У неандертальцев тоже была культура

Неандертальцы любили птиц, предпочитая их в качестве съестного. Они питались голубями и цыплятами, и, в отличие от современных людей, охотились даже на хищных птиц. И все же есть все признаки того, что, по крайней мере, в южной Европе на протяжении десятков тысяч лет неандертальцы, возможно, благоговели перед орлом так же, как и мы сегодня.
У неандертальцев тоже была культура

Разумно предположить, что нет особых причин уважать орла больше, чем голубя, прославляя первого лишь потому, что он красуется на эмблеме великих и могучих Соединенных Штатов, и считая второго летающим паразитом. Однако, согласно последним данным, неандертальцы научились систематически охотиться на самых крупных хищных птиц, устраивая засаду и обгладывая птичьи тушки. Неандертальцы ценили перья воронов и когти орлов, таких как золотые или имперские орлы.
В статье, которая появилась на днях в журнале «Научные достижения» за подписью Антонио Родригес-Идальго и его коллег из Мадридского института эволюции человека в Африке, авторы рассказывают о результатах раскопок в пещере Форадада недалеко от северо-восточного побережья Средиземного моря в Испании.
Там удалось отыскать окаменелость лапы имперского орла 39 000-летней давности и, как утверждают археологи, следы от каменных орудий на кости, по всей видимости, свидетельствуют, что кто-то снял коготь с лапы птицы; кроме того, добавляют они, не исключено, что неандертальцы причастны к отделке каменных артефактов, которые были найдены в Форададе.
Там же раскопали и двенадцать крупных костей, в основном, от орлиных лап, но и других хищных птиц. При этом не было обнаружено никаких признаков разжигания костров или следов приготовления пищи, что позволят сделать предположение: неандертальцам нужны были именно когти для определенной цели.
В целом на территории всей южной Европы нашли двадцать три когтя крылатых хищников, и эти когти, как предполагают, были использованы неандертальцами, как личные украшения или разного рода символика, по крайней мере, на поздних стадиях вплоть до исчезновения данного вида, считает группа испанских археологов. По времени находки коготь, найденный в Испании – самый последний (если брать севернее, где тоже обитали неандертальцы, там ничего подобного найдено не было).
Основываясь на всем вышесказанном, авторы публикации утверждают, что неандертальцам, — скорее, тем из них, кто обитал в южной части Европы, — уже более 130 тысяч лет назад было свойственно символическое поведение.
Отзвуки давней истории, связанной с особым интересом древних людей к птичьим лапам и когтям, можно найти и в сегодняшнем дне, если учитывать популярность птичьих деликатесов.
«У нас в Испании есть специальные рецепты для приготовления куриных ножек, и все любят куриные крылышки», — подчеркивает Антонио Родригес-Идальго, что, в свою очередь, отсылает нас к открытию, сделанному в пещере Кесем (Израиль), где, раскапывая самую древнюю стоянку первобытнообщинного человека, обнаружили лебединые останки; по предположению, древние гоминины уже 420 тысяч лет назад собирали птичьи перья (но, по всей видимости, отнюдь не для того, чтобы их обжаривать).
Вопрос в другом: учитывая недавние изменения в парадигмах эволюции человека, насколько можно быть уверенными, что признаки передового культурного развития в среднем палеолите Европы и использование когтей в верхнепалеолитическом месте Кова-Форадада действительно связаны с неандертальцами?
