50 рублей за километр: история «золотой» частной дороги

16:21
/
22
/
В Ростове-на-Дону появилась «золотая» платная дорога: километр проезда — от 25 до 50 рублей. Пользуются «трассой» только жильцы многоквартирного дома. Единственный путь к нему — в собственности предпринимателя, который решил заработать на автомобилистах.
Люди требуют у чиновников разобраться в ситуации и убрать шлагбаум.
Невзрачная дорога в центре Ростова-на-Дону. Ныряя за автомобильный мост через реку Темерник, колея почти сразу упирается в шлагбаум и будку охраны. Объявление на заборе сообщает, что это частная собственность, а с 1 февраля 2021 года проезд здесь — платный. Рядом «прайс-лист»: 50 рублей за автомобиль тоннажем до двух тонн, 100 рублей — до пяти. Это цена для всех, кроме скорой помощи, пожарных и полицейских. Женщины в красных жилетах принимают оплату наличными или переводом на телефон. Терминалов для карт нет, но чек за услугу выдают.
Километр обходится ростовчанам минимум в 25 рублей. Это в несколько раз больше, чем на любой платной федеральной трассе, например, «Дон» или Москва — Санкт-Петербург.
Между владельцем дороги — предпринимателем Тиграном Казаряном — и горожанами идет конфликт. Дело в том, что через два километра после шлагбаума — обычный жилой район, а проехать туда иначе нельзя. Раньше этим путем ежедневно пользовались жильцы дома № 48 по улице Тракторной. После введения платы им пришлось внести в семейный бюджет новую статью расходов или добираться пешком.

Чек за проезд по частной дороге

Земля раздора

В девятиэтажном доме на Тракторной живут около двухсот человек. По их словам, планы взымать с них плату у коммерсанта были давно.
«Казарян еще несколько лет назад спрашивал, какую стоимость мы бы хотели, — рассказывает местная жительница Яна Ким. — Я ответила: никакую. Почему мы должны платить за проезд к собственному дому? Но он повторял: „Вы разве не видели, что покупали? Бесплатно тут даже ходить не будете — это моя земля“.
Многочисленные жалобы вызвали общественный резонанс. На ситуацию отреагировали местные власти и надзорные ведомства. Сейчас законность сбора средств проверяет прокуратура, а ростовская администрация встретилась с жильцами. Чиновники пообещали сделать проезд открытым для всех через сервитут — механизм передачи частной собственности в аренду городу.
Казарян заявил РИА Новости, что сам предложил городским властям такое решение.
»Если его оформить, люди будут пользоваться дорогой, а город — платить за ее содержание. Самый удобный вариант для всех", — говорит он.
На введение публичного бессрочного сервитута сперва отвели два месяца, но позже срок сократили до 30 дней в связи с «социальной значимостью задачи», указано на официальном портале администрации. Однако есть нюанс: чиновники имеют в виду другую дорогу — она отходит от платной и идет по набережной реки Темерник в объезд владений Казаряна, увеличивая путь до дома в несколько раз.

Скриншот карты местности, в которой все происходит
Бизнесмен считает, что это справедливо: «Раньше дороги там вообще не было. Я новую построил за свои средства».
У большинства жильцов другое мнение — они требуют обеспечить бесплатный путь напрямик. Говорят, что покупали квартиры в доме со свободным доступом, как и положено по закону.
«По Конституции мы имеем право на беспрепятственный проезд к нашей собственности», — поясняет Ким.

«Надежда» умирает последней

Конфликт тянется с 2015 года — тогда бизнесмен выкупил основанный при советской власти санаторий «Надежда». Жильцы района убеждены: размежевание земли провели неверно.
«По документам четко видно, что в 2015-м целая дорога вошла в состав частной собственности, — рассказал юрист Александр Запорожец. — Это странно, ведь жилые дома без подъезда к ним вообще не возводят».
По его мнению, объяснение простое — дорогу построили вместе с санаторием «Надежда» еще в советские времена.
«Когда все переходило на капиталистические рельсы, землю не оформили должным образом. Реально ли она числилась в муниципалитете или имела другой статус, сейчас установить невозможно. Мы просили доступ к документам в архиве, но выяснилось, что они вдруг потерялись», — заключает он.

Конфликтный тупик

Жильцы 48-го дома — не единственные, кого коснулась проблема: в дорогу Казаряна упирается переулок Осиновый. На единственном выезде из него бизнесмен установил пункт охраны.
В 2018-м, по словам Запорожца, была попытка заблокировать переулок после отказа автомобилистов платить. Чтобы проехать, жители вызывали пожарные машины и наряды ГАИ по десять-двадцать раз за день, а однажды даже таранили ворота. В итоге бизнесмен уступил и оставил их открытыми. Конфликт все равно дошел до суда — и тот встал на сторону
предпринимателя.«Сейчас ворота открыты, но в любой момент он может закрыть их снова. У людей это единственный путь домой, и они полностью зависят от доброй воли Казаряна», — говорит Запорожец. В суде он представлял интересы ростовчан.
Возможно, будь дорога в лучшем состоянии, местные жители быстрее бы нашли общий язык с коммерсантом. Но в относительном порядке лишь небольшой отрезок, а в целом Тракторная улица и Осиновый переулок выглядят непрезентабельно — ямы, овраги, горы мусора. Впрочем, организатор бизнеса проявляет лояльность: пообещал 50-процентную скидку ветеранам и инвалидам, а остальным — месячные абонементы за тысячу рублей.

«История продолжается»

Частная дорога в Ростове-на-Дону — не единственный случай такого бизнеса «на пустом месте».
В похожую ситуацию два года назад попали владельцы коттеджей в поселке «Зеленая долина» на окраине Омска. Компания «Джаст фит лайф», застройщик «Долины», разорилась и до выставления имущества на торги не успела передать земли в муниципальную собственность.
Этим воспользовался конкурсный управляющий, руководивший банкротством фирмы: продал территорию местному предпринимателю Сергею Завражину. Тот превратил ее в прибыльный бизнес — заставил жителей ежемесячно выплачивать ему в общей сложности 120 тысяч рублей за право проезда.
Между Завражиным и жильцами поселка шли долгие судебные тяжбы, которые предприниматель проиграл. Участки с дорогами возвратили застройщику, процедура банкротства которого идет до сих пор.
«История еще не закончилась,— поясняет председатель правления „Зеленой долины“ Роман Чертов. — Теперь мы хотим добиться, чтобы дороги сняли с торгов — они должны принадлежать муниципальным властям.
Такие случаи есть почти в любом регионе. Например, в Красноярском крае бизнесмен арендовал землю и установил КПП на участке зимника Усть-Илимск — Ванавара. Местных дальнобойщиков это не устроило — они обратились в полицию. В итоге шлагбаум убрали. Бизнесмен в Томской области ввел платный проезд для жителей деревни Петрово — потребовал три тысячи в месяц с каждого автомобиля. Власти оказались бессильны: формально земля относится к сельхозугодьям и никакой дороги там нет.

+2
Нет комментариев. Ваш будет первым!