Тяжело встретить человека незнающего что такое герб и с какой целью его создают.Чаще всего мы конечно сталкиваемся с гербом своей страны, его можно встретить на административных зданиях и государственных печатях. Но есть и фамильные гербы. По всей видимости история их создания уходит в далекое прошлое, когда большинство людей не умело читать и определяло статус незнакомого человека по наличию герба у него и что на нем изображено. Эксперты занимающиеся геральдикой склонны считать что первые фамильные гербы появились в 10 веке. Сначала их использовали в качестве печати и для обозначения личного имущества. Для безграмотного большинства это был пожалуй один из единственных доступных способов. Еще они использовались в качестве подписи.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Что изучает наука геральдика: определение

Ранее уже было упомянуто, что геральдика – это наука, которая занимается изучением различных символов и их значений на родовых и военных гербах. По крайней мере, это её первоочередная задача.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Определение: что такое геральдика

В Средневековье гербовая символика играла важную роль. Символы, которые наносились на щиты и доспехи тех же рыцарей, несли важную информацию. А уж во время военных действий по простому узору отличали воинов своего отряда от вражеских сил противника.

С течением времени гербы начали дополняться всё новыми и новыми значениями. На смену простым узорам пришли сложные символы, каждый элемент которых нёс определённую информацию о том, кого они представляли.

Нередко в гербах зашифровывались и героические поступки, и проявления доблести, и важные события, происходившие в истории клана или рода.

Написание родословной человека в Западной Европе никак не могло обойтись без тщательного изучения всех родовых символов, поскольку геральдика является, по сути, и стенографией нескольких поколений.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Составные части родового герба

Какие аспекты изучает: теоретическое и прикладное направление

Изначально геральдика как наука представляла собой свод конкретных правил. С разрушением феодализма она несколько видоизменилась, но всё же сохранила своё главное направление – изучение гербовых символов, правила их ношения и использования в практических целях.

Исследователи-геральдисты изучают и объясняют значение тех или иных символов, изображённых на гербах, расшифровывают геральдические коды, определяют принадлежность документов или памятников (имеющих гербовую печать, естественно) к тем или иным историческим событиям или персонам.

Как и любая другая наука, геральдика имеет несколько направлений:

  1. Теоретическое направление. Отвечает за изучение правил создания гербовых рисунков, определение геральдических тинктур (цветов) символов и терминологии.
  2. Прикладное направление. Занимается идентификацией гербовых символов, определением их подлинности и принадлежности к конкретным родам, сословиям.

История развития науки и влияние рыцарских турниров

Началось всё во второй половине XI века, когда в разных уголках Западной Европы появились особые люди – вестники или, как их ещё называют, глашатаи (heralds).

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Роль рыцарских турниров в развитии науки

Главной их задачей было не столько развлечение гостей и восхваление господ, сколько объявление рыцарей на турнирах. Каждый Герольд должен был максимально быстро определять по символам и рисункам, нанесённым на щиты и знамёна воинов, их родовую принадлежность.

Так как гербы (знаки отличия) переходили по наследству внутри каждого рода, с появлением Герольдов и развитием геральдики возросла и их значимость. Вестники были своеобразными хранителями этих знаний и экспертами в генеалогии.

В Средневековье, когда большая часть населения Европы была абсолютно неграмотной, геральдические символы старались изображать максимально просто (именно поэтому средневековую символику было легко считывать).

С наступлением мирного периода гербы потихоньку перекочевали из военного ремесла в гражданскую жизнь, эволюционировав и усложнившись. Теперь узоры и рисунки, наносившиеся на знамёна и щиты, имели эзотерический смысл.

С укреплением монархии, произошедшим в XVI—XVII, королевские особы закрепили за собой право (естественно, исключительное) на дарение герба или выдачу особой грамоты.

Поскольку к тому времени геральдика уже была символом государственности и власти, гербы появились не только у отдельных родов или персон, но и у населённых пунктов, церковных служителей, ремесленных гильдий и т. д. Расширилась и сфера изучения геральдики как науки.

