Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
Кадр из кинофильма «Ромео и Джульетта» (1968) Франко Дзеффирелли. Тибальт вооружён типичной шпагой того времени. С очень простым эфесом без каких-либо украшений… До них дело ещё не дошло. Это было именно оружие



И вынул меч, чтоб их разнять; но тут
Явился вспыльчивый Тибальт с мечом.
Мне, бросив вызов, стал над головою
Мечом он ветер разрезать, а ветер,
Не поврежден, освистывал его.
Пока меж нами схватка продолжалась,
Народ сбегаться начал отовсюду,
И драка тут пошла со всех сторон.

«Ромео и Джульетта», Уильям Шекспир

История оружия. В детстве меня очень занимали шпаги. Например, я заметил, что в «Трех мушкетерах» Бернара Бордери «чашки» шпаг мушкетеров позолоченные, а у гвардейцев кардинала – «белые», то есть скорее посеребрённые. Столь же интересным мне показался в плане оружия и фильм «Железная маска» (1962) с Жаном Маре в главной роли, а затем и все остальные французские кинофильмы, где мелькали шпаги. Вот и сегодня наш рассказ о шпагах продолжится, но несколько в иной плоскости. Сегодня это будет своего рода дайджест известной книги Томаса Лайбле «Меч», который в ней рассматривает не только историю меча, но и вопрос его трансформации в шпагу. То есть один из источников, вышедший из-под пера признанного специалиста в этой области.

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
Рисунок автора 1968 года. Очень понравилась, хотя и удивила, иллюстрация из романа Майн Рида «Белая перчатка». Ну и перерисовал её в той же графической манере. Никак тогда не думал, что рыцарские доспехи носили во времена мушкетерских шляп

Ответ на вызов времени


Итак, самый первый общий вывод, проистекающий их хронологии событий: шпага с исторической точки зрения является ничем иным, как дальнейшим развитием меча. Хотя это и не означает, что что она представляет собой лучшее оружие, чем прежний меч, а только то, что изменились сами способы ведения войны. В Средневековье шпага для рыцарей была бы бесполезна, а вот в Новое время она зарекомендовала себя прекрасно. Меч же, напротив, для поля боя эпохи Возрождения оказался малопригодным.

Лайбле подчёркивает, что отнюдь не искусство боя на мечах или даже сами средневековые мечи в XVI веке обозначили новый вектор развития холодного оружия. По его мнению, причина заключалась в применении огнестрельного оружия. Даже самые лучшие доспехи от него не спасали, либо спасали, но были исключительно тяжелы в носке. Поэтому зачем было носить на себе столько железа, если оно от огнестрельного оружия всё равно не защищало? А мечи позднего Средневековья как раз и были задуманы для поражения цельнометаллических стальных доспехов.

Точка отсчёта


Вот так шпага свой славный поход и начала. Причём Томас Лайбле рассматривает именно 1500 год в качестве пограничной даты в развитии нового оружия. Не 1460-й и не 1550-й, а именно начало XVI века. Дело в том, что в это время огнестрельное оружие уже очень широко применялось и нанесло окончательный удар по остаткам Средневековья. Ну а выразилось это прежде всего в том, что оружие получило широкую специализацию, деление по рангу и роду войск, а также по целевому применению. Прежде всего, произошло разделение холодного оружия на военное и гражданское, то есть на шпаги и рапиры.

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
Тибальт и Ромео сражаются, используя шпаги и парирующие кинжалы. Кадр из кинофильма «Ромео и Джульетта» (1968)

Шпага стала оружием военным, поскольку на поле боя всё ещё продолжали носить существенную часть доспехов (например, кирасу), а также шлем. Здесь нужен был достаточно тяжелый и широкий клинок, предназначенный как для рубящего, так и для колющего удара. Недаром в англоязычной английской терминологии шпага называется «cut-and-thrust-sword» – «рубящий и колющий меч».

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
Вот это уже шпага из «Ромео и Джульетты» 2013 года. Пожалуй, она даже ещё достовернее, нежели шпага из фильма 1968-го. Ведь дело происходит в Раннем Возрождении, когда те же мечи и шпаги имели очень похожие эфесы. Кстати, меч со шпажным эфесом держит в этом фильме один из отцов семейств Монтекки или Капулетти

А вот в гражданской жизни всё обстояло совершенно по-другому. Там требовалось отстаивать свою честь на дуэли либо защищаться от разбойников. И, разумеется, доспехи во всех этих случаях отсутствовали. Вот почему узкий и легкий клинок, удобный для колющего удара, то есть рапира, оказался более приемлем, чем универсальная шпага. Вопреки многим фильмам о мушкетерах, тонкой рапирой можно наносить лишь только уколы, а эффективные режущие удары нанести с её помощью невозможно. Тогда же рапира стала ещё и составной частью костюма благородного человека. А таскать целыми днями на бедре тяжелую, нередко даже тяжелее прежнего меча, шпагу никому не хотелось. Но вот эфесы шпаг и рапир друг от друга зачастую практически не отличались, потому эти два вида оружия очень часто путают между собой. Пограничная величина различия между ними для Томаса Лайбле – это ширина клинка. Около трёх сантиметров и больше – шпага. Меньше трёх – рапира. Причём это довольно грубая оценка. В реальности переходы практически стёрты.

