Второй шанс: советские проекты, которые смогли возродить в современной России
Эпоха Советского Союза знаменита своими мегапроектами. Причем размах наблюдался практически везде — если это была не масштабность, то новаторство разработки. В трудные девяностые эта тенденция практически сошла на нет, и лишь недавно отечественные новостные каналы все чаще стали рапортовать о планах возрождения проектов, которые по тем или иным причинам не удалось создать в советскую эпоху. Вашему вниманию «пятёрка» проектов родом из СССР, которые удалось воплотить в жизнь уже в современной России.
1. Ил-114
Этот самолёт начали разрабатывать еще при Брежневе для внутреннего пользования. Отдельное внимание уделялось способности Ил-114 взлетать даже с грунтовой полосы. Кроме того, этой моделью планировалось заменить Як-40 и Ту-134. Около десяти лет разработки позволили в итоге самолету совершить первый полет в 1990 году. Однако развал Советского Союза едва не поставил крест на перспективной разработке.
Все дело в том, что основные мощности для сборки были развернуты в Ташкенте, и после того, как Узбекистан стал независимым государством, процесс сертификации модели растянулся более чем на десятилетие. А как только были готовы начать производство, стало ясно, что это попросту неактуально: отечественные авиакомпании из-за отсутствия внутреннего предложения обратили внимание на иностранные самолеты.
И только в 2014 году возникли первые высказывания о возрождении производства Ил-114. Более трех лет продолжалась полемика относительно востребованности подобной разработки. И в 2017 году проекту все-таки решили дать вторую жизнь, а совсем недавно, в декабре 2020 года самолёт со видоизмененным названием Ил-114-300 совершил первый полет.
Возрожденная машина позиционируется как турбовинтовая модель, которая была собрана только с использованием отечественных комплектующих и двигателей. После получения сертификации самолет планируется поставить «Полярным авиалиниям»: Ил-114-300 не нуждается в специальных условиях для посадки, а потому его можно использовать в качестве базовой машины для региональных перевозок.
2. Десантный корабль «Зубр»
Десантный корабль «Зубр» разрабатывался как самая большая машина на воздушной подушке, которая должна была быть способна не только транспортировать грузы, технику и людей, но и при необходимости высадить их на необорудованный берег. Работа над проектом пришлась на конец семидесятых годов прошлого века.
К 1988-му восемь собранных к тому моменту экземпляров были поставлены на вооружение ВМФ СССР. После 1991 «Зубры» оказались в составе флота России и Украины, а один из них был продан. Недостроенные корабли решили не заканчивать, а попросту утилизировали. И хотя имеющиеся единицы все еще эксплуатировались, о новых долгое время даже речи не заходило.
А вот в 2014 году к «Зубрам» внезапно снова вернулся интерес. Некоторое время велись споры о целесообразности возобновления их производства. В результате десантным кораблям на воздушной подушке все-таки решили дать новый билет в жизнь. Так, согласно планам российского правительства, новые «Зубры» в состав ВМФ будут поставлены не позднее 2027 года.
Чтобы возобновить производство этих кораблей пришлось с нуля воссоздать весь производственный процесс. Конечно, в данном случае учитывался опыт современных технологий, поэтому для создания «Зубров» используются улучшенные материалы постройки, модернизированная электроника и программное обеспечение. Перспективы у возрожденного проекта большие: корабли предполагается производить не только для внутренней эксплуатации, но и для продажи их за рубеж.
3. Фотоаппарат «Зенит»
Пожалуй, не было в Советском Союзе человека, который не знал и не хотел бы иметь легендарный фотоаппарат «Зенит». Правда, в те времена дефицит касался и техники, поэтому позволить себе вожделенную камеру могли не все. А когда развалился СССР, то знаменитый фотоаппарат внезапно оказался невостребован, не выдержав конкуренции западных аналогов.
И вот, чуть больше двух лет назад информационное пространство буквально взорвала новость о том, что легендарную советскую марку хотят возродить. Компании «Ростеха» и «Leica» совместно произвели лимитированную серию к 2019 году, и она была распродана по предварительному заказу в полном объеме.
Вот только стоимость возрожденного «Зенита» откровенно удручает даже ностальгирующих обывателей: по информации Novate.ru, один такой фотоаппарат стоит 400 тысяч рублей, то есть как качественная профессиональная камера, а значит, позволить его сможет не каждый.