Российская геральдика: основные этапы развития

Русская история геральдики начинается при царе Алексее Михайловиче Романове. «Тишайший» составил первую классификацию, которая позволяла выявить основные группы узоров и символов. Чуть позже эта система пополнится благодаря геральдикам из Польши, которые внесли свои корректуры.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Геральдика в России (основные этапы развития)

Уже позже Пётр I сформирует в России свою собственную систему гербовых знаков. Теперь геральдическая символика появилась у дворян, городов и государств, которые входили в состав – двуглавый орёл.

Немаловажным нововведением было и создание герольдий, в которых имелись герольдмейстеры.

Герольдии представляли собой особые государственные учреждения, которые на профессиональной основе занимались изучением, расшифровкой и составлением гербовой символики. Вплоть до появления советской власти и переходом в новую эпоху в стране сохранялась система, введённая Петром I.

Однако после событий 1917 года прежняя дисциплина была полностью упразднена, а все прежние знаки отличия были отменены (вышел даже официальный приказ, призванный объявить все прежние гербовые принадлежности буржуазным пережитком прошлого).

Но всё же даже после этого приказа старым городам удалось сохранить свои гербы, для новых же поселений создавались новые символы (с социалистической направленностью, естественно).

Появление геральдики

Сама геральдика появляется в начале XII века. В XIV веке отмечены первые попытки осознать геральдику как что-то самобытное. С момента ее возникновения прошло больше двух веков, и за это время уже было непросто понять, что это за явление, которым люди были окружены. В середине XIV века Бартоло да Сассоферрато, известный в первую очередь как юрист, создал трактат «О знаках и гербах». Конечно, он не знал слов и конструкций вроде «социальная идентификация», «социально-коммуникативная функция» гербов. В этом трактате он назвал причины появления геральдики и существования гербов: чтобы распознавать.

Терминологически геральдика появляется в XVII веке. До этого она существует только как явление. И даже один из наиболее распространенных источников информации о геральдике — гербовники — как термин появляется в XVII веке.

Рыцарские турниры

Геральдика возникает в военной среде рыцарей, которым вдруг становится почему-то важно обозначить себя. И здесь нет никакой загадки. До тех пор пока рыцарь находится в пределах своей сеньории, ему не нужны никакие дополнительные идентификации. Все крестьяне, зная, кто он такой, будут снимать перед ним шапку. Однако, как только он выезжает за пределы своей сеньории, он сразу становится одним из многих. Разумеется, рыцарь не хочет быть одним из многих, иначе зачем он выезжает?

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Бой на турнире. Walther M. Turnierbuch und Familienchronik. BSB Cgm 1930. 1506–1511 гг. //Рыцари выезжают на турнир.

И если мы будем представлять турниры как спортивные состязания, мы ничего не поймем. Дело в том, что это не спортивные состязания, а социальный смотр тех, кто готов, может и хочет относиться к определенному слою общества с определенными привилегиями и обязанностями. На смотре рыцарю становится важно как-то заявить о себе, и делает он это с помощью изображений. Вывешиваются гербы на знаменах, щитах и так далее. Для этого в церемонии турнира существует выставка гербов. По сути это экспертиза, на которой оруженосцы представляют гербовым судьям герб рыцаря на шлеме и в виде какого-то изображения. Часто такая процедура проходила неподалеку от монастыря, что было довольно удобно. У нас сохранилось некоторое количество памятников, свидетельствующих об этом.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Гербовая экспертиза. Трактат Рене Анжуйского. Ок. 1460 г.

Если вспомнить правила турниров и подойти к ним с точки зрения понятий того времени, то они могут показаться довольно заманчивыми, потому как победивший получает коня и доспехи побежденного. Казалось бы, это хорошая возможность поправить свои дела, обзавестись дополнительным комплектом дорогостоящего снаряжения. Однако важно понимать, что к турниру допускали не всех, хотя желающих было много — например, дети горожан и купцов, чьи родители оказывались достаточно состоятельными, чтобы снарядить своих отпрысков. Но им принципиально отказывали. И герб в данном случае — это способ идентифицировать «своих» среди всех остальных, а не «чужих» на поле боя.

Кроме того, в тот период времени еще не сложилось родовых имен — того, что в нашем понимании называется фамилиями. Христианские имена простые и не очень разнообразные.