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
А вот и шпага, как раз относящаяся примерно к 1550 году. Изготовлена, вероятно, в Брешии, в Италии. Общая длина 105,4 см; длина клинка 92,4 см; вес 1191 г. Причём обратите внимание на клинок – как сложно он откован и какой в силу этого он должен обладать большой жёсткостью и прочностью. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Мнение ещё одного специалиста


Таким образом, «только» всё различие между этими видами оружия заключается только в клинке, а форма клинка является лишь следствием предназначения.

«Решающим фактором рапиры однозначно было то, что она была подвижнее и легче и позволяла быстрее перейти от оборонительного приёма к наступательному. После того как клинок ушёл вниз от парирующего удара или был отбит в сторону, его можно было немедленно привести в позицию. Рапира позволяла немедленно снова направить острие на атакующего. Это в сочетании с выпадами реализовывало потенциал для контратаки. Именно эта динамика делала более узкий легкий клинок рапиры в поединке без использования доспехов эффективнее широкого рубящего клинка»,

— вот что по этому поводу заявил такой эксперт в области фехтования на мечах, как Джон Клеменс.

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
«Двенадцатая ночь» – ещё один прекрасно снятый и поставленный художественный фильм. Причём снятый в СССР ещё в 1955 году. Снят мастерски и богатством костюмов и точностью реквизита не уступает ни одному из зарубежных кинофильмов. А какой прекрасной рапирой дерётся в нём героиня фильма? Это же просто музейный образец!

Но следует подчеркнуть, что переход от средневекового меча к шпаге не был ни внезапным, ни абсолютным. Известно множество переходных моделей. Так что и мечи, и шпаги в определённое время применялись одновременно. Техника применения шпаги и рапиры отличалась нанесением колющих, а не рубящих ударов.

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
Пожалуй, вот такая рапира с упрочнённым у гарды клинком ей бы тоже подошла. Хотя она старше произведений Шекспира. Испанская рапира с «шашкой», XVII в. Общая длина 116,2 см; длина клинка 104,8 см; вес 1048,9 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Три причины совершенства


Из этого вытекают три обстоятельства, которые повлияли на развитие шпаги:

• Первое: клинок шпаги всё время контактирует с клинком противника в отличие от клинка меча.
• Второе: рука со шпагой находится под воздействием клинка противника.
• Третье: чтобы нанести колющий удар, рука должна удерживать рукоять шпаги иначе, чем рукоять меча.

Вот почему крестообразных перекрестий, имевшихся на мечах, стало уже недостаточно. Отсюда появление всевозможных защитных приспособлений в виде изогнутых дуг, которые со всех сторон закрывали кисть, державшую шпагу, и хорошо защищали от рубящих ударов. Рукояти такой системы в мире фехтования получили название эфеса. Но рапира, которой наносили укол, получила ещё и эфес с полусферической чашкой, отводившей остриё рапиры противника в стороны.

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
Отличный парирующий кинжал. Кадр из кинофильма «Двенадцатая ночь» (1955)

Одновременно с развитием шпаги, прежде всего рапиры, стало обычным вести бой со шпагой или рапирой в правой руке и кинжалом в левой. Кинжал для левой руки применялся либо для помощи в парировании, то есть чтобы отклонить, заблокировать или сломать клинок противника и выбить его из рук, либо чтобы прорвать оборону противника и убить его, проскользнув мимо его клинка. Шпага, рапира и кинжал позднее стали подбираться по внешнему виду: эфесы и рукояти изготавливались одним и тем же кузнецом в одном и том же стиле, оба вида оружия создавали гарнитур.

