«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

Бедные школьники постоянно изучают вместо правильной истории какие-то мифологические ляпы! Великая Отечественная война, увы, тоже представлена в учебниках не слишком верно. Какие ошибки удалось обнаружить — в нашем материале.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

Операции
Ряд военных операций описан очень невнятно — и неверно.
В учебнике 11 класса под редакцией Данилова («Просвещение», 2012) Синявинскую операцию называют среди отвлекающих ударов. В действительности она была направлена на прорыв блокады Ленинграда, но не увенчалась успехом.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

Наступление под Ржевом преследовало цели срезания Ржевско-Вяземского выступа, который глубоко вклинивался в советскую оборону. Цели достигнуть не удалось — и атака превратилась в кровавую «мясорубку».
При описании Курской битвы в учебниках не говорится, что советское командование ошиблось с направлением главного удара вермахта. Он ожидался в полосе ГА «Центр», на северном фасе дуги, а произошёл на южном. Там немцы и достигли более серьёзных успехов. Не упоминаются июльские бои на Миус–фронте, а без них нельзя понять, как шло наше контрнаступление.
Конечно, нельзя рассказать обо всех битвах той войны. Но некоторые важные сражения обойдены даже в тех учебниках, где ход войны описывается подробно. Например, не упоминается контрудар Манштейна в феврале–марте 1943-го — последнее крупное и удачное немецкое контрнаступление на Восточном фронте.
Численность и потери
Наверное, вечная проблема — это периодическое завышение численности вермахта либо его потерь.
Размеры немецких сил к началу операции «Барбаросса» заметно расходятся от учебника к учебнику. В какой-то мере это можно объяснить тем, что в одном случае упомянута лишь немецкая армия, а в другом — вместе с сателлитами. Но в учебниках это нигде не указывается! Возможно, авторы не понимают значения этих цифр.
Учебник для 11 класса Шестакова («Просвещение», 2012) заметно завышает немецкие потери в контрударе под Ельней в сентябре 1941 года.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

То, что немцы впервые перешли к обороне, — это некоторое преувеличение. И есть цифры, которые явно устарели и пришли из советских книг.
«Советская классика» — это 330 тысяч в сталинградском котле. Как посчитали? Окружённые 22 дивизии умножили на 15 тысяч.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

В реальности в котле оказалось около 280 тысяч. Это тоже очень много. Более 150 тысяч солдат и офицеров погибли, порядка ста тысяч попали в плен. Около 25 тысяч эвакуировали по воздуху.
Учебники 11 класса под редакцией Данилова (2012) и 10 класса под редакцией Торкунова (2016) приводят «классические» цифры в 900 тысяч солдат и офицеров, а также в 2,7 тысяч танков и штурмовых орудий в немецких войсках на начало операции «Цитадель» летом 1943 года. Впрочем, здесь разница с современными данными не очень большая — и, наверное, не принципиальная.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну
Из учебника для 11 класса под редакцией Данилова (2012)

Но, например, учебник 10 класса под редакцией Торкунова (2016) оценивает немецкие потери в авиации за время этого сражения в 3700 самолётов.
N.B. Это также «классическая» цифра, кочующая из книги в книгу. В реальности она была заметно ниже. Так, в июле 1943 года люфтваффе потеряли на Восточном фронте около 700 самолётов.

Есть вопросы и к потерям, которые нанесли оккупантам партизаны. Учебник 11 класса под редакцией Данилова (2012) утверждает, что они убили, ранили и захватили в плен около одного миллиона 600 тысяч гитлеровцев и их пособников. А среди нанесённых ими потерь указаны 4,7 тысяч танков и бронемашин, а также 833 самолёта. Учебник 10 класса под редакцией Торкунова (2016) называет цифру в более чем один миллион, свыше четырёх тысяч танков и свыше тысячи самолётов.
Судя по всему, такие цифры появились на основе заявок командиров партизанских отрядов. Всё это можно отнести к небрежности авторов. Дальше — сложнее.
В учебнике 10 класса под редакцией Торкунова Адольф Гитлер, видимо, передразнивает защитников Измаила. Пафос зашкаливает.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

Любят у нас завышать и потери вермахта в Корсунь-Шевченсковской операции 1944 года. Учебник 11 класса Шестакова утверждает, что в котле оказалось десять дивизий. На самом деле в окружение попали шесть дивизий и одна бригада. И это не секрет!
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

В учебнике Шестакова утверждается, что восточнее Минска в 1944 году было окружено свыше миллиона (!) немецких солдат и офицеров.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

Таких огромных котлов вообще никогда не было!
Видимо, кто-то дорисовал лишний нолик?