Считается, что неандертальцы и Homo Sapiens распались на группы около 600-700 тысяч лет назад, когда наши предки остались в Африке, в то время как исконные неандертальцы ушли на север и развивались в Европе, где вскоре также распались на неандертальцев на западе и «денисовцев» на востоке.
Оставляя в стороне бурные споры, все ли три были одним и тем же видом (потому что они могли и действительно скрещивались), факт, что в западной и южной частях Европы было найдено лишь небольшое количество идентифицируемых гомининов, которые были неандертальцами.
Некоторые ученые связывают этот тип развития с возможным влиянием человека разумного на неандертальцев.
Поздний каменный век в Западной Европе представлял собой уникальную каменную и культурную индустрию, известную как Châtelperronian, где использовались искусные каменные орудия. Учитывая, что в период расцвета Châtelperronian на территории западной Европы существовали исключительно неандертальцы, это обстоятельство демонстрирует своего рода звездный час данного вида.
С другой стороны, как считают некоторые специалисты, это доказывает, что неандертальцы почерпнули соответствующие знания и новые методы обработки камня от Homo Sapiens, прибывших в Европу.
Итак, во-первых, кости неандертальцев были обнаружены в контексте Châtelperronian в двух местах: La Roche-à-Pierrot и Grotte du Renne во Франции. Вряд ли можно говорить в данном случае об изобилии подтверждений, и в конце 2018 года вышла статья, в которой утверждается, что нет достоверных доказательств неандертальско-шателперронской культуры в Ла-Рош-а-Пьеро. Если это так, то останки неандертальца, позволяющие идентифицировать этот вид с Châtelperronian, обнаружены лишь единожды.
Во-вторых, Homo Sapiens, возможно, распространился в Европе намного раньше, чем первоначально предполагалось. В качестве доказательств приводится человеческая челюсть, найденная в пещере Мислия в Израиле и датируемая 200 000 лет назад, а фрагмент черепа человеческого типа, найденный в Греции, датируется 210 000 лет назад.
Но даже если Homo Sapiens начали распространяться в Европе раньше, чем предполагалось, нет никаких доказательств того, что они каким-то образом повлияли на развитие неандертальцев.
Кроме того, как указывает Родригес-Идальго в пользу гипотезы «продвинутого неандертальца», до сих пор нет и не было никаких находок, которые указывали бы на связь Homo sapiens с Châtelperronian, хотя отсутствие доказательств не служит доказательством отсутствия.
Другими словами, птичьи когти могли быть использованы для украшения или для того, чтобы поклоняться духу орла, или чего либо еще в среднем палеолите (найдены в шести местах), а когти были обнаружены в четырех местах Châtelperronian. Теперь нечто подобное обнаружено в Кова Форадада, датируемое 39 тысяч лет назад. Что свидетельствует о культурной преемственности на протяжении десятков тысяч лет и подтверждает, что Châtelperronian действительно можно считать достижением неандертальца, как и остатки когтей в Кова Фарадада.
«Свидетельство того, что средний палеолит в Европе связан с одним человеческим видом, неандертальцами, является истинной парадигмой, — резюмирует Родригес-Идальго. — «Homo Sapiens остался в Апидиме [Греция], являясь интерпретацией одного фрагмента окаменелости без четкого контекста. Есть тысячи костей среднего палеолита в Европе, идентифицированных как кости неандертальцев… Я думаю, что существует множество доказательств в пользу гипотезы, согласно которой Châtelperronian – дело рук неандертальцев».