Скажем, в процессе комментирования турнира это накладывает определенные сложности, поэтому в таких случаях упоминается герб. Например: «Рыцарь пламенеющего пестика нанес сокрушительный удар рыцарю восстающего льва в золотом поле». Большая часть ранних гербов тесно связана с родовым имением, с тем местом, где укоренен род. С помощью частиц родительного падежа «де», «ди», «фон», «аф» и возникает родовое имя. Допустим, Жан с горы. Если мы скажем это по-французски, это будет Жан де Монтань, по-немецки — Иохан фон Берг. Это уже узнаваемые фамилии. Такие гербы, которые воспроизводили родовое имя цветом или своими элементами, назывались гласными, то есть говорящими. Долгое время геральдисты утверждали, что гласные гербы — это удел неблагородных. Однако современные исследования выявили, что среди привилегированного класса гласные гербы были распространены очень широко и составляли более половины всех гербов. Так посредством гербов слой рыцарей становится социально узнаваем.

Престижность гербов

Военное сословие в средневековом обществе обладало социальной престижностью, и возможность проникновения в него открывалась далеко не всегда. Но и внутри сословия еще большей престижностью пользовались духовно-рыцарские ордены, такие как орден Сантьяго, Калатравы, Ависский, позднее — королевские, например Подвязки, Золотого руна, Святого Михаила. На более поздних этапах это очень ограниченные для поступления структуры. Желающим приходилось доказывать право на это генеалогически и подтверждать геральдически. А будучи рыцарем ордена, можно было добавить в свой личный герб орденский знак. Например, когда Веласкес написал картину «Менины», он подал документы на вступление в рыцари ордена Сантьяго. Для этого нужно было доказать, что его предки никогда не платили налогов (подразумевалось, что знать платит свои налоги кровью), не торговали, что он сам никогда не писал картин на продажу и так далее. Часть подтверждений не могла быть получена, поскольку род был связан с Португалией, с которой в то время Испания находилась в состоянии войны. Пришлось вмешаться королю, и, подключив административный ресурс, он все-таки добился для художника вступления в орден. Спустя три года Веласкес дописывает в картине себе на одеянии красный мечевидный крест — основной знак ордена Сантьяго. Сегодня нам трудно было бы оценивать избранника или избранницу сердца по количеству блюдечек в буфете. Но в то время количество лошадей в упряжке или, скажем, количество посуды в репрезентативном предмете мебели было регламентировано в зависимости от положения в обществе.

Подобные настроения дошли и до нашего времени, потому как заблуждение, что только благородные имеют право обладать гербами, просуществовало до конца XVIII века. Великая французская революция с антисеньоральными убеждениями ликвидировала все титулы, а заодно и гербы. Огромное количество национального достояния Франции безвозвратно погибло. Но даже того, что уцелело, нам достаточно для понимания масштабов геральдической культуры.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Герб неблагородного рода Лаллеман. Часовник Жана Лаллемана — младшего. Koninklijke bibliothek, Hollande. Конец XVI — начало XVII в.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Герб Робера де Круа. Градуал. Bibliothèque municipale de Cambrai, ms. 0012. 1540 г.

Геральдика с этого времени, утратив исторические функции, продолжает существовать в некоем реликтовом состоянии. Для знати тех или иных стран она становится личным делом. Разумеется, никто не будет освобождать от налогов из-за герба. Продолжает геральдика существовать и в визуальной эмблематике государств. На самом деле нам трудно рационально ответить на вопрос, почему мы должны относиться к государственному гербу как к чему-то сакральному. Но дело в том, что государства — большие структуры, а уникальная геральдическая визуализация дает возможность предельно лаконично их представить. И вся та сакральность, которая у герба действительно есть, накопилась за долгие века существования в рамках Средневековья и раннего Нового времени.

Средневековье как мир визуальной культуры

Важно понимать, что геральдика — маленький кусочек огромной средневековой визуальной культуры. Конечно, она включается в мир Средневековья и с социальной, и с политической точки зрения, поэтому должна рассматриваться в рамках всей цивилизации.

