Фермы трупов, для кого в полях и лесах зреет жуткий «урожай»
Как это ни прискорбно звучит, но после смерти, скорее всего, ваше тело вам больше не понадобится. А вот ученым оно вполне может пригодиться. Если вы желаете посвятить свою смерть науке и принести тем самым пользу человечеству, то одним из лучших вариантов будет завещание бренных останков «ферме тел» (bodyfarm). (Осторожно! Шокирующие фото.)
Размышлять при жизни о разложении своего тела не слишком приятно, но есть люди, которые относятся к этому проще других. Они не против, чтобы их труп подвесили на дереве, бросили в ручей, присыпали ветками или оставили под кустом на съедение лесным зверям и птицам. Поэтому еще при жизни эти чудаки завещают свои останки «фермам тел», где их тела подвергаются криминалистами самым различным воздействиям.
В США работают шесть ферм, изучающих процессы, происходящие в человеческом теле после смерти. Первая из них была основана в 1971 году антропологом Уильямом Бэссом. К ученому часто обращалась за помощью полиция, если нужно было опознать плохо сохранившееся тело. Участвуя в расследованиях Бэсс понял, что несмотря на серьезный научный прогресс во многих областях, такой очевидный процесс как разложение человеческого тела, изучен удручающе плохо.
Именно для того, чтобы восполнить этот пробел, Уильям Бэсс и основал при Университете штата Теннесси первый полигон для трупов. Сегодня, спустя почти пол века, эта «ферма тел» площадью всего в 1 гектар продолжает работать и несколько сотен тел на ее территории помогают криминалистам изучать природу разложения.
Тела на ферме помещают в условия, близкие к тем, в которых находятся трупы жертв преступлений или несчастных случаев. Тут есть тела завернутые в упаковочную пленку, зарытые в неглубокую могилу, погруженные в воду полностью или частично, оставленные под открытым небом или под навесом. Полигон представляет собой небольшой ландшафтный парк, где есть лес, поле, площадка заросшая кустарником и даже своя река.
Самая большая в США «ферма тел» находится в Техасе и принадлежит университету этого штата. Она называется «Фримен Рэнч» и занимает 10,5 гектаров. Это самое настоящее ранчо, которое судебные антропологи вынуждены делить со студентами сельскохозяйственного факультета. Специалисты разного профиля отлично уживаются рядом — будущие агрономы не только не мешают работе экспертов, но и вообще стараются обходить десятой дорогой их «фермерские угодья».
У «Фримен Рэнч» есть определенная специфика — часть трупов там находятся в металлических клетках, чтобы их не испортили местные грифы. Вторая половина тел наоборот оставлена без защиты, чтобы птицы могли вдоволь попировать. Таким образом эксперты изучают влияние на тела внешних факторов в условиях природы.
На ферме в Техасе, основанной в 2008 году, уже нашли последнее пристанище около 150 тел добровольцев. Ученые ждут трупы еще 200 человек, завещавших свое тело науке. Эти люди пока еще живы, но в случае смерти за их телом приедет специальная машина, экипаж которой уважительно, но уверенно затолкает мертвеца в багажник и увезет на «Фримен Рэнч».
Несмотря на большую площадь, техасский полигон значительно уступает по количеству трупов ферме из Теннеси. Основанная Бэссом исследовательская площадка ежегодно получает около 100 тел, а в списке доноров находятся еще 3000 человек.
Кроме США еще только одна страна имеет такую ферму — это Австралия. 48 гектаров поросшего кустарником поля, принадлежащего Технологическому университету Сиднея, выделены исключительно для изучения процессов, связанных с разложением. Первые три трупа были размещены на огромном пустыре в феврале 2016 и с тех пор количество жутковатых экспонатов исчисляется сотнями.
Возглавляет австралийскую ферму профессор Шари Форбс, много лет изучающая… запахи разложения. Ее научная работа имеет большое значение для современной криминалистики, так как именно она лежит в основе тренировок поисковых собак. Молодая улыбчивая женщина совсем не похожа на директора полигона для изучения трупов. Шари рассказала журналистам, что вопреки стереотипам, большинство экспертов-криминалистов — это женщины. В университете Сиднея, которому принадлежит исследовательская площадка, 75% дипломирующихся студентов-криминалистов относятся к прекрасному полу и этот факт никак не влияет на их профессиональные качества.
Форбс сообщила, что основная задача, которая стоит перед «фермами тел» — это научить специалистов максимально точно определять время смерти. Чем дольше лежит тело, тем сложнее с этой задачей справиться. Когда человек умирает, сначала погибает его мозг. Остальные органы еще какое-то время продолжают жить. Именно эта особенность человеческого организма дает возможность трансплантировать органы от умерших живым.
Способность тела сохранять жизнь помогает криминалистам в их сложной работе. Например, если при ударе молоточком ниже локтя, кисть трупа разгибается, то это значит, что человек умер не более 2-3 часов назад, а его мышечные волокна еще выполняют свои функции. Оценивают при определении времени смерти также окоченение, температуру тела, а также наличие и цвет трупных пятен, неизбежно возникающих под действием силы тяжести.
Но проходит всего двое суток и ни один из этих показателей использовать в определении времени смерти нельзя. Поэтому эксперты используют другие способы. К этому моменту труп начинают заселять различные живые организмы, имеющие определенные жизненные циклы с известными науке ременными интервалами. Судебная энтомология — наука, помогающая выяснить время смерти, полагаясь на насекомых.
Первыми тело, оставшееся на открытом воздухе, населяют мухи. Этих крылатых насекомых привлекает запах разложения, который они чувствуют на большом расстоянии. Мухи откладывают личинки, которые через определенное время окукливаются и из них появляются новые мухи. Этот процесс повторяется многократно.
Кроме мух труп населяют и множество других маленьких обитателей, вид которых зависит от природных условий, в которых оказалось тело. На развитие насекомых влияет погода и некоторые другие факторы, которые специалистам важно учесть при исследовании трупа и живущих на нем насекомых.
Также в теле находится и огромное количество невидимых организмов, которые при жизни человека не давали о себе знать, подавляемые имунной системой. Внутренние органы, бывшие при жизни стерильными, активно захватываются бактериями. В кишечнике развиваются анаэробные бактерии, которым не нужен кислород. Выделяемые ими газы спустя время разрывают брюшную стенку и в дело вступают бактерии, потребляющие кислород.
Все эти процессы хорошо изучены благодаря «фермам тел» и точно предсказуемы по времени. Микрофлора трупов — еще она наука, которую изучают криминалисты на «Фримен Рэнч» и других полигонах в США и Австралии. Микробиологические часы идут достаточно точно и если изучить досконально закономерности жизни экосистемы трупа, то проблем с определением времени смерти не возникает.
Подобные исследования проводят в лабораториях, помещая культуры бактерий в чашки Петри и наблюдая за их развитием в микроскоп. Но этот метод имеет ряд существенных ограничений, так как в лабораторных условиях жизненные циклы микроорганизмов немного другие. Изучение микрофлоры трупа, помещенного в естественные природные условия, гораздо лучше помогает получить ответы на многие вопросы.
Сегодня определение времени смерти по микрофлоре только развивается и значение ферм в этом деле сложно переоценить. Сам факт существования таких мест вызывает ужас и отвращение, но сегодня обойтись без них нельзя. Попытки исследовать экосистемы трупов на свиньях, некогда предпринимавшиеся в разных институтах США не оправдали надежд и только появление Центра судебной антропологии в Университете штата Теннесси начало приносить ощутимые результаты и сдвинуло криминалистику с мертвой точки.
- Комментарии