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
Ещё одна рапира, причём уже именно рапира, потому что шевалье носит её постоянно с костюмом, в котором является даже к кардиналу, из кинофильма «Железная маска» (1962)

Предательские клинки


Чтобы улучшить действие кинжала, для левой руки разрабатывались специальные модели, например всё те же шпаголомы. Особенно интересной специальной формой является кинжал с раздвижным клинком. У него клинок разделяется вдоль на три части. При нажатии кнопки на рикассо под давлением пружины они раздвигаются, открываясь наружу, и создают таким образом два захвата для клинка. В отличие от шпаголомов, захваты для клинков раздвижных кинжалов рассматриваются как более эффективные, причём, конечно, внезапность оказывала на противника большее воздействие. Вообще-то такие клинки представляли собой весьма коварное оружие, на наш взгляд подлое и неприличное, но в то время на коварство в бою люди смотрели проще. «Любой путь хорош, что к победе ведёт», – говорили они, так что даже ядом клинки мазали!

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
Кромвель в битве при Несби. Только посмотрите на его великолепную шпагу. Кадр из кинофильма «Кромвель» (1970). Прекрасно снятый кинофильм с поединками конных латников на шпагах и сражениями мушкетеров и пикинеров

Прямая зависимость от орудий труда…


Кстати, именно развитие промышленности, имевшее место в XVI веке, сделало шпаги и рапиры более доступными для массового потребителя, нежели средневековые мечи. Так, начали применяться механические молоты, приводившиеся в действие водяными колёсами. Как результат, ковка углеродистой стали стала существенно более рациональной и экономичной. Теперь кузнецы получали сталь в виде прутков, и лишь потом доковывали шпажные клинки вручную. Но, с другой стороны, эпоха Ренессанса была эпохой украшательства. И украшались не только доспехи, ставшие теперь аналогом придворного костюма, но и эфесы шпаг, благо так теперь стало что украшать. Причём украшались как эфесы, так и клинки.

При украшении холодного оружия чаще всего использовались два приёма: 1-й – травление поверхностей клинка или эфеса кислотами с последующей гравировкой; 2-й – резьба, с помощью которой изготовлялись особенно великолепно оформленные эфесы.

Далее Томас Лайбле делает вывод, что тяжелые типы шпаг являлись, по сути, последними боевыми мечами.

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
А это противник Кромвеля принц Руперт размахивает своей тяжелой кавалерийской шпагой перед королём Карлом Первым… Кадр из этого же кинофильма

Хотя шпаги были намного легче и уже средневековых мечей, тем не менее, известны типы шпаг весом 1,7 кг, которые намного тяжелее всех прочих моделей. В этом случае речь может однозначно идти о боевом оружии – настоящем наследнике средневековых мечей.

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
Тяжелая кавалерийская шпага с корзинчатым эфесом. По английской терминологии это «вroadsword» – «палаш». Время изготовления: 1590-1600 гг. Германия или Швейцария. Общая длина 116,8 см; длина клинка 97,7 см; вес 1701 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Разные виды эфеса


Хотя разные шпаги для нетренированного глаза и выглядят более или менее одинаково, совершенно идентичных экземпляров, точно так же как и рыцарских доспехов, практически не встречается. Шпаги (или гарнитуры) в основном представляют собой оригинальные предметы, изготовленные вручную. Такое разнообразие усиливается ещё и тем, что шпаги, в отличие от средневекового меча, украшены значительно богаче. И, тем не менее, при всём разнообразии моделей шпаг по форме эфеса их вполне можно разделить на определённые группы. Хотя тяжелые шпаги входят почти во все эти группы, но в двух из них они встречаются чаще всего:

• Шпаги с крестообразным эфесом с парирующими дугами.
• Шпаги с эфесом в форме «корзинки» («корзинчатый эфес»).

Томас Лайбле о том, как меч сделался шпагой
Ещё один «бродсворд», датируемый 1612 годом. Золинген. Общая длина 93 см; длина клинка 78,4 см; Вес 822,1 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Первая группа может быть определена как переходное звено между средневековым мечом и шпагой. Предохранительная дуга для защиты руки, сжатой в кулак, на них отсутствует. Зато есть крестовина, оснащённая многочисленными парирующими кольцами. Крестообразному эфесу с такими парирующими дужками Эварт Оукшот дал название «сложная рукоять» и относил его к средневековым мечам. То есть были и мечи с длиной клинка 96 сантиметров, весом 1,6 килограмма и многочисленными парирующими дугами. И столь же и даже более тяжелые по весу шпаги (и рапиры!) с аналогичными эфесами. Но и в этом случае очевидно, что Лайбле исходит из разделения «колет-рубит» и названной выше ширины клинка.

Разумеется, были ещё и, так сказать, национальные формы клинков. Но о них мы расскажем в следующий раз…

P.S. Томас Лайбле – историк, посвятивший изучению мечей, кинжалов и шпаг более 20 лет. Написал об этом оружии несколько книг. Главный редактор журнала о холодном оружии Waffenmark-intern.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+6
Нет комментариев. Ваш будет первым!