В средневековой культуре и мысли была одна интересная дискуссия, от которой, возможно, ведет начало вся визуализация Средневековья. Это схоластические рассуждения, в ходе которых был поставлен вопрос, в какой мере изображение на печати отображает ее владельца. Тогда было сказано, что как Адам, человек из глины, есть образ и подобие Божие, то есть его отпечаток, так и отпечаток в мягком пластичном материале глины или воска есть абсолютно идентичное изображение его хозяина. Этот тезис открыл дорогу бесконечным визуализациям. И поскольку сословие воинов в довольно сильно милитаризированном обществе обладало огромным социальным престижем, остальные люди начали им подражать. Гербы стали делать люди церкви, городские корпорации, а вслед за ними и целые города. Поэтому герб города — это только часть городской геральдики, в которую входят все многочисленные гербы в городе.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Геральдическая генеалогия Габсбургов Якоба Меннеля. 1517

Гербы знати заносились в гербовники — собрания гербов в виде свитков или кодексов. Они оставались на относительно дорогих предметах и при преемственности материального благосостояния вполне могли сохраняться. В то же время гербы ремесленников или крестьян почти не уцелели. Но можно точно сказать, что Средневековье — это время господства геральдики с предельным демократизмом в отношении герба. По-другому складывалась судьба геральдики в раннее Новое время. В XVI веке возникла дискуссия о роли знати в обществе, во многом продиктованная разного рода разбогатевшими представителями третьего сословия. Ведь знать немало потрудилась в становлении королевств, а все ее подвиги отмечены гербами. И поскольку реальные основания геральдики в это время были подзабыты, возникает множество легенд о происхождении того или иного герба — например, герба Арагона, когда император, погрузив пальцы в кровавую рану, провел по золотому щиту и сказал: «Вот это будет отныне твоими гербами». Или, скажем, кто-то отбил в сражении 16 вражеских знамен, и именно в память об этом подвиге в четвертях его герба поместили 16 орликов, как в легенде о гербе Монморанси.

Культура Средневековья бесконечно сложная вещь. С одной стороны, это необыкновенное уважение к слову и букве. Собственно говоря, все античное наследие нам сохранили средневековые монахи. А с другой стороны, абсолютизации буквенной грамотности в Средние века не было. Считалось нормальным, что адвокат не умеет читать, например. Главное — знать закон. Этот мир долгое время существовал именно в визуальных границах.

Разумеется, геральдика исчезает не только под воздействием каких-то законодательных актов. В течение XVII–XVIII веков происходит угасание системы визуализации. Появляется все больше буквенных обозначений. Скажем, средневековый булочник просто вывесил бы крендель на кронштейне над своей пекарней, но в Новое время появляется вывеска с надписью: «Булочная».

Как получить герб?

Предположим, вы представитель знати в XIII веке и хотите сделать родовой герб. Для этого вам необходимо выполнить следующие действия:

  1. Шаг 1. Найдите того, кто разбирается в создании гербов, — клирика, епископа, архиепископа или просто сельского священника — в зависимости от вашего статуса. Обратиться к герольду в XIII веке у вас, скорее всего, не получится, если у вас нет собственного.
  2. Шаг 2. Определите со служителем церкви, хотите ли вы гласный герб. Если ваша фамилия Львов или Львова, то огромные шансы получить в герб восстающего льва (то же самое касается Зайцевых, Мышкиных и так далее). В любом случае герб будет прост.
  3. Шаг 3. Скорее всего, в вашем гербе будет всего одно поле, поэтому, если вы хотите увеличить количество полей, надо либо унаследовать еще какую-то сеньорию, либо вступить в брак. В таком случае на первое по почетности место встает герб супруга, а на второе — супруги.
  4. Шаг 4. Если все предыдущие шаги кажутся вам слишком трудоемкими, попробуйте совершить какой-то подвиг и просто получить герб от власти. Скажем, Диогу Кан, продвигаясь на юг вдоль африканского побережья, достиг Анголы и там поставил два каменных столба с гербами португальского королевства, так называемых падрана. Ему был дарован герб, где эти два столба с гербами и присутствовали. А Васко (Вашку) да Гама получил дополнение в родовой герб да Гама.

