Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Здание Филадельфийского музея искусств



«– Я поведу тебя в музей!
– Сказала мне сестра».

С. Михалков

Военные музеи мира. Сегодня мы направим наши стопы… за океан и посетим, виртуально, конечно, Музей искусств города Филадельфии. Музей огромный, очень богатый и чрезвычайно интересный, причем история его началась очень давно, с великой столетней выставки 1876 года, проходившей в городском парке Фэрмаунт.

После закрытия ярмарки ее художественная галерея так и осталась открытой, уже как Пенсильванский музей и школа промышленного искусства. Причем в первое десятилетие своего существования (1877–1899 гг.) его коллекции в основном состояли из промышленных образцов, а также предметов изобразительного и декоративного искусства, например таких, как европейская керамика.

Благодаря подаркам и пожертвованиям, коллекция расширялась и со временем стала включать в себя старинные книги, антикварную мебель, эмали, резную слоновую кость, ювелирные изделия и изделия из металла, а также стекло, керамику, фарфор, текстиль и картины. Строительство нового здания музея началось в годы Первой мировой войны и потом продвигалось довольно медленно. Но зато когда оно наконец-то было открыто, музей преобразился на глазах.

Несмотря на экономические трудности, в 1930-е годы коллекции музея продолжали расти, благодаря множеству сделанных ему подарков. Тогда же музей обрел свое новое официальное название – Художественный музей Филадельфии.

После Второй мировой войны в музее открылась первая галерея костюмов и новое крыло, посвященное искусству Персии, Китая и Индии.

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
А вот так его строили…

Но нам, как людям, интересующимся прежде всего рыцарскими доспехами и оружием, стоит познакомиться с экспозицией музея именно этого направления. Тем более что артефакты, собранные в нем, чрезвычайно интересны. Ведь зачастую музеи вынуждены довольствоваться тем, «до чего дотянутся их руки». То есть предметами случайными.

Не так обстоит дело с доспехами из Филадельфии. Здесь они подобраны таким образом, что позволяют, можно сказать, проследить их генезис за определенный период времени, что принципиально важно для изучения, причем наглядного, всего этого «старого железа».

Сегодня мы познакомимся лишь с доспехами и шлемами. Все остальное будет ожидать нас в недалеком будущем.

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Ну а начнем мы вот с этого шлема бацинет, сделанного где-то около 1330–1375 гг. в Германии или Северной Италии. Вес шлема – 1 677 г. И, как вы видите, ржавчина его не пощадила. То есть в музеях имеются и такие шлемы. А то некоторым на каждом шагу мерещатся почему-то подделки, как будто «их величества» заслуживают такого обмана

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Еще один бацинет, но уже с забралом. Время изготовления 1390–1400 гг. Вес самого шлема – 2 405 г. Вес забрала – 855 г. Обратите внимание на отверстия по ободу шлем. Это не для заклепок, а для петель кольчужного оплечья – авентайл. Они просовывались в эти отверстия, а снаружи через них пропускался свитый из проволоки шнур и намертво закреплял авентайл на шлеме. Забрало тоже снималось, а крепилось к шлему на двух металлически штырях, которые вставлялись в петли шлема и забрала сверху

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Подбородник – бевор. Ок. 1480 г. Вес: 930 г

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
А так он выглядит изнутри…

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Типичный итальянский бабрют («бородатый шлем»). Ок. 1450–1460 гг. Вес: 2 840 г

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Шлем типа «саллет с забралом». То есть это салад или саллет, но зачем-то ему вместо клинообразного наличника со смотровой щелью приделали поднимающееся забрало – то есть фантазия тогдашних оружейников была поистине безгранична. Ок. 1500–1510 гг. Вес: 2 580 г. К чему бы такое – совершенно непонятно!

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Очень простой, но элегантный шлем армэ 1490 года. Вес 4 110 г. Наверное, в то время такие «штамповали» десятками!

