Влияние Русско-японской войны на проектирование броненосцев во Франции

Влияние Русско-японской войны на проектирование броненосцев во Франции
Английский броненосец типа Royal Sovereign



Броненосный крейсер против броненосца


В начале 1901 года в Англии обсуждали модернизацию броненосцев Royal Sovereign, при этом рассматривались различные варианты боёв с броненосцами других стран. Не остались без внимания и новые японские броненосные крейсера Asama.

По мнению некоторых офицеров, броненосный крейсер Asama имеет все шансы одержать победу в бою над броненосцем Royal Sovereign с помощью скорострельной артиллерии. Asama, используя своё преимущество в скорости, может быстро приблизиться к броненосцу на дистанцию 2 000 ярдов (1 829 метров) и снарядами своих орудий вывести из строя 343-мм орудия. На дистанции 4 000 ярдов (3 658 метров) 203-мм бронебойные снаряды могут пробить барбеты броненосца. Для выведения из строя орудий и подачи снарядов потребуется 20–25 минут. После этого пять оставшихся 152-мм орудий не будут представлять опасности для Asama.

Предлагалось усилить броню барбетов и защиту орудий, имеющих только щиты, также произвести замену 343-мм орудий на современные 305-мм, 152-мм заменить десятью 190-мм орудиями.

Соглашаясь с тем, что часть артиллерии имеет слабую защиту, большинство офицеров высказалось, что предсказанная победа броненосного крейсера над броненосцем практически не возможна. Указывалось, что 343-мм орудия будут пробивать броню с дистанции 5 000 ярдов (4 572 метров).

По этой дистанции требуется уточнение, в наставлениях английского флота на тот момент указывалось, что наиболее эффективная дистанция открытия стрельбы орудий главного калибра с оптическими прицелами – 3 000–4 000 ярдов (2 744–3 658 метров), орудий со старыми прицелами – 2 000 ярдов (1 829 метров). Поэтому, если броненосный крейсер попытается сблизиться с броненосцем на дистанцию эффективного воздействия снарядов своих орудий, он будет получать попадания крупнокалиберных снарядов, что сильно снизит его боевые возможности и в итоге ему придётся отступить.

По мнению адмирала Д. Фишера, нахождение броненосных крейсеров в линии эскадры приведёт к их гибели или серьёзным повреждениям от огня крупнокалиберных орудий. Появление пара, которое позволяло держать любой курс независимо от ветра, породило веру в то, что преимущество можно получить, разделив флот на несколько частей, маневрируя ими, добиться концентрации огня на одной из частей эскадры противника.

В то время среди офицеров флотов разных стран была популярна теория построения эскадры в бою в две линии. Это давало возможность отправлять корабли (отряды) второй линии в определённую точку для создания перевеса в количестве орудий против отдельных частей эскадры противника. Считалось, что эта теория имеет не только преимущества, но и недостатки, для более свободного маневрирования кораблей второй линии расстояние между отрядами первой линии должно быть увеличено.

В 1899 году адмиралу Д. Фишеру были представлены аргументы в пользу однолинейного построения, но прошло некоторое время, прежде чем он окончательно решил принять его вместе с двумя золотыми правилами ведения боевых действий флота:

«Используйте превосходство в скорости для выбора дальности стрельбы, и всякий раз, когда враг совершает поворот, поворачивайте вместе с ним».

Соблюдая эти правила, вы будете вынуждать противника подставлять свои корабли под сосредоточенный огонь своих крупнокалиберных орудий.

При этом он постоянно напоминал своим офицерам:

«Учиться у всех – и у врагов, и у друзей, особенно у врагов. Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеяться над нами, над нашим невежеством и нашей отсталостью».

Крупнокалиберные орудия


Поскольку бои начинаются на больших дистанциях, теперь можно использовать только крупнокалиберные орудия и тяжелые снаряды с меньшей начальной скоростью. Крупнокалиберные орудия на кораблях, находящихся на вооружении, имеют калибры 305 мм, 274,4 мм, 240 мм и 194 мм. Тем не менее 194-миллиметровый планируется отнести к артиллерии среднего калибра.

На совещании, проведённом в мае 1905 года, Военно-морской совет разделил свои голоса между тремя проектами броненосцев, у каждого из которых было достаточно сторонников, чтобы совет не счел возможным принять окончательное решение.

В одном из этих проектов предлагался броненосец водоизмещением 17 000 тонн, вооруженный 4 орудиями калибра 305 мм и 10 орудиями калибра 240 мм, во втором проекте рекомендовался броненосец водоизмещением 17 000 тонн, также вооруженный 4 орудиями калибра 305 мм и 16 орудиями калибра 194 мм. Третий проект предусматривал создание броненосца водоизмещением 18 000 тонн, вооруженного 4 орудиями калибра 305 мм и 12 орудиями калибра 240 мм.

От проекта, вооруженного только 305 мм орудиями, отказались в связи с большим весом артиллерийских систем и боеприпасов и невозможностью разместить в указанном водоизмещении достаточное количество крупнокалиберных орудий, что не позволит произвести необходимое количество выстрелов за определённый отрезок времени.

«На самом деле было бы бесполезно увеличивать и без того большие расходы, связанные с постройкой броненосцев, за счет увеличения их водоизмещения сверх того, что требуется. Принимая во внимание все данные военно-морской науки и уроки Русско-японской войны, мы приходим к выводу о необходимо сохранить крупнокалиберную 305-мм артиллерию и что нет необходимости, устанавливать более 4 штук на броненосец».

Для 194-мм орудия образца 1902 года использование нового 117-килограммового снаряда, выпущенного со скоростью 876 м/с, вместо 86-килограммового снаряда, выпущенного на 975 м/с, увеличило бы пробитие брони на 26 % на 6 000 метров и на 34 % на 8 000 метров.