В переводе с геральдического

Геральдика — подраздел истории, который изучает не только гербы, но еще традиции и практику их использования. Не все знают, но структура и элементы гербов строятся на одних и тех же принципах, корни которых уходят в Средневековье — в период между первым и вторым крестовыми походами (1120-1150 годы). Хотя зачастую на гербах изображают животных и растения, а это волей-неволей относит их к идее тотемизма у наших далеких предков, когда праотцом и некой «главой» того или иного племени считалось определенное животное, стихия или растение. Появление же самих гербов принято связывать с изменениями военного снаряжения в конце XI – начале XII веков.

Рыцари стали носит шлемы, за которым не видно лица, а на поле боя узнавать друзей и врагов крайне важно. Отсюда и появилась традиция расписывать свои щиты опознавательными знаками. Они должны были быть простыми и легко узнаваемыми. Постепенно сложились и правила написания этих знаков.

Так появился геральдический язык. Он представляет собой специальный описательный код, принятый в западно-европейской культуре для записи и описания изображений на гербах и флагах. Поэтому каждый символ в нем несет смысл — совсем как иероглифы в китайском языке. Попробуем понять, что они означают — рассказываем о гербах России и стран бывшего СССР, а еще таких крупных держав, как США и Китай.

Герб России: кровь павших и самодержавие

Главный его элемент — двуглавый орел, на груди которого красуется щит с изображением Георгия Победоносца, убивающего змея. Двуглавый орел — символ вовсе не уникальный и используется в геральдике других государств, например, Албании, Сербии и Черногории. А уж обычного орла можно встретить в эмблемах очень многих стран. Дело в том, что со времен античности орел считался солярным символом, который означал духовное начало и свободу. А еще стремление к победе, отвагу, гордость, царственное происхождение и величие страны. В религиозные Средние века птица, понятное дело, символизировала Христа и его вознесение, а двуглавый орел нес в себе идею охраны с двух сторон — справа и слева.

Он появился на русских царских печатях — герба в те времена еще не было — во времена Ивана III, когда в качестве родового изображения на Русь его привезла супруга царя Софья Палеолог, племянница последнего императора Византии, Константина. Так что Русь закономерно стала наследницей этого знака, который в те времена символично напоминал птенца с закрытыми клювами и приглаженными крыльями. И то, и другое означает отсутствие намерений к борьбе и определенную долю беспомощности. После победы над монголо-татарским игом Русь начала крепнуть и расти, а вместе с ней и ее символ — орел. Крылья его распахнулись, а клювы раскрылись.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Герб России

Из них позже даже стали высовываться языки — символ того, что страна может постоять за себя. К концу XV века на оборотной стороне царской печати добавляется всадник, поражающий копьем змея. Во времена Ивана Грозного вместо двух корон на голове орла появляется одна большая с крестом, символизирующая, что выше царя только Бог. Тогда же на грудь орла водрузили и знак всадника с копьем, наделив его образом Георгия Победоносца, считавшегося святым покровителем Москвы. Он означал победу добра над злом, воинскую доблесть правителя и праведную силу страны. Во времена царя Алексея Михайловича короны на головах у орла стало три — олицетворение того, что государство объединило под собой три царства — Казанское, Астраханское и Сибирское.

Тогда же на гербе появились скипетр и держава, которые символизировали самодержавную власть и независимость страны. В сегодняшней интерпретации — это знаки государственной власти и единства державы.

Но в геральдике символичны не только образы, но и цвета. Самый яркий из них в российском гербе — красный. Он символизирует кровь, которая была пролита народом во имя защиты своей земли. Еще это знак мужества и любви к Отчизне. Золотой цвет орла олицетворяет богатство страны, могущество, справедливость, а еще — православную веру со всеми ее добродетелями. А вот змей, которого пронзает своим копьем Георгий Победоносец, окрашен в черный. Это символ памяти и скорби о погибших.

Герб США: масонские символы и одобрение Всевышнего

На самом деле, герба у США, по сути, и нет. Есть так называемая Большая печать, которая и выполняет функцию государственной эмблемы. Причем, у нее есть две стороны. На лицевой изображен белоголовый орлан — хищная птица и эндемик Северной Америки, который у аборигенов считался священным. Он держит щит в одиночестве, что означает: в борьбе с врагами страна рассчитывает только на себя.

