Почему мы не можем слушать музыку, когда работаем?

01:34
/
82
/

Некоторые из нас могут продуктивно работать в кафе или ресторане, где кричит телевизор, суетятся десятки людей, а воздух наполнен всевозможными запахами. Другие же начинают сходить с ума, если сосед по комнате еле слышно включит музыку или заерзает на диване. Столь поразительные отличия в восприятии помех связаны с феноменом «фильтрации сенсорной информации» — способностью мозга не замечать нерелевантные раздражители. Если он пропускает и обрабатывает слишком большое их количество, у человека нарушенная фильтрация, если нет, то селективная. Оба названных типа могут повысить творческий потенциал своего обладателя — просто немного по-разному.


Почему одним людям мешает музыка во время работы, а другим нет?


Почему мы не можем слушать музыку, когда работаем?


Фильтрация сенсорной информации происходит с разными органами чувств — от слуха и зрения до обоняния. Наверное, работу этой системы легче всего проиллюстрировать на примере фейсконтроля у ночного клуба. Одни «вышибалы» очень строги и не пропустят посетителя не с той прической или выражением лица. Другие позволяют входить всем подряд. Ученые пока не разобрались до конца, как функционирует механизм отсечения раздражителей, но некоторые идеи у них, естественно, имеются. В частности, относительно слухового восприятия. В 2019 году было установлено, что фильтрация в этом случае начинается в вентральном кохлеарном ядре (ВКЯ), где нервные волокна, кодирующие звуковую информацию, соединяются со стволом мозга. То есть процесс запускается в момент, когда мы слышим звук. Это значит, что способность не замечать отвлекающие шумы во время работы определяется физиологическими особенностями человеческого мозга. Но в случае с другими органами чувств все далеко не так однозначно.


Почему мы не можем слушать музыку, когда работаем?


Понятно одно: фильтрация сенсорной информации — это не только «механическое» отсечение раздражителей. Она в значительной степени влияет на способность человека придумывать что-то новое и оригинальное. Результаты одного исследования, посвященного этому вопросу, были опубликованы в 2015 году. Ученые тогда определили тип сенсорной фильтрации у 97 человек, после чего попытались выявить закономерности, касающиеся творческих успехов этих людей. На первом этапе эксперимента участникам был предложен тест, призванный определить уровень креативности. Испытуемые дорисовывали незаконченные фигуры в осмысленные изображения, писали сочинения, дающие полную свободу фантазии — например, на тему «Что бы я сделал, если бы мог летать». Затем их попросили оценить собственные достижения и уровень признания со стороны окружающих в музыке, танцах, научной деятельности и изобразительном искусстве.


Почему мы не можем слушать музыку, когда работаем?


После этого испытуемых помещали в звуконепроницаемую кабину, надевали на них наушники и проигрывали всего два звука — щелчки, разделенные временным интервалом в 500 миллисекунд. Немаловажная деталь: в этот момент их мозговая активность отслеживалась посредством электроэнцефалографа. Участники с нарушенной сенсорной фильтрацией продемонстрировали идентичный уровень неврологической реакции на оба щелчка. Селективная, тем временем, регистрировала первый и почти полностью игнорировала второй. То есть мозг в последнем случае просто отсекал помеху.


Почему мы не можем слушать музыку, когда работаем?


В ходе этого исследования выяснилось, что испытуемые с нарушенной сенсорной фильтрацией могут похвастать более ощутимыми творческими достижениями. Вероятно, это связано с тем, что они способны фокусироваться на большем количестве внешних стимулов и генерировать между ними неочевидные для других людей связи. Писатель, например, может случайно подслушать чужой разговор, развить его в своем воображении, добавить некоторые детали и записать на бумаге. Танцора вдохновит скольжение капель дождя по стеклу, а композитора — какой-нибудь случайный шум.


Почему мы не можем слушать музыку, когда работаем?


Впрочем, это не значит, что обладатели селективной сенсорной фильтрации обделены креативностью. То же самое исследование показало, что они чаще демонстрируют дивергентное мышление, которое тоже непосредственным образом связано с творческими способностями. Эти люди генерируют идеи, изучая множество возможных решений проблемы. Отключая все отвлекающие факторы и сосредотачиваясь на поставленной задаче, они гораздо легче приходят к практическому результату.


Почему мы не можем слушать музыку, когда работаем?


Таким образом, определенные преимущества есть у представителей обоих лагерей. Но если вы решите «переметнуться на другую сторону», чтобы почувствовать, каково там, то вряд ли сможете сделать это. Практика показывает, что подобные переходы случаются, однако это не тот навык, который поддается освоению. В 2019 году было установлено, что у контуженных военнослужащих селективная сенсорная фильтрация может смениться на нарушенную. За три года до этого другое исследование продемонстрировало, что к такому же результату, только временному, приводит мышечная усталость. О возможности обратного перескока ученым на данный момент ничего не известно.


Почему мы не можем слушать музыку, когда работаем?


Сенсорную фильтрацию трудно изменить, но это не значит, что её нельзя «оптимизировать». Если вам показалось, что она у вас нарушенная, задумайтесь о покупке наушников с активным шумоподавлением и освободите рабочее пространство от всего отвлекающего внимание. Если же она у вас, наоборот, селективная, попробуйте найти вдохновение в осмысленном созерцании мира. В любом случае, не оставляйте попыток раскрыть свой творческий талант.

+7
Нет комментариев. Ваш будет первым!