4. Мост через Керченский пролив
Идея возведения моста через Керченский пролив, который соединял был Крымский полуостров с материком, появилась еще дореволюционные времена, однако тогда её не смогли воплотить в жизнь. В некотором смысле проект был реализован в советский период: в 1944 году после освобождения Крыма на месте возведенной немцами временной переправы по приказу Сталина построили железнодорожный мост. Вот только простоял он меньше года: активный в том районе ледоход попросту разбил опоры сооружения.
Дальнейшие попытки возвести мост на Керченский пролив также не имели никакого развития. И только четверть века спустя после развала СССР к этой идее вернулись снова, чтобы максимально увеличить и облегчить при этом связь с Крымом. Несмотря на постоянно увеличивающаяся конечная цифра в смете и ряд других проблем, мост торжественно открыли в мае 2018-го, а год спустя по нему пустили железнодорожное сообщение.
5. Самолет-амфибия А-40 «Альбатрос»
Гидросамолет А-40 «Альбатрос» был настоящей гордостью Советского Союза периода войны, ведь он не только считался отличной техникой для осуществления поиска, преследования и уничтожения вражеских субмарин. Он также носил почетное звание самого большого на планете самолета-амфибии. Однако использование во время потенциальных боевых действий было не единственным функционалом «Альбатроса»: его также приспосабливали для поисково-спасательных работ на большом расстоянии от берега.
Казалось бы, у такой перспективной машины и будущее будет безоблачным, однако не имевший аналогов советский самолет, который триумфально продемонстрировали на международном авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 году, внезапно просто перестали производить. А все из-за развала СССР, ведь Минобороны РФ на тот момент оказался не способным финансировать столь масштабный и затратный проект, денег не хватило даже на проведение испытаний.
Однако отказываться полностью от перспективной разработки не собирались: бывший «Альбатрос» стали многократно модифицировать, чтобы приспособить его для тушения лесных пожаров, как самолет-спасатель и даже в качестве пассажирского лайнера средней дальности. Результатом этих трансформаций стал многоцелевой Бе-200, который, по сути, является тем же А-40, только в меньшем размере, а производили его специально для МЧС.
А в 2016 году в правительстве стали задумываться о том, чем бы заменить Бе-200. Вот тут-то и вспомнили про его знаменитого предшественника, ведь уменьшенная копия «Альбатроса» оказалась не настолько универсальна и эффективна, да и технические ее характеристики значительно проигрывали. Поэтому уже в 2018 году было объявлено о возобновлении производства многоцелевого реактивного самолёта-амфибии А-40. И уже через год-два «Альбатросы» смогут парить над землей, как того хотели еще советские разработчики.
1. Ил-114
Этот самолёт начали разрабатывать еще при Брежневе для внутреннего пользования. Отдельное внимание уделялось способности Ил-114 взлетать даже с грунтовой полосы. Кроме того, этой моделью планировалось заменить Як-40 и Ту-134. Около десяти лет разработки позволили в итоге самолету совершить первый полет в 1990 году. Однако развал Советского Союза едва не поставил крест на перспективной разработке.
Все дело в том, что основные мощности для сборки были развернуты в Ташкенте, и после того, как Узбекистан стал независимым государством, процесс сертификации модели растянулся более чем на десятилетие. А как только были готовы начать производство, стало ясно, что это попросту неактуально: отечественные авиакомпании из-за отсутствия внутреннего предложения обратили внимание на иностранные самолеты.
И только в 2014 году возникли первые высказывания о возрождении производства Ил-114. Более трех лет продолжалась полемика относительно востребованности подобной разработки. И в 2017 году проекту все-таки решили дать вторую жизнь, а совсем недавно, в декабре 2020 года самолёт со видоизмененным названием Ил-114-300 совершил первый полет.
Возрожденная машина позиционируется как турбовинтовая модель, которая была собрана только с использованием отечественных комплектующих и двигателей. После получения сертификации самолет планируется поставить «Полярным авиалиниям»: Ил-114-300 не нуждается в специальных условиях для посадки, а потому его можно использовать в качестве базовой машины для региональных перевозок.
2. Десантный корабль «Зубр»
Десантный корабль «Зубр» разрабатывался как самая большая машина на воздушной подушке, которая должна была быть способна не только транспортировать грузы, технику и людей, но и при необходимости высадить их на необорудованный берег. Работа над проектом пришлась на конец семидесятых годов прошлого века.
К 1988-му восемь собранных к тому моменту экземпляров были поставлены на вооружение ВМФ СССР. После 1991 «Зубры» оказались в составе флота России и Украины, а один из них был продан. Недостроенные корабли решили не заканчивать, а попросту утилизировали. И хотя имеющиеся единицы все еще эксплуатировались, о новых долгое время даже речи не заходило.