В одной лапе орлан зажал оливковую ветвь — символ мира, в другой — стрелы — готовность к войне. Впрочем, голова птицы повернута в сторону ветви, что означает — страна стремится к миру, но в случае необходимости сумеет постоять за себя. В клюве орлана — лента с надписью на латыни: «E PLURIBUS UNIM», что в переводе: «Из многих — единое». Это напоминание о том, что государство состоит из нескольких штатов. Над головой птицы — облако с 13 звездами, которое символизирует то, что держава из 13 штатов сумеет занять почетное место среди мировых стран, как яркое созвездие на небе.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это


Большая печать США

На обратной стороне печали изображена усеченная пирамида, на вершине которой — треугольник с раскрытым глазом — око. И то, и другое относится к масонским символам. Око у масонов символизировало Великого Архитектора Вселенной, который наблюдает за трудами «вольных каменщиков», то есть Бога. А вот пирамида — древнеегипетский символ общества. То, что она усечена, вероятно, означает, что государство еще находится в процессе развития.

Око находится над пирамидой неслучайно — это знак постоянного божественного контроля за людьми. И, кажется, не только контроля, но и одобрения — вверху красуется надпись: «ANNUIT COEPTIS», что в переводе с латыни: «Оно благосклонно к нашим начинаниям». Внизу — другая надпись: «NOVUS ORDO SECLORUM»: «Новый порядок навеки». На первом ярусе пирамиды — римские цифры: MDCCLXXYI, то есть 1776 — год провозглашения независимости от Англии.

Герб Китая: память об СССР и уважение к труду

По сравнению с другими гербами, имеющими вековую историю, главный символ КНР появился относительно недавно — в 1950 году. Считается, что образцом для китайского герба послужила эмблема СССР. Они и в самом деле похожи: в гербе Поднебесной всего два цвета — красный и желтый. Первый указывает на важнейшую роль политической революции 1919 года и символизирует кровь народа, погибшего в борьбе за свободу. Желтый — цвет надежды и веры (в социализм).

Пятиконечные звезды в верхней части герба — разного размера. Самая крупная олицетворяет коммунистическую партию Китая, а остальные четыре, меньшего размера, четыре главных группы, благодаря которым развивается государство: рабочих, крестьян, военных и буржуазию. Хотя существует и другая трактовка: крупная звезда олицетворяет Китай, а четыре других автономных региона — Манчжурию, Тибет, Синьцзян и Внутреннюю Монголию. Сам же символ пятиконечной звезды с древнейших времен несет в себе идею охраны и безопасности, а еще — стремление к истине, вере, миролюбию.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Золотые колосья, как и на многих других гербах, олицетворяет уважение народа к труду крестьян и сельскому хозяйству. Рабочему классу, впрочем, тоже отдали дань — их почтили с помощью зубчатого колеса, указывающего на то, что они также играют большую роль в жизни страны. В нижней части угадываются очертания реального архитектурного памятника страны — Врат Небесного Спокойствия, которые открывают главный вход в Императорский город в Пекине.

Герб Казахстана: дом для всех и мечты о будущем

Вторая по площади страна бывшего СССР, на первый взгляд, имеет довольно замысловатый герб. На самом деле он состоит всего из нескольких элементов. В первую очередь, шанырака — верхней оконечности юрты, имеющей форму круга с переплетенными опорами (уыками) внутри. Они же символизируют лучи Солнца. Все вместе являет собой образ общего дома для многих народов, проживающих в Казахстане. При этом, счастье в этом доме зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его опор. Но символ шанырака еще шире — он олицетворяет Солнце и мир вообще, а поперечные дуги внутри — единство трех казахских жузов, из которых когда-то сложилось государство.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

По краям герба (символ оберега дома) расположились крылатые кони тюркской мифологии — тулпары. Их крылья символизируют мечту о построении сильной и процветающей державы. А еще — о независимости, чистых помыслах, стремлении к совершенству и достижении гармонии с природой и миром. Крылья тулпаров также напоминают колосья — и не случайно: они символизируют трудолюбие народа и его стремление упорно работать.

