Ученые-медики в XX столетии получили невероятную свободу в изучении тела человека. В большинстве стран вскрытие тел умерших стало обычным делом, и анатомов, изучавших строение органов и их функции, никто больше не обвинял в колдовстве и святотатстве. Однако даже в лояльном к подобным исследованиям веке атома, большинство ученых испытывали недостаток в рабочем материале. Большинство, за исключением «избранных».
Когда речь заходит о нацистских врачах-преступниках, в первую очередь все вспоминают «ангела смерти» Йозефа Менгеле, руководившего бесчеловечными экспериментами над людьми в комплексе концентрационных лагерей Аушвиц-Биркенау. Однако история сохранила немало имен «ученых», которые, презрев человечность и совесть, стремились оставить след в науке и истории, опираясь на чужие муки и горе.
Эдуард Пернкопф (Eduard Pernkopf) родился в небольшой австрийской деревне Раппоттенштайн, на границе с Баварией, в семье скромного провинциального врача. В детстве мальчик серьезно занимался музыкой и не планировал посвящать себя медицине. Все изменилось в 1903 году, когда умер его отец. У его смертного одра юный Эдуард пообещал продолжить дело отца, и вскоре поступил в медицинскую школу при Венском университете.
Молодой человек учился в течение 9 лет и в 1912 году получил свою первую ученую степень доктора медицины. В 1933 году, будучи адъюнкт-профессором, Пернкопф примкнул к немецкой нацистской партии, обеспечив себе «хлебное» место декана медицинской школы.
Но это было только начало. В 1938 году Эдуард не только поклялся в верности Адольфу Гитлеру, но и начал работу в коллективе «ученых», которые занимались поиском доказательств преимущества арийской расы над другими. В своем партийном рвении он зашел настолько далеко, что не постыдился составить списки нелояльных Гитлеру коллег.
Благодаря ловкому ходу подлеца, 77% профессорского состава Венского университета, в том числе 3 лауреата Нобелевской премии, оказались на улице. Кроме карьеры и партийной работы Пернкопфа занимала одна важная вещь. С тех пор, как его нога переступила порог медицинского факультета, он мечтал написать книгу. Это должен был быть медицинский атлас с полным комплектом схем и иллюстраций, но не простой, а самый подробный и реалистичный в мире.
Работу над книгой, замысел которой Эдуард хранил четверть столетия, ему удалось начать только в 1933 году. Работоспособности ученому было не занимать — Пернкопф просыпался в 5.00 утра и практически без перерывов работал на протяжении 16-18 часов. Все в его жизни было подчинено атласу — свои обязанности декана он ловко перекладывал на других, а в качестве помощников привлекал лучших студентов учебного заведения.
Рукописный текст Пернкопф передавал супруге, которая редактировала его и набирала на печатной машинке. Ассистировали доктору лучшие художники-оформители Германии и Австрии — Эрих Лепир, Людвиг Шротт, Карл Эндтрессер и Франц Батке. Для оформления иллюстраций была разработана особая акварельная техника, позволяющая максимально ярко изображать внутренние органы.
В 1937 году вышел первый том атласа, посвященный грудной клетке и верхним конечностям, а в 1941 — второй, с описанием органов таза и ног. В 1943 году профессор Пернкопф возглавил Венский медицинский университет и оставался на этой должности 2 года, до окончания войны. В 1945 году ученого, как активного члена нацистской партии арестовали американцы и следующие 2 года профессор рыл траншеи и разбирал разрушенные здания в лагерях военнопленных в разных местах Европы.
Выйдя на свободу, профессор продолжил дело своей жизни, издав в 1953 году третий том атласа, посвященный шее и голове человека. Последняя, четвертая книга, увидела свет в 1960 году, спустя 5 лет после смерти Пернкопфа. Стиль оформления послевоенных томов отличался от двух первых, изданных в 30-е и 40-е годы.
Многие связывали это со сменой иллюстраторов, но точный ответ на эту загадку удалось получить лишь в 1996 году. Интересное открытие сделал доктор Говард Исраэль из Колумбийского университета. Изучая первые издания книг, он обнаружил в них множество нацистских символов и мистических рун, которые оформители атласа искусно разместили на иллюстрациях. Доктора ждало еще одно откровение — достаточно жуткое.
Сопоставив иллюстрации, на которых вскрытые трупы были изображены с фотографической точностью со снимками из архивов гестапо, Исраэль определил, что практически все люди, увековеченные на иллюстрациях атласа, являлись узниками концентрационных лагерей и умерли очень схожей насильственной смертью — им отсекли головы. Дальнейшее расследование было уже делом техники. Говард обратился в Центр Визенталя, занимающийся расследованием нацистских преступлений, и лучшие эксперты взялись за это запутанное дело.
Итог расследования был ужасен. Как оказалось, в анатомические театры Венского медицинского университета в период с 1938 по 1945 год были доставлены 1 377 тел казненных из разных тюрем Австрии и Германии, а также из лагеря смерти Маутхаузен. Основным поставщиком тел для вскрытий стал Венский окружной суд, расположенный возле университета. В здании «дворца правосудия» проходили быстрые суды над врагами нацистского режима, итогом которых был один приговор — смерть.
Решение суда приводилось в исполнение немедленно, а возле черного хода здания в это время покуривали, сидя на каталках из морга, студенты Пернкопфа. Большинство казненных были обезглавлены при помощи гильотины, которую за быструю и точную работу нацисты полюбили больше, чем французы.
При осмотре архивов стало понятно, что во многих случаях казни проводились на заказ — в определенные дни гильотины работали без остановок, и трупы спешно отправлялись в анатомичку, не успев остынуть. Это жуткое открытие объяснило высокую точность атласов — в жертву своим амбициям Пернкопф принес сотни жизней. Вероятнее всего, люди, ставшие «натурщиками» у иллюстраторов смерти, так или иначе погибли бы, но этот факт не делает преступления Пернкопфа менее отвратительными.
После выяснения жутких деталей из томов атласа, который хранился практически в каждой медицинской библиотеке мира, решением международных судов было изъято более 800 иллюстраций, на которых были изображены казненные нацистами подпольщики, военнопленные и евреи. По медицинским университетам планеты прокатилась волна протестов, в ходе которых студенты отказывались брать в руки страшный многотомник и даже публично сжигали атласы.
Но, к сожалению, на этом история кровавой книги не завершилась. С 1996 по 1998 год среди учебно-научных пособий, использовавшихся не одним поколением венских студентов для изучения анатомии человека, были обнаружены останки нескольких человек и десятки отдельных органов, любовно препарированных и обработанных для нужд учащихся самим профессором Пернкопфом в период рассвета его научной карьеры. Разумеется, тела и органы тут же были изъяты и захоронены. Спустя полвека несчастные, погибшие в застенках гестапо и бараках Маутхаузена, наконец обрели покой.