Однако большинство представителей Военно-морского совета после дополнительных обсуждений пришли к выводу, что необходимо отказаться от использования на новых броненосцах 194-мм орудий.

Для 240-мм орудия использование нового 220-килограммового снаряда при скорости 800 м/с увеличивало пробитие брони на 37 % для дистанции 6 000 метров и на 49 % для дистанции 8 000 метров. У промышленности были заказаны 240-мм снаряды старого и нового образцов, которые должны были быть испытаны стрельбой по броневым плитам. Также должно было быть определено оптимальное количество взрывчатого вещества в снаряде. Именно этот тип снаряда предлагался министру по новой программе.

В проекте бюджета Военно-морского министерства на 1906 год броненосцам водоизмещением 18 000 тонн новой программой определено вооружение: 4 орудия 305 миллиметров и 12 орудий 240 миллиметров, без орудий 164,7 мм или 194 миллиметра, то есть полностью отказываются от средней скорострельной артиллерии.

Влияние Русско-японской войны на проектирование броненосцев во Франции
Французский броненосец Danton

В то время Управление морского вооружения разрабатывало новое 274,4-мм орудие с длиной ствола 45 калибров. По этой причине у представителей комиссии возникли вопросы к Военно-морскому министерству.

«Три броненосца, заложенные в бюджете и являющиеся частью готовящейся новой программы, будут однотипными. Но у каждого из них будет по четыре 305-мм орудия в спаренных башнях и по двенадцать 240-мм орудий новой модели также в спаренных башнях, что составляет шестнадцать единиц крупнокалиберной артиллерии, но двух калибров. Поскольку предлагается использовать единый стальной снаряд для каждого калибра, почему бы не перейти сразу к крупнокалиберному орудию одного калибра?»

305-мм орудие считается слишком тяжелым, но 240-мм орудие в некоторых случаях и на определенных дистанциях может быть недостаточным. Промежуточный тип – 274,4-мм мог бы заменить 305-мм с теми же эффектами и был бы лучше, чем орудия 240-мм калибра. Это упростило бы изготовление и снабжение флота снарядами.

В артиллерии признано в качестве неоспоримого принципа, что каждый калибр должен пробивть под углом падения, который не может быть больше 30 градусов, толщину брони равную диаметру снаряда. Так, наша 274,4-мм модель 1893–1896 годов, на дистанции 6 000 м пробивает броню толщиной 280 миллиметров, а на 8 000 м – 219 миллиметров. Новая модель наверняка даст лучшие результаты. Это позволит без увеличения водоизмещения более 18 000 тонн установить на запланированных броненосцах десять 274,4-мм орудий.

На основании этих выводов в Военно-морское министерство был направлен запрос.

В ответе Военно-морское министерство высказало свою точку зрения:

«Орудие калибром 240-мм образца 1902 года, уже изготовлено и прошло испытание, поэтому будет использоваться в качестве вспомогательной артиллерии для броненосцев новой программы. Мы не запланировали для этих кораблей 274,4-мм орудия, потому что вопрос замены этим калибром 305-мм орудия недостаточно изучен, чтобы мы могли считать, что в достаточно короткие сроки будет получено удовлетворительное решение.

В министерстве был рассмотрен вопрос увеличения веса снарядов, с целью улучшения пробивной способности, которую можно получить при данном калибре. На основании произведённых расчётов, утяжеленный 274,4-мм снаряд будет весить 330 кг, что примерно соответствует весу нынешнего 305-мм снаряда 340 кг.

Поскольку увеличивать вес 305-мм снаряда кажется бесполезным, так как последний имеет эффективную пробивную способность, на дистанции 7 000 метров, то вполне рационально отдать предпочтение тому из двух калибров, который имеет наибольшее преимущество, то есть наименьший калибр, который позволит добиться следующих преимуществ: облегченное оснащение артиллерийской установки, боеприпасы, башни, большая скорострельность, относительное увеличение скорости за счет того, что у 274,4-мм орудия будет ствол длиной 45 калибров, в то время как 305-мм имеет только 40 калибров.

С точки зрения скоростей, принимая во внимание проводимые испытания, мы надеемся получить 865 м/с для 305-мм снаряда с порохом BM15, вместо 815 м/с в настоящее время. Для орудия 274,4-мм с порохом BM 17 скорость составит 875 м/с.

Таким образом, представляется допустимым ожидать в ближайшем будущем 274,4-мм орудие, которое может заменить 305-мм пушку. Но пока нет необходимости предусматривать для проектируемых кораблей замену 274,4-мм орудия на 305-мм орудие, поскольку в настоящее время на флоте имеется хорошо знакомое расчётам 305-мм орудие образца 1895–1896 годов, тогда как разработка 274,4-мм орудия еще не завершена.

В этих условиях мы не можем предвидеть прямо сейчас, когда 274,4-мм орудие будет готово. К тому же, в случае неудовлетворительных результатов, это вызовет негативную реакцию «общественного мнения», и как следствие усилит критику, высказываемую в адрес флота».

Германский линкор Nassau был заложен в июле 1907 года, при водоизмещении 18 870 тонн имел вооружение 10 – 280-мм орудий и скорость 19,5 узла. Страх французского Военно-морского министерства получить негативную реакцию «общественного мнения» не позволил ему дождаться результатов разработки и испытания нового 274,4-мм орудия.

В итоге французский флот получил шесть броненосцев типа Danton, имеющих гораздо худшие боевые возможности, чем первые немецкие линкоры. К тому же следует отметить, что в 1909 году предполагаемые дистанции боя увеличились до 9 000–10 000 метров.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!