А вот рога на головах коней издавна служили у кочевников в качестве наконечников стягов, поэтому стали символизировать удачу в битве, а еще, по аналогии с рогом изобилия, – благосостояние. Пятиконечная звезда, как водится, – стремление к истине и вечности, а также к сотрудничеству с другими странами. Цвета герба — желтый/золотой и голубой — символизируют мир, благополучие, спокойствие, чистоту помыслов и жизнь, рост, надежду, веру и процветание.

Герб Украины: Посейдон и князь Владимир

История его уходит в далекое прошлое — аж в античность. Ведь трезубец пришел к нам именно с тех времен. Древние греки видели в нем символ силы Посейдона, а вот в буддизме в него вкладывают смысл священного управления. К славянам трезубец пришел из язычества — он являл собой символ государственной власти и правление князя Владимира, при котором произошло крещение Руси. А в период Запорожской Сечи этот знак стал национальной эмблемой.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Трактовок трезубца много. Одни сходятся на том, что он олицетворяет собой веру (и святую троицу — Отца, Сына и Святого духа), другие — волю и непокорность. Голубой цвет щита, на котором изображен трезубец — символ мирного неба, золотой цвет олицетворяет пшеничное поле и несет в себе смысл плодородия и достатка.

  • Сколько миллионов жителей России получат «слабую» вакцину и кто в этом виноват? Хотя в прессе много пишут об исключительно редких «побочках» от вакцин, практика показывает, что бояться надо совсем другого. Самым страшным врагом привитого остается… коронавирус. Даже после вак… naked-science.ru

За щитом изображены казак, лев с приоткрытой пастью и торчащими из нее зубами — символ того, что страна может за себя постоять и намек на «царя зверей» (впрочем, этот символ был эмблемой князя Даниила Галицкого, поэтому лев — и дань истории), пшеница — знак плодородия, калина — символ жизни и огня, несгораемого запала и чистых помыслов украинского народа, корона над гербом — напоминание о бывшей власти великих князей.

Герб Беларуси: еще раз память об СССР

Он уникален тем, что изображение его мало отличается от такового во времена СССР. Разве что серп и молот исчезли, а в целом — все те же пшеничные колосья (символ урожая и благополучия), веточки клевера — гармония с миром животных (они питаются клевером) и людей, цветущий лен — олицетворение достатка и трудолюбия и все та же красная пятиконечная звезда — знак мужества и высоких помыслов белорусов.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

В центре изображен земной шар и восходящее солнце, в лучах которого угадываются очертания границ страны — символ ее целостности. Венок перевит цветами национального флага Беларуси — красным и зеленым. Первый, как водится, отдает дань памяти о пролитой крови предков и цвету флага Советского Союза, а еще тому значению, которым наделяли славяне этот яркий цвет. Зеленый — символизирует леса и болота страны, весеннее пробуждение природы, он также считается цветом дреговичей — восточнославянского племенного союза, проживавшего в IX-XII веках на юге современной Беларуси.

Герб Армении: красота и ошибки геральдики

Ко многим гербам у придирчивых геральдистов есть свои претензии: например, в главном символе Республики Казахстан они видят грубую ошибку — наложения металла на металл. Но больше всего из стран постсоветского пространства, пожалуй, досталось Армении. Тем более обидно, что это ныне небольшое государство имеет богатейшую и очень древнюю историю, уходящую корнями в тысячелетия.

Для неспециалистов все выглядит довольно красиво и гармонично: золотой орел и лев держат перед собой яркий цветной щит. Примерно такой же образ герба был утвержден в далеком 1920 году, на заре становления независимой Республики Армения на обломках рухнувшей Российской Империи. Правда, в исполнении художника Акопа Коджояна лев и орел в те годы имели приоткрытую пасть с высунутыми языками, а сегодня пасть льва и клюв орла сомкнуты. По мнению геральдистов, это символизирует беспомощность.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

На ленте внизу герба также нет девиза, а ведь по канонам все той же придирчивой геральдики на ней непременно должен быть какой-то звучный девиз. Вдобавок ко всему меч у основания герба скован цепью. Хотя и в былом исполнении меч был продет в одно из звеньев цепи. Это символизирует невозможность борьбы. Кроме того, меч скрыт за щитом, что тоже плохо — олицетворение страха. По крайней мере, конец его должен выглядывать из-за щита (а этого мы не наблюдаем), иначе это означает, что меч обломан. Разорвана и сама цепь, а ведь в геральдике прочная цепь — знак единства народа. Правда, по другой версии разорванная цепь олицетворяет собой свободу и независимость.

