Репарации 50-х годов: так мы «уходили» из Финляндии

Репарации 50-х годов: так мы «уходили» из Финляндии



С последним эшелоном


70 лет тому назад – 18 сентября 1952 года – последний эшелон с финскими репарационными поставками пересёк погранпереход Вайникалле – Бусловская на Карельском перешейке. Финляндия оказалась единственной страной из бывших союзников нацистского рейха, полностью выплатившей репарации СССР – в 230 млн долларов.

Но в тот же период СССР инициировал проект судоходного канала, который должен был соединить Беломоро-Балтийский канал с центральной Финляндией и финским портом Оулу. Последний, между прочим, расположен невдалеке от Швеции, так что проект вполне мог вырасти и в масштабный интернациональный. И ведь проект едва не состоялся...

Сначала в Москве (1944) определили сумму финских репараций в 600 млн долларов, но в 1946–1947 гг. сумму снизили до 230 млн долларов. Это было зафиксировано Парижским мирным договором СССР и его западных союзников с Финляндией, которые даже не скрывали своих планов поучаствовать в её восстановлении.

Столь значительно репарационную сумму Москва снизила потому, что Финляндия согласилась передать СССР в 50-летнюю аренду район Порккала-Удд. Порккала-Удд расположен на побережье Финского залива невдалеке от Хельсинки, Таллина и Стокгольма. В этом районе разместилась с 1946 года база советского ВМФ.

Репарации 50-х годов: так мы «уходили» из Финляндии
Сохранившаяся до наших дней стелла в Порккала-Удд со словами Г. Маленкова

Демилитаризация по-фински


Кроме предоставления СССР места под базу, Финляндия обязалась демилитаризировать свои Аландские острова, расположенные в проливе между Суоми и Швецией. И на которые Швеция неофициально претендовала до середины 1940-х включительно.

Немаловажно и то, что СССР имел право разместить свои войска на этом архипелаге в случае войны с другими странами или военной угрозы с их стороны. Кому? Той же Финляндии или Советскому Союзу. Эти факторы были включены в советско-финляндский договор о дружбе и взаимной помощи 1948 года сроком на 10 лет, который неоднократно продлевался вплоть до распада СССР.

В качестве репараций Финляндия передала СССР почти 60 % тоннажа своего торгового флота и около трети своих новых торговых судов, построенных в 1946–1949 гг. Другой статьёй репараций были поставки в СССР комплектов оборудования для 18 заводов по производству целлюлозы, бумаги, картона и древесной муки, для 17 предприятий по производству сборных домов. В репарации включались также поставки электротехнических товаров и товаров цветной металлургии.

Откат нормальный


Но в 1956 году по инициативе миролюбивого Н. С. Хрущева ВМФ-база в Порккала-Удд была передана Финляндии. Обратите внимание, это было сделано за 40 лет до окончания срока её советской аренды! Можно сколько угодно рассуждать о сомнительном стратегическом значении базы, важен сам факт невиданной щедрости.

Финские власти, разумеется, с радостью приняли от советского лидера такой «подарок». А теперь здесь же, по имеющейся информации, разместится крупная военная база НАТО. В связи со вступлением Суоми в этот блок…

Между тем в конце 40-х – первой половине 50-х гг. планировалось проложить судоходный канал от Беломорско-Балтийской системы до северобалтийского Ботнического залива протяжённостью примерно в 450 км – в основном по рекам и проточным каналам центральной Финляндии.

Целью строительства, так, по сути, и не состоявшегося, были дальнейшее укрепление советского присутствия в Суоми и дополнительный транзитный выход из СССР на Швецию: порт Оулу – конечный порт такого канала в Финляндии – отстоял от шведского порта Лулео лишь на 40 миль. Проект был разработан в 1944–1947 гг.

Репарации 50-х годов: так мы «уходили» из Финляндии

Советские специалисты в тот период и позже изучали в Швеции работу трансшведского Гёта-канала (Балтика – Северное море), документацию по его строительству. Чтобы использовать этот опыт для сооружения трансфинляндского канала. Впрочем, это был скорее факультатив с загранкомандировками для чиновников и начальства, поскольку в СССР было с избытком собственных наработок по части строительства каналов, мостов, плотин и ГЭС.

Согласие не есть продукт...


Сначала в Хельсинки согласились на этот проект, на рубеже 40–50-х началась подготовка в обеих странах к его реализации. Но финны вскоре усмотрели здесь попытку Москвы чуть ли не расчленить Суоми, и в апреле 1953 года отозвали своё прежнее согласие на создание канала через Финляндию. Советское руководство согласилось с этой позицией Суоми.

Небезынтересно и то, в 1956 – почти одновременно с отказом Москвы от базы в Порккала-Удд – была упразднена Карело-Финская ССР. Она существовала всего 17 лет – с 31 марта 1940 года по 16 июля 1956 года включительно. В идеале её планировалось включить в состав Финляндской народной республики, которая, как полагали в декабре 1939 года в Кремле, вот-вот состоится.

Однако не случилось. Этот финский опыт, как и австрийский, и даже югославский, вообще-то свидетельствует, насколько надуманными являются тезисы о том, что СССР экспортировал в освобождённые страны Европы не только идеи, но и практику социализма и коммунизма.

Репарации 50-х годов: так мы «уходили» из Финляндии
Павильон бывшей Карело-Финской ССР на ВДНХ. Москва

А после Великой Отечественной войны Москва предпочла сотрудничать уже с просоветской, хотя и не социалистической Финляндией. Поэтому, чтобы не раздражать Хельсинки и не напоминать советским карело-финнам о родственной им Финляндии, тем более с многократно высоким уровнем капиталистической жизни, статус республики понизили до прежнего – АССР. А из названия аккуратно удалили слово «Финская».

Единственное, что поныне напоминает в Москве об этой республике – сохранившийся на ВДНХ павильон «Карело-Финская ССР». Но ничего карело-финского в его экспозиции нет с 1958 года…

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
+5
Нет комментариев. Ваш будет первым!