Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

02:29
/
40
/
Изображение

Вопрос был не «Нужно ли есть человеческую плоть?», говорит один историк, а «Какую плоть нужно есть?». Короче говоря: не так давно европейцы были каннибалами.

Последняя строка стихотворения Джона Донна, написанного в XVII веке, подтолкнула Луизу Ноубл к поискам. «Женщины», — гласила строка, — это не только «сладость и остроумие», но и «мумия, одержимая».

Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

Сладость и остроумие, конечно. Но мумия?

В поисках объяснения Нобл, преподаватель английского языка в Университете Новой Англии в Австралии, сделала удивительное открытие: Это слово встречается во всей литературе ранней современной Европы, от «Алхимии любви» Донна до «Отелло» Шекспира и «Королевы фей» Эдмунда Спенсера, потому что мумии и другие сохраненные и свежие человеческие останки были обычным ингредиентом в медицине того времени.

Короче говоря: не так давно европейцы были каннибалами.

Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

Египтяне бальзамируют тело

Новая книга Ноубла «Медицинский каннибализм в английской литературе и культуре раннего нового времени» и книга Ричарда Сагга из Даремского университета Англии «Мумии, каннибалы и вампиры: The History of Corpse Medicine from the Renaissance to the Victorians, показывают, что в течение нескольких сотен лет, пик которых пришелся на XVI и XVII века, многие европейцы, включая королевских особ, священников и ученых, регулярно употребляли средства, содержащие человеческие кости, кровь и жир, в качестве лекарств от головной боли до эпилепсии.

Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

Ярых противников этой практики было немного, хотя каннибализм в недавно исследованных Америках осуждался как признак дикости. Мумии похищали из египетских гробниц, а черепа — из ирландских захоронений. Могильщики грабили и продавали части тела.

»Вопрос был не «Нужно ли есть человеческую плоть?», а «Какую плоть нужно есть?» — говорит Сагг.

Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

Сначала ответом была египетская мумия, которую крошили в настойки для остановки внутреннего кровотечения. Но вскоре за ней последовали и другие части тела. Череп был одним из распространенных ингредиентов, который брали в порошкообразном виде для лечения болезней головы. Томас Уиллис, пионер науки о мозге XVII века, сварил напиток от апоплексии, или кровотечения, который состоял из порошка человеческого черепа и шоколада.

А король Англии Карл II пил «Королевские капли», свою личную настойку, содержащую человеческий череп в спирте. Даже мох, который рос над закопанным черепом, называемый уснеей, стал ценной добавкой: считалось, что его порошок лечит кровотечение из носа и, возможно, эпилепсию. Человеческий жир использовался для лечения наружных покровов тела. Немецкие врачи, например, прописывали повязки, пропитанные жиром, для лечения ран, а втирание жира в кожу считалось средством от подагры.

Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

Аптекарский сосуд для мумии 18 века.

Кровь заготавливали как можно более свежей, так как считалось, что в ней все еще содержится жизненная сила организма. Это требование делало ее труднодоступной. Немецко-швейцарский врач XVI века Парацельс считал, что кровь можно пить, а один из его последователей даже предлагал брать кровь из живого тела.

Хотя это, похоже, не было распространенной практикой, бедняки, которые не всегда могли позволить себе обработанные составы, продаваемые в аптеках, могли получить преимущества каннибальской медицины, стоя на казнях и платя небольшую сумму за чашку еще теплой крови приговоренного.

«Палач считался большим целителем в германских странах», — говорит Сагг. «Он был социальным прокаженным с почти магической силой». Для тех, кто предпочитал кровь в вареном виде, в рецепте францисканского аптекаря 1679 года описывается, как сделать из нее мармелад.

Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

Торговля египетскими мумиями была процветающим бизнесом до того, как запасы начали иссякать. Продажа египетских мумий в 1870 году

Натрите жир на больное место, и это может облегчить вашу боль. Засыпьте порошкообразный мох в нос, и кровотечение прекратится. Если вы можете позволить себе «Королевские капли», то парок алкоголя, вероятно, поможет вам забыть о депрессии — по крайней мере, на время.

Другими словами, эти лекарства могли быть случайно полезными — даже если они действовали благодаря магическому мышлению, еще одному неуклюжему поиску ответов на вопрос о том, как лечить болезни в те времена, когда даже циркуляция крови еще не была понятна.

Однако потребление человеческих останков вписывается в ведущие медицинские теории того времени. «Она возникла на основе идей гомеопатии», — говорит Ноубл. «Это „подобное лечится подобным“. Так что вы едите измельченный череп от головных болей». Или пьешь кровь от болезней крови.

Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

Еще одна причина, по которой человеческие останки считались сильнодействующими, заключалась в том, что они, как считалось, содержали дух тела, из которого были извлечены. «Дух» считался очень реальной частью физиологии, связывающей тело и душу. В этом контексте кровь имела особую силу. «Они считали, что кровь несет в себе душу, причем делает это в виде испаряющихся духов», — говорит Сагг.

Самая свежая кровь считалась самой крепкой. Иногда предпочитали кровь молодых мужчин, иногда — девственных молодых женщин. Проглатывая трупные материалы, человек обретал силу того, кого употреблял.

Нобл приводит слова Леонардо да Винчи по этому поводу: «Мы сохраняем свою жизнь смертью других. В мертвой вещи остается бесчувственная жизнь, которая, когда она воссоединяется с желудками живых, вновь обретает чувствительную и интеллектуальную жизнь».

Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

Эта идея также не была новой для эпохи Возрождения, просто она получила новую популярность. Римляне пили кровь убитых гладиаторов, чтобы вобрать в себя жизненную силу сильных молодых мужчин. Философ XV века Марсилио Фичино предлагал пить кровь из руки молодого человека по аналогичным причинам. Многие целители в других культурах, в том числе в древней Месопотамии и Индии, верили в полезность частей человеческого тела, пишет Ноубл.

Даже во времена расцвета трупной медицины две группы демонизировались за соответствующее поведение, которое считалось диким и каннибалистическим. Одной из них были католики, которых протестанты осуждали за их веру в транссубстанцию, то есть в то, что хлеб и вино, принимаемые во время Святого причастия, с помощью Божьей силы превращаются в тело и кровь Христа.

Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

Другой группой были коренные американцы; негативные стереотипы о них оправдывались предположением, что эти группы практикуют каннибализм. «Это выглядит как чистое лицемерие, — говорит Бет А. Конклин, культурный и медицинский антрополог из Университета Вандербильта, которая изучала и писала о каннибализме в Америке.

Люди того времени знали, что трупная медицина изготавливается из человеческих останков, но благодаря какому-то собственному ментальному преображению эти потребители отказывались видеть каннибалистические последствия своей собственной практики».

Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

Конклин находит явное различие между европейской трупной медициной и каннибализмом Нового Света, который она изучала. «Мы знаем одну вещь: почти все незападные каннибальские практики глубоко социальны в том смысле, что отношения между едоком и тем, кого едят, имеют значение», — говорит Конклин.

«В европейском процессе это было в значительной степени стерто и стало неважным. Человеческие существа были сведены к простой биологической материи, эквивалентной любому другому виду товарной медицины».

Лицемерие не осталось незамеченным. Например, в эссе XVI века Мишеля де Монтеня «О каннибалах» он пишет о каннибализме в Бразилии не хуже, чем о европейском лекарственном варианте, и сравнивает оба варианта с жестокими расправами во время религиозных войн.

Однако по мере развития науки каннибальские средства вымирали. Эта практика сошла на нет в XVIII веке, примерно в то время, когда европейцы начали регулярно использовать вилки для еды и мыло для купания. Однако Сагг нашел несколько поздних примеров медицины трупов:

В 1847 году одному англичанину посоветовали смешать череп молодой женщины с патокой (мелассой) и скормить его своей дочери, чтобы вылечить ее от эпилепсии. (Как пишет Сагг, он раздобыл смесь и ввел ее, но «предположительно без эффекта»).

Вера в то, что магическая свеча из человеческого жира, называемая «воровской свечой», может одурманить и парализовать человека, сохранялась до 1880-х годов. В начале 20-го века мумие продавалось как лекарство в немецком медицинском каталоге. А в 1908 году в Германии была предпринята последняя известная попытка проглотить кровь на эшафоте.

Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

Это не значит, что мы отошли от использования одного человеческого тела для исцеления другого. Переливание крови, трансплантация органов и пересадка кожи — все это примеры современной формы медицины из тела.

В своих лучших проявлениях эти практики столь же богаты поэтическими возможностями, как и мумии, найденные у Донна и Шекспира, поскольку кровь и части тела свободно передаются от одного человека к другому. Но Ноубл указывает на их более мрачное воплощение — глобальную торговлю частями тела на черном рынке для трансплантации.

Ужасная история поедания трупов в качестве лекарства

В своей книге она приводит сообщения о краже органов у заключенных, казненных в Китае, и, ближе к дому, о банде похитителей тел в Нью-Йорке, которая крала и продавала медицинским компаниям части тела умерших. Это тревожное эхо прошлого. По словам Ноубла, «это идея о том, что после смерти тела с ним можно делать все, что угодно».



Подписывайтесь на наш канал в Telegram
+4
Нет комментариев. Ваш будет первым!