В учебнике 10 класса под редакцией Торкунова упоминается, что в сентябре–октябре 1944 года были освобождены основные территории Эстонии и Латвии, а южнее Риги окружены и уничтожены 38 немецких дивизий. Но история не знает таких сражений! Возможно, это звон «Багратиона», и «южнее Риги» означает в Белоруссии — то есть не осенью, а летом.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

Авторы, написавшие это, имеют довольно смутное представление о Великой Отечественной войне. Уровень рецензентов из министерства просвещения также оставляет желать лучшего.
Немного о Третьем рейхе
Большой плюс — в учебнике «Россия и мир» есть анализ военных программ гитлеровской Германии.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

На его страницах попадаются интересные мысли. Так, «Россия и мир» считает, что перелом настроений в рейхе был связан с массированными бомбардировками Германии в конце 44-го — начале 45-го. Это вызвало всплеск патриотических настроений и стремление сопротивляться до конца.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

Непонятно, правда, почему в этом случае немцы, после того как территорию Германии заняли войска союзников, не развернули партизанскую войну. Куда исчез их патриотизм?
Мнение. При описании военной техники встречаются странные вещи. Вызывает вопрос тезис учебника Шестакова, будто ИС-2 в полтора раза превосходил по броневой защите «Тигр» и вдвое — «Пантеру». Преимущества ИСа состояли в другом!

«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

Рассказывая о наших героях, учебник «Россия и мир» также поведал школьникам и о героях в армиях агрессоров. Плюс это или минус — решайте сами.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

Вместо заключения
К плюсам современных учебников следует отнести то, что там подробно рассказано о значении и роли ленд-лиза. «Россия и мир» представляет это так:
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

Все учебники подчёркивают, что на советско-германском фронте сражалась основная масса немецких войск, и здесь они понесли основные потери — свыше 70 процентов.
Почему же СССР победил? Это объясняется героизмом солдат и офицеров на фронте и советского народа в тылу. Учебники приводят «классические» примеры героев, куда попадают и 28 панфиловцев.
Учебник 11 класса под редакцией Данилова (2012) даёт практически равные цифры потерь советской армии и гитлеровского блока. Восемь миллионов 668,5 тысяч — и восемь миллионов 649,5 тысяч человек соответственно.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

Вообще такая точность вызывает сильное — и закономерное — недоверие.
Учебник 10 класса (2016) оценивает потери советских войск примерно в десять миллионов. Учебник Левандовского и Щетинова даёт потери вооружённых сил, включая пленных, в 11,4 миллиона человек.
Все эти данные основаны на работе «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил» под редакцией Г. Ф. Кривошеева. Но авторы разных учебников вытаскивают оттуда различные цифры.
Говоря о начале холодной войны, учебник Шестакова рассказывает о планах нападения союзников на Советский Союз, которое должно было начаться 1 июля 1945 года.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну

Вообще, переброска советских войск на Дальний Восток плохо вяжется с такими планами. Интересно, а с высадкой в Японии союзники решили подождать? То есть устроить Третью мировую, не дожидаясь окончания Второй?
Show must go on!

Иногда на страницах учебников встречаются и спорные иллюстрации.
«Школьные» ляпы школьных учебников как изучают Великую Отечественную войну
Бойцы на фото (учебник 11 класса, 2012) больше похожи на красноармейцев

Но это, скажут защитники учебников, придирки к мелочам. Победили же?
Есть и другое замечание. Принципиальное.
Повествуя о битвах Великой Отечественной, учебники постоянно сравнивают не совсем то.
Рассказывая об эффективности авиации, следует «меряться» числом не только самолётов, а боевых вылетов. В начале войны немецкие самолёты совершали до пяти-шести вылетов в день, а советские могли сделать лишь один-два. Причиной такой активности люфтваффе было очень хорошее техническое обслуживание на земле (большое количество персонала), плюс использование немецкими пилотами стимуляторов. Без этого не понять, почему советскую авиацию разбили за первый месяц боёв.
В сражениях следует сравнивать не только количество стволов орудий и миномётов, но и количество выпущенных снарядов. Ведь линии окопов и огневые точки смешивают с землёй выпущенные тонны стали.
Какой толк от орудий, если они на диете?

Кроме того, нужно сопоставлять количество бойцов и единиц техники не только на начало операции, но и с учётом подкреплений и резервов, задействованных в ходе боевых действий.
Вы скажете, это очень сложно для школьников? Видимо, сложно даже для взрослых людей, писавших эти книги.
При описании Великой Отечественной войны нередко используют устаревшие цифры, а также мифы, в которые авторы вносили некоторые изменения. Иногда они, не вникая, делают «репосты» каких-то исторических работ.
К сожалению, я не вижу глубокого знания темы ни у одного из авторских коллективов тех учебников, которые просмотрел.
Но, может быть, всё же существует учебник без явных ляпов и ошибок по Великой Отечественной войне — а я из вредности не взял его? Тогда эту книгу — в студию!

+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!