Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи

21:39
/
45
/
Готовое платье, серийные автомобили… Мы живем в убогом мире, господа! То ли дело начало XX века, когда кузова строили под заказ, в соответствии с фантазиями клиента.


Brooke Swan 1910 года

Традиция строить кузова по индивидуальному заказу давала разные плоды — от прекрасных до комичных. Как и сегодня, сто лет назад финансовая состоятельность вовсе не гарантировала наличие вкуса, но зато почти всегда обеспечивала присутствие амбиций. В некоторых случаях доходило до откровенного кича. Яркий тому пример — Brooke Swan, созданный в 1909–1910 годах шотландцем Робертом Николлом Мюттьюсоном, проживавшим в Калькутте.


Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи



На шасси фирмы Brooke с 30-сильным двигателем поставили деревянный, богато украшенный кузов в форме лебедя. В глаза птицы были вставлены красные лампочки, а из клюва, соединенного с системой охлаждения двигателя, она могла извергать пар. Последнее свойство владелец использовал вместо клаксона, чтобы освободить себе дорогу на людных улицах. А еще этот лебедь выпускал из-под хвоста белую эмульсию, то есть натурально гадил на проезжую часть шутки ради.

Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи


Шофера от пассажиров отделяла перегородка, а для передачи ему указаний служил бортовой телеграф. Владелец мог передавать команды «Домой», «Направо», «Налево», «Быстрее», «Медленнее». Для развлечения пассажиров существовал своеобразный орган: с помощью восьми клавиш можно было извлекать звуки разной тональности, причем в качестве движущей силы инструмента служили выхлопные газы.

К сожалению для владельца, после первой же поездки полиция Калькутты наложила запрет на эксплуатацию лебедя. Он пугал не только пешеходов, но и слонов, так что последствия могли быть катастрофическими. Однако Мюттьюсон не стал расстраиваться и немедленно продал Brooke Swan махарадже Набху. В благородной семье автомобиль прожил до 1990 года, после чего попал на аукцион и был выкуплен голландским Louwman Museum, где и пребывает ныне.


Packard Super Eight 1938 года от Baker
Этот автомобиль принадлежал Гарри Хэтчу, владельцу винокурни, разбогатевшему во времена сухого закона в США. И да, он во многом напоминает Rolls-Royce. Просто его кузов Sedanca deVille был создан в английской мастерской Baker, строившей автомобили для британской знати.

Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи

Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи


Автомобиль имел 8-цилиндровый рядный 130-сильный двигатель, 3-ступенчатую коробку передач, независимую переднюю подвеску на пружинах и зависимую заднюю на рессорах. Сиденье водителя получило кожаную обивку — такое решение считалось более практичным, а пассажирский диван был отделан мягкой тканью.

В конце тридцатых — начале сороковых шофер этого автомобиля Уолтер Биби раз в год перегонял его из Торонто, где жила семья Хэтча, в Палм-Бич во Флориде, в зимний дом. Прибыв на место, он менял свою черную униформу на кремовую и ехал встречать хозяев на железнодорожную станцию.

В 2015 году машину, успевшую сменить несколько хозяев, продали на аукционе Sotheby's за 220 000 долларов.

Delahaye 175S Roadster 1949 года от Saoutchik
Великий французский автомобильный дизайнер Яков Савчик (Jaques Saoutchik) создавал кузова для богатейших людей мира. По первой профессии он был краснодеревщиком, а выучился ей в белорусском Койданове (ныне Дзержинск), где и родился. Звали его до эмиграции Яков Савчук. Одной из марок, с которой он работал чаще других, была Delahaye.

Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи

Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи



Этот автомобиль, нос которого должен напоминать рог нарвала, принадлежал сэру Джону Голу, а затем популярной британской актрисе Диане Дорс, получившей его в подарок. Автомобиль был прекрасен не только внешне. Сзади у него стояла подвеска типа «Де-Дион», а двигатель имел рабочий объем 4,5 л. В 2010 году Delahaye 175S Roadster 1949-го от Saoutchik был продан за 3 миллиона долларов.

Duesenberg Town Car 1936 года от Bohman & Schwartz
Два эмигранта, швед Кристиан Буман и австриец Морис Шварц, были кузовщиками еще до переезда в США. Потом оба работали как наемные сотрудники в кузовном ателье Мёрфи в Лос-Анджелесе и изучили вкусы кинозвезд. Открыв свою мастерскую, мужчины не гнушались и простыми работами, вплоть до кузовного ремонта, но быстро поднялись. Их визитной карточкой стал Duesenberg Town Car 1936-го с эффектными аэродинамическими приливами, скрывающими закрепленные на крыльях запасные колеса, и V-образным ветровым стеклом.
Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи

Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи



Первый такой автомобиль они построили для Этель Марс из Чикаго, директора завода «Марс» и жены владельца предприятия. Стоил он тогда 20 000 долларов.

Lincoln Model K 1938 года от J.B. Judkins Co.
Джон Б. Джадкинс начал заниматься кузовами еще юношей, в 1851 году. Но тогда это были, разумеется, кузова конных экипажей. Первый автомобильный заказ Джадкинс получил в 1897-м, к этому моменту с ним уже работали сыновья Фредерик и Чарльз. С тех пор компания успела поработать с шасси многих славных производителей, давно ушедших в небытие. При этом вплоть до 1910 года J.B. Judkins Co. продолжала выпускать и конные экипажи.
Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи

Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи



На создание купе Lincoln Model K компанию J. B. Judkins Co. вдохновил аэродинамический кузов автомобиля Delage D8 120, выставленного в 1938-м во французском павильоне на Всемирной выставке.

Автомобиль имел всего две двери, зато открывались они навстречу ходу движения и позволяли без неудобств проникать на задний диван. А принадлежал этот 6,8-литровый, 150-сильный автомобиль самой компании J. B. Judkins Co. Как говорится, такая корова нужна самому.

Pierce-Arrow Club Coupe 1926 года от J. B. Judkins Co.
Еще один автомобиль от Джадкинсов, икона стиля 1920-х годов. На таком ездил Том Микс — ковбой и шериф, пару раз ловивший бандитскую пулю, ставший звездой вестернов и возрасте 60 лет разбившийся на автомобиле.


Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи

Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи




Auburn Cabin Speedster 1929 года от Griswold Body Co.
Griswold Body Co. вела свою историю с XIX века. Это было одно из солиднейших предприятий, строивших кузова вплоть до начала 1930-х годов. Причем работала она не только с легковыми, но и с грузовыми моделями. В среднем Griswold Body Co. выпускала кузова на 500 000 долларов в год. Солидная сумма для эпохи, в которую хорошую машину можно было купить за несколько тысяч долларов. Увы, как и многим другим кузовным ателье, Griswold Body Co. обрушила бизнес Великая депрессия: в 1932 году активы компании пришлось распродать.

Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи

Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи


Лебединой песней компании стал концепт-кар Cabin Speedster, созданный для компании Auburn в рекламных целях. Невероятные аэродинамичные формы, алюминий, велосипедные крылья, поворачивавшиеся вместе с передними колесами — все это придавало разработке черты «автомобиля будущего». К сожалению, на автомобильной выставке в Лос-Анджелесе, где был выставлен Cabin Speedster, случился пожар и 300 машин сгорели дотла. В их числе был и шедевр от Griswold Body Co.



Подписывайтесь на наш канал в Telegram
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!