А вот в 2014 году к «Зубрам» внезапно снова вернулся интерес. Некоторое время велись споры о целесообразности возобновления их производства. В результате десантным кораблям на воздушной подушке все-таки решили дать новый билет в жизнь. Так, согласно планам российского правительства, новые «Зубры» в состав ВМФ будут поставлены не позднее 2027 года.
Чтобы возобновить производство этих кораблей пришлось с нуля воссоздать весь производственный процесс. Конечно, в данном случае учитывался опыт современных технологий, поэтому для создания «Зубров» используются улучшенные материалы постройки, модернизированная электроника и программное обеспечение. Перспективы у возрожденного проекта большие: корабли предполагается производить не только для внутренней эксплуатации, но и для продажи их за рубеж.
3. Фотоаппарат «Зенит»
Пожалуй, не было в Советском Союзе человека, который не знал и не хотел бы иметь легендарный фотоаппарат «Зенит». Правда, в те времена дефицит касался и техники, поэтому позволить себе вожделенную камеру могли не все. А когда развалился СССР, то знаменитый фотоаппарат внезапно оказался невостребован, не выдержав конкуренции западных аналогов.
И вот, чуть больше двух лет назад информационное пространство буквально взорвала новость о том, что легендарную советскую марку хотят возродить. Компании «Ростеха» и «Leica» совместно произвели лимитированную серию к 2019 году, и она была распродана по предварительному заказу в полном объеме.
Вот только стоимость возрожденного «Зенита» откровенно удручает даже ностальгирующих обывателей: по информации Novate.ru, один такой фотоаппарат стоит 400 тысяч рублей, то есть как качественная профессиональная камера, а значит, позволить его сможет не каждый.
4. Мост через Керченский пролив
Идея возведения моста через Керченский пролив, который соединял был Крымский полуостров с материком, появилась еще дореволюционные времена, однако тогда её не смогли воплотить в жизнь. В некотором смысле проект был реализован в советский период: в 1944 году после освобождения Крыма на месте возведенной немцами временной переправы по приказу Сталина построили железнодорожный мост. Вот только простоял он меньше года: активный в том районе ледоход попросту разбил опоры сооружения.
Дальнейшие попытки возвести мост на Керченский пролив также не имели никакого развития. И только четверть века спустя после развала СССР к этой идее вернулись снова, чтобы максимально увеличить и облегчить при этом связь с Крымом. Несмотря на постоянно увеличивающаяся конечная цифра в смете и ряд других проблем, мост торжественно открыли в мае 2018-го, а год спустя по нему пустили железнодорожное сообщение.
5. Самолет-амфибия А-40 «Альбатрос»
Гидросамолет А-40 «Альбатрос» был настоящей гордостью Советского Союза периода войны, ведь он не только считался отличной техникой для осуществления поиска, преследования и уничтожения вражеских субмарин. Он также носил почетное звание самого большого на планете самолета-амфибии. Однако использование во время потенциальных боевых действий было не единственным функционалом «Альбатроса»: его также приспосабливали для поисково-спасательных работ на большом расстоянии от берега.
Казалось бы, у такой перспективной машины и будущее будет безоблачным, однако не имевший аналогов советский самолет, который триумфально продемонстрировали на международном авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 году, внезапно просто перестали производить. А все из-за развала СССР, ведь Минобороны РФ на тот момент оказался не способным финансировать столь масштабный и затратный проект, денег не хватило даже на проведение испытаний.
Однако отказываться полностью от перспективной разработки не собирались: бывший «Альбатрос» стали многократно модифицировать, чтобы приспособить его для тушения лесных пожаров, как самолет-спасатель и даже в качестве пассажирского лайнера средней дальности. Результатом этих трансформаций стал многоцелевой Бе-200, который, по сути, является тем же А-40, только в меньшем размере, а производили его специально для МЧС.
А в 2016 году в правительстве стали задумываться о том, чем бы заменить Бе-200. Вот тут-то и вспомнили про его знаменитого предшественника, ведь уменьшенная копия «Альбатроса» оказалась не настолько универсальна и эффективна, да и технические ее характеристики значительно проигрывали. Поэтому уже в 2018 году было объявлено о возобновлении производства многоцелевого реактивного самолёта-амфибии А-40. И уже через год-два «Альбатросы» смогут парить над землей, как того хотели еще советские разработчики.
+4
153
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии