12 классических картин русских художников, которым не место в школьных учебниках
Из всех видов искусства изобличением общественных пороков занимаются обычно литература и театр. Художники же чаще передают что-то возвышенное или драматическое. Однако даже среди классических произведений изобразительного искусства есть картины, которые представляют общество с неблаговидной стороны. Просто их обычно выставляют в дальних залах галерей и уж тем более не включают в школьные учебники.
1. «Пьяный отец семейства»
Корзухин стал одним из первых русских художников, которые в своем творчестве подняли тему бесправия женщин и детей по сравнению с мужчинами. Илья Репин писал: «Картины той эпохи заставляли зрителя краснеть, содрогаться и построже вглядываться в себя. Не угодно ли любоваться картиной Корзухина: пьяный отец вваливается в свою семью в бесчувственном состоянии. Дети и жена в паническом ужасе… До чего одичал этот варвар!»
2. «Запил»
Горохов, прославившийся жанровыми полотнами о деревенской жизни, не мог обойти стороной тему деспотичного поведения русских мужиков. На этой картине мы видим захмелевшего крестьянина, который принес домой очередную бутылку. Старший сын сжимает кулак в бессильной злобе, остальные домочадцы уже приготовились к худшему.
3. «Тихонько от жены»
Бывают, конечно, и семьи, где за главного жена. Тогда мужская привычка приложиться к бутылке переходит из буйно-разгульной в стыдливую, но от этого не менее регулярную. Неизвестно еще, что хуже.
4. «По примеру старших»
Юнцы, у которых едва пробилась первая растительность на лице, старались не отставать от отцов. И, сами того не осознавая, постепенно превращались в таких же упившихся тиранов.
5. «Порка»
За проделки детей наказывали нещадно. В ход шли кнуты, хлысты, розги, палки. Наказания настигали даже отпрысков знатных семей. Педагогика в XIX веке была своеобразной, родители считали, что побоями они наставляли на путь истинный.
6. «Новичок»
В бедных семьях к детям относились еще более строго, практически как к взрослым. Уже с трех лет малыши работали в полях и по дому наравне со всеми. А подростков сдавали в подмастерья, на обучение ремеслу. Там их, естественно, тоже «воспитывали».
7. «Перед наказанием»
Розгами потчевали и провинившихся крестьян. На картине Коровина запечатлена сцена в волостном правлении. Осужденный крестьянин стаскивает с себя рваный зипун, а в углу экзекутор связывает последний пучок тонких прутьев.
8. «Купеческие поминки»
Купцы — люди, как правило, не слишком воспитанные и образованные — забыли, по какому поводу собрались, и, кажется, готовы пойти в пляс. Скорбное собрание превращено в отвратительный балаган.
9. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие»
Именины — мероприятие праздничное, и веселье тут вполне уместно. Но раскрасневшийся от спиртного поп, который что-то горланит, уже за гранью.
10. «Освящение публичного дома»
Художник Маковский вошел в историю как основатель жанра критического реализма. На его эскизе соединены совершенно несочетающиеся вещи: бордель как низменная точка греховности и религия, воспринимающаяся обществом как высшее проявление духовности.
11. «Сельский крестный ход на Пасху»
Снисходительное отношение церкви к пьянству было поразительным. На картине Перова некоторые перепившие во время религиозного праздника крестьяне уже не стоят на ногах, а те, кто еще может идти, едва соображают: мужичок в центре несет икону вверх ногами.
12. «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда»
Вместо того чтобы воспитывать среди непросвещенного люда мораль, церковники запугивали и угнетали крестьян страшными мыслями о наказаниях, которые постигнут их в случае греховного поведения.
- Комментарии