Люди из пещеры Кесем поклонялись лебедю?

У неандертальцев тоже была культура
A) Повреждения на кости крыла лебедя из пещеры Кесем. В) Повреждения на плечевой кости голубя из пещеры Кесем

Населявшие Кесем гоминины ели крыс и землероек, охотились и на птиц. Авторы новой статьи в «Journal of Human Evolution» полагают, что птиц добывали не только в кулинарных целях.
Сам факт охоты на небольших животных заставляет задуматься. Зачем напрягаться, если рядом пасутся олени? Мелкие млекопитающие, а тем более птицы – шустрые, замучаешься бегать за ними, а мяса в них чуть-чуть. Конечно, если речь идёт о медлительных черепахах – тут выгоды очевидны. Поймать несложно, мясо вкусное. Но зачем пытаться поймать птицу?
Тем не менее, судя по всему, люди уже очень давно добывали пернатых – быть может, каких-нибудь больных, а то и дохлых птичек – мы этого, конечно, не знаем. Факт, что древнейшей находке кости птицы со следами орудий – более миллиона лет (в испанской пещере Сима дель Элефанто). Есть и другие находки такого рода, правда до среднего палеолита очень редкие.
Относительно недавно археологи предположили, что неандертальцы могли украшать себя птичьими перьями и когтями. Откуда такие выводы? Например, на основании находок в итальянской пещере Фумане. В 2011 году здесь обнаружили множество костей птиц со следами, оставшимися, вероятно, при отделении перьев от крыла. Возраст находок – 43 тыс. лет.
В новой публикации речь о гораздо более древних событиях. В популярных статьях даже говорят про 420 тыс. лет. На самом деле пещеру Кесем, находящуюся в 10 км от Тель-Авива, люди населяли от 420 до 200 тыс. лет назад, и возраст находок попадает куда-то в этот диапазон. Что мы знаем про людей, обитавших в Кесеме? Судя по строению зубов, это были не эректусы, не классические неандертальцы.
Авторы исследования смело называют их «ранними сапиенсами», хотя кроме зубов, других человеческих останков в Кесеме не найдено. Пещера исследуется много лет. Здесь и каменные орудия, и следы искусственного огня, и кости животных, и даже остатки использованных в пищу растений. Первоначально пещера была вместительной – 12 метров в высоту – но постепенно заполнилась отложениями, не без участия человека, и была покинута обитателями. Последние жильцы едва могли в ней встать в полный рост.
В раскопках 2006 — 2012 года археологи обнаружили останки птиц, относящиеся к 14 видам. Много костей ворон и голубей, а также перепелов и скворцов. Но особенное внимание привлекла единственная кость крыла лебедя – пястно-запястная, или «пряжка». Лебеди на территории Леванта – редкие гости, это какие-то залётные мигранты, движущиеся зимой на юг. Правда, 300 тыс. лет назад климат был более влажным, и рядом, возможно, находился водоём.
Важно, что кости этой части крыла у птиц лишены мяса, покрыты только кожей и перьями, причём в этих местах перья особенно длинные и красивые. И именно на этой кости (и ещё на 3-х других) специалисты обнаружили следы орудий. На крыле лебедя следов особенно много – целых 39.
Чтобы лучше разобраться в том, как могли появиться такие отметины, археологи провели эксперименты – разделали с помощью кремневых отцепов 4 тушки грифов (надо полагать, эти грифы достались археологам уже мертвыми). Оказалось, что очень похожие следы остаются на крыльях при отделении маховых перьев.
Конечно, птиц могли добывать с разными целями. Как раз в этот период в Леванте исчезают слоны и другие крупные животные. Голуби – хорошая добыча, они гнездятся большими группами и быстро размножаются. Найденные кости голубей принадлежали невзрослым особям, что намекает на способ охоты: птенцов несложно поймать голыми руками.
Да и взрослую птицу можно схватить, подкравшись ночью, когда она плохо видит. Этнографы сообщают о множестве способов охоты на птиц, начиная от сетей и ловушек, заканчивая нанесением клеящего состава на ветви деревьев. Конечно, стрел и соколиной охоты 300 тыс. лет назад ещё не изобрели.
Однако примечательно, что у лебедя и ворона характерные следы найдены именно на костях крыльев. К сожалению, археологи не нашли фрагментов скелета этих птиц, относящихся к «мясистым» частям – например, бедренных костей. Поэтому непонятно, использовалась ли добыча в пищу. Но следы на костях, практически не содержащих мяса, намекают на некие «непищевые» задачи.
У неандертальцев тоже была культура
Эксперимент по разделке птицы кремневыми отщепами

Если не в утилитарных, то в каких целях могли добывать птиц? Мы знаем, что у современных традиционных сообществ, например, американских индейцев, перья использовались для головных уборов, в качестве украшений, как оперение для стрел. Перья могли составлять часть религиозного или охотничьего ритуала.
Часть статьи посвящена рассуждениям о том, что древние охотники могли наделять птиц сверхъестественными способностями, считать их связующим звеном между землёй и небом, пытаться перевоплощаться в них, вместе с перьями получать часть их силы и так далее.
«Кесем может представлять собой этап культурной эволюции, на котором сформировались сложные отношения людей с целым рядом животных», — утверждает профессор Рон Баркай из Тель-Авивского университета.- «Это было частью их отношений с животными. И лебедь, и ворон имеют особое значение в обществе по сей день. Нет никаких оснований полагать, что в прошлом у них не было особого значения, кроме пищевого», — рассказывает он изданию Haaretz.
Исследователь упоминает об племени индейцев из Луизианы, называющих себя «Люди Совы». Они поклоняются совам, могут двигаться как совы в особом танце, у них даже деревня в форме совы. Может быть, обитатели Кесема подобным образом поклонялись лебедю или ворону? Может, их ритуалы были связаны с измененным состоянием сознания, когда шаман, украшенный перьями, перевоплощался в лебедя?
На основании нескольких птичьих костей можно нафантазировать очень много.