  • Заглянуть в глубины космоса: уникальный радиооптический телескоп Геруни В живописной горной местности, всего в 40 километрах от Еревана, у сел Оргов и Тегер, располагается первый в мире радиооптический телескоп, в научных кругах известный под лаконичным сокращением РОТ… naked-science.ru

Но прибавьте к тому нарушение пропорциональности Ноева ковчега и горы Арарат: столь большая лодка не может удерживаться на вершине. Фон гербов армянских династий исполнен лишь в двух цветах — красный и синий — в то время, как по правилам геральдики цвет дополнительных элементов должен быть таким же, как в оригинале. Изменены и некоторые животные этих гербов, а также нарушено их расположение.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Золото (жёлтый)

Золото в геральдике — значимый металл или король всех металлов. На гербе символизирует богатство, знатность, могущество. Может обозначать христианские добродетели:

  • справедливость;
  • великодушие;
  • смирение;
  • милосердие.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Герб Шереметьевых состоит из большого количества золотых элементов

Серебро (белый)

Серебро является благородным металлом. На гербе чаще всего указывает на:

  • благородство;
  • откровенность;
  • чистоту;
  • невинность;
  • правдивость.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

В отличительном родовом знаке Дмитриевских много серебряных элементов (внесен в Часть 5 Сборника дипломных гербов Российского Дворянства, невнесенных в Общий Гербовник, стр. 26)

К эмалям относятся:

Красный (червлень)

В российской геральдике красный имеет второе название — «червлень» и «багрян».

Символизирует мужество, решительность, храбрость, мужественность, на гербе может обозначать любовь, справедливость, отвагу, пролитую кровь, силу, благородство, власть и знатность происхождения.

При использовании на гербе с серебром красный цвет символизирует «стремление к познанию».

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Герб рода дворян Тройницких ярко-красного цвета (внесен в Часть 15 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 88)

Зелёный (зелень)

Зелёный или зелень ассоциировался с луговой травой, землёй, поэтому на гербе мог указывать на:

  • изобилие;
  • надежду на лучшее;
  • радость;
  • свободу;
  • вежливость;
  • дружбу;
  • обходительность;
  • честь;
  • воспитание;
  • стремление к победе.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

В отличительном знаке Киндяковых в основном присутствует зеленый цвет, немного золота и красного оттенка (внесен в Часть 7 Сборника дипломных гербов Российского Дворянства, невнесенных в Общий Гербовник, стр. 39)

Синий (лазурь)

Синий — небесный цвет, ассоциируется с великодушием, честностью, верностью, безупречностью, целомудрием.

Является символом величия и красоты. Сочетание синего и серебряного указывало на стремление к победе.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Герб рода Григория Владимирова выполнен в лазуревых тонах (внесен в Часть 14 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 129)

Фиолетовый (пурпурный)

Пурпурный может называться также фиолетовым, сиреневым, темно-лиловым. Во времена античности фиолетовый напоминал окраску цветка мальвы, который назывался «пурпура Таранто».

Пурпурный цвет олицетворяет достоинство, могущество, благочестие и щедрость.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Родовой знак Софиано внесен в Часть 13 Сборника дипломных гербов Российского Дворянства, невнесенных в Общий Гербовник, стр. 69. Преобладает пурпурный цвет.

Чёрный (чернь)

Чаще всего черным в геральдике обозначали орла. Черный (подобный стали) символизирует:

  • одновременно стремление к победе и силу;
  • терпение, упорство, твердость;
  • постоянство в принятии решений;
  • осторожность;
  • мудрость; безмолвие; веру;
  • честь и преданность до самой смерти.

Символ осторожности и мудрости, в редких случаях ассоциируется с печалью.

Для чего делают Герб стране или роду и как наука Геральдика объясняет это

Герб Виктора Пашутина, выполнен в чёрном цвете (внесен в Часть 16 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 116)