От Адама и Евы до портретов членов Политбюро, гид по истории новогодней елки
Украшенная всеми доступными методами елка — главный символ Нового года. Шары и шишки развешивали еще наши деды, а вот делали ли это их деды? Предлагаем разобраться в истории вопроса и выяснить, как появилась традиция наряжать елку, и когда она прижилась в России.
Откуда корни растут
Существуют две основные версии происхождения традиции — религиозная и светская. Некоторые исследователи полагают, что рождественская ель символизирует райское дерево, с которого Ева сорвала пресловутое яблоко. Соответственно, всяческие игрушки, которые мы вешаем на ветви, — это плоды райского дерева. По другой версии, традиция наряжать елку восходит к древнему германскому празднику зимнего солнцестояния Йоль. В этот день люди украшали, а затем сжигали в костре дубовые или ясеневые поленья.
Путешествие по Европе
Само собой, доподлинно неизвестно кто первый решил нарядить елку к Рождеству. Хотя споры об этом бывают весьма жаркие. Несколько лет назад между Латвией и Эстонией разгорелся спор, в каком городе раньше появился обычай ставить на площади ель, в Риге или Таллине. Чуть до дипломатического скандала не дошло.
Есть сведения, что в XVI веке религиозный деятель Мартин Лютер устраивал у себя дома в саксонском городе Айслебен религиозные праздники, где елка была главным атрибутом. По легенде, Лютер однажды увидел, как на верхушку ели падает звезда, и счел это знамением.
К XVII веку рождественское дерево стало привычным явлением во многих германских землях. Где-то елку подвешивали к потолку макушкой вниз — так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. Где-то маленьких елочек наряжали столько, сколько было членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.
При британском дворе первую елку нарядили еще в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м — в Праге.
Прибытие в Россию
В декабре 1699 года Петр I специальным указом ввел в России юлианский календарь и повелел перенести встречу Нового года с 1 сентября на 1 января. В указе содержались предписания, как именно верноподданным следует веселиться. Новый год надлежало праздновать с фейерверками и обильным угощением, а дома украшать ветвями хвойных деревьев.
Хотя сама елка прижилась у нас позднее, в первой половине XIX века. Впервые в императорском дворце она была поставлена 24 декабря 1817 года. Новшество постепенно переняла знать. Поначалу елки практически не украшали, на ветвях только укрепляли свечи и зажигали их дважды — в сочельник и на само Рождество.
Упрочившаяся мода на елки дала толчок фантазии коммерсантов. В 1840-х годах возле Гостиного двора в Петербурге появились елочные базары. Солидные горожане с ребяческим азартом соревновались, у кого елка больше, гуще, затейливее наряжена. Над украшением необязательно было ломать голову самому: в продаже были елки с готовым декором. Это стоило дорого, хотя и сущие копейки по сравнению с елочным убранством в некоторых богатых домах, где на зеленых ветвях развешивали бриллиантовые колье.
Православные священники безуспешно, но упорно протестовали против елки как светского и даже языческого обычая. Знали бы они, что пройдет не так много времени и рождественскую елку объявят символом религиозного дурмана.
Советское непостоянство
В первые годы после революции никаких мер, направленных на запрет елок, не предпринималось. Но из-за материальных трудностей немногие могли позволить себе удовольствие богато украсить дерево. Хотя в семьях, сопротивлявшихся хаосу внешней жизни, старались все-таки найти украшения, поскольку елка казалась какой-никакой связью с прошлой спокойной жизнью.
Гонения на разукрашенное дерево начались в 1929 году, когда в партийной прессе официально осудили празднование Рождества. А вместе с ним, как «поповский обычай», и рождественскую елку, якобы отравляющую детей «религиозным ядом». Теперь елку если и приносили в дом, то ставили подальше от окна, чтобы никто не увидел.
Дерево было реабилитировано в 1935 году. Якобы после разговора Сталина с партийным чиновником Постышевым. Сталин одобрил предложение Постышева вернуть детям елку, и тот выступил в газете «Правда» с заметкой, где укорял тех, кто «ославил детское развлечение как буржуазную затею». Заметка вышла в декабре, и всего за несколько дней по всей стране были организованы праздничные мероприятия с елками и налажено производство елочных украшений.
Советская елка никоим образом не должна была ассоциироваться с Рождеством. Украшения отражали дух времени. Голубую рождественскую звезду о семи лучах заменила красная пятиконечная. На елку вешали миниатюрные самолеты, автомобили и прочие вещи, свидетельствовавшие о прогрессе государства. В конце 30-х появились игрушки в виде Деда Мороза и Снегурочки. Собирались даже выпускать шары с портретами членов Политбюро, но, слава богу, до этого не дошло.
- Комментарии