«Гобелен Жироны»

«Гобелен Жироны»
Вон он – «Гобелен Жироны» или «Гобелен Творения». Люди в то время были простые. Поэтому слова проповеди с амвона очень часто подкрепляли изображениями сказанного – витражами в окнах соборов и… коврами-гобеленами, являющимися своего рода иллюстративным материалом, дополняющим Святое Писание. Естественно, что вышивальщики (или вышивальщицы) таких полотен должны были быть грамотными людьми и назубок знать и Библию, и Евангелие, и, конечно же, они должны были уметь рисовать. Вот только сфотографировать этот «Ковер» в музее-сокровищнице кафедрального собора Жироны очень трудно: мало помещение, в котором он экспонируется, поэтому фотографировать его можно только сбоку. Фото автора



«И вышла Иаиль навстречу Сисаре, и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром.»
Книга Судей 4:18

История и культура. В прошлый раз мы рассказали о музее-сокровищнице церковной утвари и средневековых древностей, который открыт при кафедральном соборе испанского города Жироны. Чего там только нет: и дарохранительницы, и реликварии, подсвечники и скипетры, и всё это из массивного серебра с позолотой, из резной слоновой кости… В общем неудивительно, что тогдашние каталонские крестьяне искренне верили во всемогущество Божие. Глядя на эти сокровища, поневоле уверуешь… Но главным раритетом этого музея является уникальный гобелен «Сотворение мира», изготовленный в XI веке. Вот о нём-то мы сегодня и продолжим наш рассказ…

«Гобелен Жироны», как и «Ковер из Байё», на самом деле есть не что иное, как вышивка, сделанная на ткани из терракотового цвета шерсти, шерстяными нитками разных цветов: красного, зелёного, жёлтого, тёмно- и светло-голубого, серого), а также льняными белыми нитями. Соответственно, нить чёрного цвета применялась, чтобы обводить фигуры и отделять один цвет от другого, так, как в то время это делали в настенных росписях. Фон и изображения внутри чёрного контура выполнялись стебельчатым швом, а вот обводка контуров волос, тела и пейзажей, например, выполнялась толстым кордовым швом. Сама же вышивка поистине мастерская. Кажется, что в некоторых местах её нанесли не стебельчатым швом, а кистью. При этом она просто огромна: 3,65 × 4,70 м. Низ её оборван, а так она была бы ещё больше – 4,80 × 5,40 м.

Почему вышивка была сделана по шерстяной сарже, а не по шёлку, либо, как в случае со знаменитым «Ковром из Байё», по льну? Дело в том, что шерстяная основа тяжелее, но при этом и прочнее. И в этом смысле «жиронский гобелен» близок к шерстяным восточным коврам, которые также делались на вертикальных станках и отличались достаточно жёсткой шерстяной основой.

«Гобелен Жироны»
Впрочем, плоскостное изображение «Гобелена Жироны» есть на сайте музея, где представлены и другие изображения с гобелена, и вообще можно увидеть много всего интересно. Разве что текст только на каталанском…

Считается, что «Гобелен» был вышит руками монахинь в женском монастыре, а руководила ими знатная дама. Возможно, это были монахини-бенедиктинки из монастыря Сан Даниэль в Жироне, которые и сегодня охотно берутся за вышивки предметов культа. Основали его в 1018 году по воле графини Эрмессенды Барселонской (которая и на новый собор в Жироне деньги давала). В конце ХI века ему покровительствовала графиня Мафальда из Апулии (1060–1112?), вдова Рамона Беренгуэра II и мать юного графа Рамона Беренгуэра III. Вполне возможно, что она этой самой дамой и была.

Интересно, что точных указаний на его наличие в прошлом в соборе нет, а открыт для учёных он был в 1878 году, экспонировался впервые на археологической секции Всемирной выставки, которая проходила в Барселоне в 1888 году. Ну а музейным экспонатом он сделался и того позднее – в 1952 году, вот каким долгим был путь признания этого уникального артефакта. Но что же на нём изображено такого, что многих учёных ставит в тупик?

В центре гобелена находятся две концентрические окружности, вложенные одна в другую. Во внутренней помещено изображение Иисуса Пантократора, благословляющего миг Творения, а вокруг на восьми неравных сегментах изображены все стадии сотворения мира. При этом над головой Христа мы видим вышитого голубя, а голубь – это Дух Божий. Чтобы не было в этом ошибки, там же имеется надпись: «Дух Божий летал над водами». Слева от голубя изображён Ангел тьмы с факелом и надписью: «Тьма парила над бездной». Соответственно, справа мы видим Ангела света и надпись, суть которой можно принять за восклицание: «Свет, свет!».

Ниже (слева) создание вод: «Бог создал небосвод посреди вод», а справа – разделение вод, с надписью: «Бог отделяет воды от неба, Солнца и Луны».

Ещё ниже, слева и справа две любопытные сценки: на правой Адам занят тем, что ищет другого человека среди райских животных, на что указывает и надпись: «Адам не нашёл никого похожего на себя». Слева показано сотворение Евы и сделана поясняющая надпись: «Бог дал Адаму уснуть крепким сном и взял одно из его рёбер». Под «Деревом познания» есть надпись – «Плодовое дерево».

«Гобелен Жироны»
Вот оно – это изображение, показывающее сотворение женщины

Вся нижняя часть внешнего круга отдана творению птиц и больших китов, на что указывает соответствующая надпись.

«Гобелен Жироны»
«Дерево познания» крупно

Четыре Земных Ветра, изображённых в виде крылатых существ, дуют в трубы, сидя при этом на бурдюках, из которых эти самые ветры и вылетают. Главное поле вышивки обрамляют полосы ткани, поделённые на двадцать квадратов, и на них вышиты отдельные сцены из Библии: Авель (или Каин), приносящий в жертву ягнёнка, Самсон, сокрушающий филистимлян ослиной челюстью, тогда как в других почему-то помещены аллегорические изображения времён года и месяцев. Можно подумать, что в Библии для вышивки сюжетов не хватило.

«Гобелен Жироны»
Сцена жертвоприношения

Здесь внизу слева находится… бог Гелиос на колеснице – то есть совершенно языческий персонаж. Возможно, что это своего рода дань так называемому Каролингскому Возрождению, и если это так, то значит, заказчик гобелена должен был быть образованным человеком и ничуть не догматиком, если допустил на «Ковре Творения» изображение языческого божества.

Также в центре наверху в квадрате находится изображение старика, который символизирует собой Год, а в верхних углах – олицетворения Рек Рая. Остальные шесть квадратов по краю изображают четыре времени года, и, как уже отмечалось, Самсона с челюстью и Авеля с ягнёнком (или Каина).

Образ Земли Израиля находится внизу на длинной полосе алой ткани, причём на ней мы видим фигурки людей в средневековых одеждах и строения, окружённые крепостными стенами. Эти изображения явно повествуют о путешествии святой Елены в Палестину и обретении истинного Креста Господня, то есть креста, на котором распяли Христа. Правда, из пяти сюжетов этого путешествия целиком сохранился лишь один — изображающий двух рыжеволосых иудеев, о чём говорит вышитая над ними надпись — «иудеи», и над городом, из которого они выходят — «Иерусалим». В итоге эта пара евреев с Жиронского гобелена стала… символом каталонского еврейства и даже эмблемой Еврейского музея в Жироне. И тут опять-таки вопрос: разве без них невозможно было обойтись на сугубо христианском ковре? Очевидно, что нет…

«Гобелен Жироны»
Вот они какие – евреи с «Гобелена Жироны». Идут себе, разговаривают, руками размахивают и горя не знают…

Наконец, само предназначение этого гобелена… Зачем он был сделан? Считается, что это был напольный, а не настенный ковёр. Причём в инвентарных списках алтарного убранства церквей Каталонии между Х и ХII вв. встречаются обозначения tapeta, tapetios или tapecios, то есть то, что означает именно такие ковры. «Жиронский Ковер», скорее всего, могли использовать как украшение; могли постелить его, скажем, перед алтарём во время праздников Пасхи или Обретения и Воздвижения Святого Креста. Возможно, впервые его использовали в Жироне в 1097 году, когда в соборе встречали папского легата и архиепископа Толедского Бернара из Агена. А тот тоже приехал не просто так, а по важному делу: устранить разногласия внутри Каталонской Церкви, утвердить во власти молодого графа Рамона Беренгуэра III и восстановить Таррагонскую епархию. Все эти дела достойны массовых празднеств, ради которых на украшение собора денег жиронцы всех слоёв общества не пожалели!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
+4
Нет комментариев. Ваш будет первым!