Несмотря на то, что в исламе, как и в христианстве и иудаизме нет священных животных, к кошкам у мусульман отношение особое. Этих животных относят к «чистым» и о них говорится во многих хадисах. Кошачья шерсть не может осквернить одежду или коврик для молитв, а если кошка отопьет из емкости для омовения, в этом не видят ничего страшного. Сам пророк Мухаммед однажды сказал, что кошки — чистые создания и что-то загрязнить не способны. Почему в исламе такое трепетное отношение к этим спутникам человека?
Кошка, в отличие от собаки, совсем не редкость в домах мусульман во всем мире. Более того, их можно встретить даже в мечетях, где они чувствуют себя абсолютно комфортно. Обидеть кошку, а тем более убить — большой грех. Одиниз хадисов рассказывает о том, что одна женщина умышленно заперла животное, лишив его воды и пищи. Кошка погибла, а ее истязательница попала в ад.
Эта история связана с тем, что в исламе считается, что человек в ответе за домашних питомцев. В День Суда кошки вправе свидетельствовать против нерадивого или жестокого хозяина. Тот факт, что обидчиков животных ждет наказание за их поступки, говорит об особенном положении кошек в исламском мире.
Пророк и кошки
Среди знаковых фигур ислама было немало любителей кошек. Один из ближайших сподвижников пророка даже носил прозвище Абу Хурейра, что означает «отец котят». У самого Мухаммеда, как гласят его жизнеописания, была кошка абиссинской породы по имени Муизза. Это было животное с белоснежной шерстью и глазами разных цветов.
Пророк сильно любил питомицу и не расставался с ней даже во время молитвы. Когда Муизза засыпала на одежде, то Мухаммед никогда не будил ее, а брал другую. А однажды он и вовсе отрезал полу халата, на которой спал котенок.Согласно легенде, однажды в рукав Мухаммеда заползла ядовитая змея. Кошка, жившая в доме, успела предотвратить несчастье и загрызла рептилию до того, как пророк успел взять халат. Правда, мы точно не знаем, была это Муизза или какое-то другое животное.
На особом счету были кошки в Османской империи. Для них даже организовали два приюта: Ускюдаре и Долмабахче. Персонал этих заведений кормил животных и ухаживал за ними. Барон Венцеслав Вратислов, посетивший турецкую столицу в 16 веке, вспоминал об этом так:
«В Стамбуле есть большие сады, окруженные высокими стенами, на которые запрыгивают и собираются кошки в ожидании, когда сюда придут особые люди, и принесут им корм».
Похожий «кошачий сад» был основан в Каире египетским Султаном Бейбарсом в 13 веке. Это пристанище для бездомных животных существует и сегодня.