных посылов к гражданской поэзии Вознесенского, коверканье пронизанных болью и бунтарской страстью стихов и песен Высоцкого напрочь перечёркивает саму отечественную культуру, превращая её в глум. Грязное, неряшливо-насмешливое воплощение на подмостках представителей власти, лишённое какой бы то ни было художественной формы, не только исключает содержательность критики, но вызывает эстетическое отторжение. Да и сама апелляция к Гитлеру как к фигуре, олицетворяющей силу, привлекающей к себе персонаж спектакля, видится преступной.

Спустя полвека строки Вознесенского «Берегите ваши лица» обрели совсем иной смысл. Если в 1970-х в них слышался призыв к гражданской позиции, отрицание какой бы то ни было возможности конформизма, сохранению целостности личности, то в нынешней постановке всё ровным счётом наоборот. Здесь речь идёт не о человеческом лице, а о личине. Не о гражданской позиции, а об обиде и злобе на государство. Этот спектакль взращивает в людях ненависть к своей стране, брезгливость и презрение к ней, что во времена усилившейся конфронтации — внутренней и внешней — чрезвычайно опасно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
+2
Нет комментариев. Ваш будет первым!