Сера после удара астероида-убийцы окутала Землю на столетия. Новое открытие шокировало учёных.

Оказавшись в воздухе, это огромное облако серосодержащих газов заблокировало солнечные лучи. Земля сильно охладилась на десятилетия или даже столетия, а затем соединения серы постепенно выпали на Землю в виде смертоносных кислотных дождей. Это изменили химический состав океанов на десятки тысяч лет.

Изображение
Детёныш тираннозавра ёжится от холода. Так художник представил себе последствия удара астероида 66 миллионов лет назад.

Такую безрадостную картину нарисовали учёные в ходе нового исследования. Ранее они и не подозревали, что эти последствия сохранялись так долго.

Новые данные показывают, что исследователи недооценивали количество серы, которое образовалось при столкновении астероида с поверхностью планеты. В результате связанное с этим изменение климата могло оказаться намного сильнее, чем учёные думали раньше.

То, что сера длительное время продолжала изливаться на поверхность Земли, может объяснить, почему жизнь, особенно в морях, восстанавливалась так долго. (Часть серы, выпавшей на сушу, затем была смыта в океаны.)

К слову, исследователи пришли к последнему выводу совершенно случайно.
«Это вообще не планировалось», — рассказал Джеймс Уиттс, преподаватель Школы наук о Земле Бристольского университета.
Первоначально команда планировала изучить геохимию древних раковин, которые можно найти близ реки Бразос в штате Техас. Как поясняют учёные, это уникальное место находилось под водой во время вымирания нептичьих динозавров в конце мелового периода.

Также недалеко от этого места, но уже в Мексике, расположен кратер Чикшулуб. Его диаметр — порядка 180 километров, и образовался он от удара 10-километрового астероида.

Предположительно, эта катастрофа произошла около 66,5 миллионов лет назад. Она могла стать причиной массового мел-палеогенового вымирания, в ходе которого и погибли все нептичьи динозавры.

Исследователи в ходе своей работы собрали несколько образцов осадочных пород на этом участке. Вообще-то, они не планировали этого делать: изначально их интересовали только окаменелости моллюсков.

Эти образцы были доставлены в Сент-Эндрюсский университет, где исследователи проанализировали их изотопный состав. Атомы серы с разным числом нейтронов в ядрах могут кое-что поведать о том, что происходило в прошлом.

Авторы работы неожиданно обнаружили «очень необычный сигнал» — масса некоторых изотопов серы в древних осадочных породах несколько изменилась. Учёным было известно, что такие изменения массы происходят, когда сера попадает в атмосферу и взаимодействует с ультрафиолетовым светом.

Это может произойти только при двух сценариях, объясняют авторы работы. Либо в атмосфере, в которой нет кислорода, либо когда серы становится так много, что она уходит очень высоко в насыщенную кислородом атмосферу.

Земле около 4,5 миллиарда лет, и её атмосфера наполнилась кислородом примерно 2,3 миллиарда лет назад.

В горных породах более поздних времён подобная «изотопная подпись» ещё не встречалась учёным.
"[Этот сигнал] не встречается в морских породах, — отметил Уиттс. — У моря есть своя изотопная подпись, которая полностью растворяет небольшое количество серы, выбрасываемое извергающимися вулканами".
Тот факт, что этот сигнал присутствует в морской породе мелового периода, показывает, что после удара астероида в атмосфере «должно было быть чертовски много серы», сказал Уиттс.

И это, конечно, имеет огромное значение для изменения климата.Даже аэрозоли серы из современных извержений вулканов вызывают охлаждение.
Предыдущие оценки аэрозолей серы, попавших в атмосферу Земли после столкновения с астероидом, колеблются в пределах от 30 до 500 гигатонн. Согласно климатическим моделям, эта сера должна была превратиться в сульфатные аэрозоли, что вызвало бы охлаждение поверхности Земли на 2-8 градусов по Цельсию в течение нескольких десятилетий после удара.

Но новое открытие предполагает, что, поскольку серы было больше, изменение климата могло быть ещё более серьёзным.
Но всё же: откуда взялось столько серы?

Известняк на полуострове Юкатан, где находится кратер Чиксулуб, чрезвычайно богат серой, объясняют авторы работы. Если бы астероид упал где-то ещё, возможно, в атмосферу не было бы выброшено столько серы, и последующее изменение климата могло бы быть не таким серьёзным.

Возможно, столь массового вымирания не случилось бы, если бы злополучный астероид не попал прямиком в эту «пороховую бочку».

Исследование было опубликовано в научном журналеProceedings of the National Academy of Sciences.

ru.sott.net

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.