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Турнирный доспех 1575 года для так называемого «саксонского поединка». Обратите внимание на грангарду – дополнительную броню кирасы, выполненную заодно с предличником, массивную пасгарду левой руки и прямо-таки устрашающего вида манифер – леворучную турнирную рукавицу

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Отличить «доспех для саксонского турнира» очень просто. У него есть на спине металлический штырь, который соединяется со шлемом и предает всей конструкции исключительную прочность. Собственно, это вариант доспеха со шлемом «жабья голова», только вместо него используется шлем армэ

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Очень многих читателей ВО почему-то интересует, как такие доспехи выглядели сзади, и можно ли было, их не снимая, отправлять естественные надобности? Вот посмотрите, «как оно было»…

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Поскольку умирать на турнире было еще более глупо, чем умирать в бою, для турнира «с барьером» был придуман шлем с усиленным налобником и макушечной частью – своего рода разнесенная броня Нового времени. Ок. 1545–1550 гг. Сделан в Германии. Вес: 5 550 г

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
А вот это шлем армэ для мальчика. Ок. 1505 г. Вес: 1 950 г. Изготовлен в Южной Германии или Австрии

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Кроме сугубо турнирных доспехов, есть в этом музее и боевые, причем редкие, и в достаточно хорошей сохранности. Например бригандина, крытая снаружи темно-красным бархатом. Этот вид доспеха начал распространяться в Европе с 1400 года, но уже к 1500 из моды начал выходить из-за совершенствования огнестрельного оружия, хотя отдельные образцы использовались еще очень и очень долго. Вот, например, эта бригандина была изготовлена около 1570–1580 гг. Вполне возможно, что это самый поздний образец подобного доспеха. Вес: 10 625 г

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Ну а так она выглядела изнутри!

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Зато такие вот кольчужно-стеганые дублеты носили более 200 лет. Во всяком случае, вот этот в Филадельфийском музее искусств датирован 1550–1650 гг. Надевали их под доспехи, чтобы дополнительно защитить все самые уязвимые места, и одновременно не так чтобы уж слишком навьючить себя железом. Вес: 4 080 г

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Так называемая «полевая броня» ок. 1555 г. Этот миланский доспех из арсенала графов Пембрук, вероятно, был изготовлен для сэра Уильяма Герберта, первого графа Пембрука (1501–1570). Материал: травленая и частично позолоченная сталь; латунь и кожа. Размеры: высота (от гребня вниз по центру спереди до промежности): 89 см. Ширина в плечах (от середины одного плеча до другого): 53 см. Талия (внешний обхват): 100 см. Вес: 15,05 кг

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Вид сзади. Хорошо заметно крепление пластин набедренников – тассетов

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Его же доспех, вид на шлем сзади. Кстати, если внимательно рассматривать шлем и сами доспехи, то возникает целый ряд вопросов. Например: гребень шлема имеет сзади отверстие для штыря. Зачит – это шлем для «саксонского турнира». Но на кирасе (вид сзади) никаких следов крепления его нет

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Раковина налокотника. Какое богатство отделки!

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Образец декора. Рисунок явно процарапан иглой по воску и травлен кислотой, после чего в узор втиралась золотая амальгама. Кстати, что за портрет на кирасе доспеха? Этот граф Уильям Пембрук был таким длинноносым?

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Просто потрясающие кирасирские доспехи 1612 г. При дворе Саксонии влиятельные женщины иногда заказывали доспехи для мужчин, и вот как раз этот доспех входил в комплект из семи подобных доспехов (!), подаренных в 1612 году Магдаленой Сибиллой (1587–1659), маркграфиней Бранденбургской, в качестве рождественского подарка своему мужу, курфюрсту Иоганну Георгу I Саксонскому (правил с 1611 по 1656 год). Комплект, предназначенный для личного пользования курфюрста и его гостей во время пеших турниров, был надет им впервые 4 июля 1613 года в день крещения наследника курфюрста Иоганна Георга (1613–1680, правил с 1656 по 1680 год). Остальные шесть доспехов, включая собственный курфюрста, хранятся в Оружейной палате Дрездена. Высота от верхнего края гребня до нижнего края кистей: 103,4 см. Обхват талии: 98 см. Ширина (посередине плеч): 61 см. Вес: 28,58 кг

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Обратите внимание, что вся их поверхность покрыта сложнейшей гравировкой по стали

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Шлем-бургиньот с закрытым забралом

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Очень оригинального устройства кираса с дополнительным нагрудником, ок. 1510 г. Изготовлена в Северной Италии. Вес: 6 540 г

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Кираса украшена гравированными фигурами святого Антония (слева), Богородицы с младенцем (в центре) и святого Бернара (справа)

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
А вот что или кого изображает картинка на спине кирасы… автору неизвестно

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Ну и наконец, последний на сегодня артефакт: фонарный щит ок. 1600–1625 гг. Вес 3 950 г. Возможно, что сделано это было в Германии

Шлемы и доспехи: Филадельфийский музей искусств
Вид на этот щит сзади…

На этом наша сегодняшняя экскурсия в эпоху рыцарского вооружения Нового времени завершается. До новых встреч!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!