Зачем наряжать жабу в красивый кафтанчик и кормить ее хлебом, и почему она может обложить тебя матом? Почему черная собака угрожала девочке ножом, а пудель принца Руперта ловил пули зубами? Для чего ливонские вервольфы дрались с германскими на пшеничном поле, и были ли женщины-оборотни? А самое главное — зачем испанские колдуньи превращали мужиков на шабаше в козлов? Все это выясняют Отвратительные мужики в новой статье про процессы над ведьмами.
Как запекать голову кошки и варить лису — средневековая медицина
Мы уже разбирали процессы как над колдунами, так и над детьми в позднем Средневековье и раннем Новом времени. Но колдовство в те далекие времена было часто напрямую связано еще и с животными. Ведьмы превращались в них, использовали в качестве помощников и, конечно же, готовили из них всяческие мази и отвары.
Причем, это не всегда были стереотипные жуткие старые бабки с бородавкой на крючковатом носу. Историк Ксения Чепикова в лекции «Ведьмозвери. Герои средневековых сказок и приговоров» приводит множество рецептов, записанных уважаемым ученым и доктором медицины XVI века, швейцарцем Конрадом Геснером, и опубликованных в его научной зоологической энциклопедии.
Причастимся науки XVI века: чтобы вылечить слепоту, нужно взять голову черной кошки, поместить ее в свежевылепленную гончаром посуду и запекать, пока она не превратиться в золу. Этот порошок поместить в полую часть гусиного пера и выдувать, видимо, в глаза несчастного, которого лечат. Ксения не уточняет, куда именно выдували пепел.
Для лечения подагры нужно сварить живьем лису в воде или масле, пока мясо не отделится от костей. Добавить соли, аниса, тимьяна, процедить отвар. Кстати, похожим образом — с помощью купания в ванной с маслом, где сварили лису — лечили от последствий инсульта знаменитого «отца ландскнехтов» Георга фон Фрундсберга. Может, поэтому он и помер так быстро.
Лысым жилось тоже непросто. Вот рецепт из той же энциклопедии для роста волос: ежиную шкуру или голову со шкурой сжечь и ее пепел смешать с медвежьим жиром, медом или уксусом и использовать как мазь.
Ну и на сладкое для средневековых модниц, крем для депиляции: ежиную желчь смешать с мозгом летучей мыши и с собачьим молоком. Видимо, в процессе смешивания от вони и ужаса волосы начинали выпадать сами.
Также часто для изготовления различных волшебных мазей использовалась жидкость, выделяемая помощниками колдуний — фамильярами.
Жаба в костюмчике и собака с ножом — помощники ведьм
Чтобы творить черные дела, средневековые ведьмы пользовались помощью духов, заключенных в тела животных. В разных местах их называли по-разному. Общеизвестный термин — фамильяр, то есть «близкий друг» с английского. Но в самой Англии таких помощников часто называли имп (так что это не только демон, но и зверь-помощник), во Франции — марионнетт, в Германии — хексентиер.
В Англии часто в виде фамильяров использовались кошки и собаки. Например, в деле Агнесс Уотерхаус, повешенной в 1566 году и считающейся первой женщиной, казненной за колдовство в Британии, фигурирует черная собака с рогами и кот по имени Сатана.
Как пишет профессор истории Алан Чарльз Корс в книге «Колдовство в Европе, 400-1700: задокументированная история», у котика была очень непростая судьба. Сначала он достался другой обвиняемой в колдовстве по имени Элизабет Фрэнсис от бабушки Евы, которая подарила ей фамильяра, когда обучала колдовству. Кстати, вопреки стереотипам кот не был черным, его цвет был или черно-белым, или белым с пятнами.
Котик разговаривал с хозяйкой глухим голосом, питался хлебом и каплями ее крови. Более того, он был настолько привязан к хозяйке, что внимательно слушал ее жалобы и даже шел разбираться. Например, когда она забеременела от Эндрю Байлза, а тот отказался жениться, девушка нажаловалась коту, и через некоторое время ловелас помер, а фамильяр научил ее, как прервать беременность.
Когда же Элизабет вышла замуж, родила дочь, и ей опостылел брак, она снова нажаловалась коту, и тот, по одним сведениям, убил дочь и мужа, а по другим — дочь, а муж отделался охромевшей ногой.
После такого Элизабет избавилась от фамильяра, отдав его Агнесс, а та уже развернулась по-полной. Протестировав котика на свинье, которую он убил, она начала натравливать его на чужую скотину. Агнесс в отличии от Элизабет утверждала, что никогда не приказывала ему убивать людей. И, возможно, она избежала бы наказания, если бы не другая Агнесс по фамилии Браун. Эта двенадцатилетняя девочка заявила, что к ней являлся кот Сатана вместе с черной собакой, имевшей рога и обезьянью морду, и вместе они мучали ее. Более того, собака угрожала ей ножом. Как она держала в лапах нож, история умалчивает.
Показаний девочки хватило, чтобы Агнесс Уотерхаус казнили.
Импами в Англии были не только кошки с собаками. Иногда это была крыса, иногда жаба или ягненок, а иногда и маленькие лошадки или черный лев, хоть и небольшой. Но всех переплюнула вдова Сэмюэл, которую в 1589 году обвинили в колдовстве девочки из семьи Тропмортен. По ее подворью расхаживали четыре импа-курицы. Только представьте себе демонических кур, бродящих по двору и кудахчущих заклинания!
Гораздо интереснее Англии жилось фамильярам во Франции и Испании. Там часто помощниками колдунов и ведьм становились жабы. Например, в 1614 году в Орлеане за отравления людей и скота судили трех колдунов: Сильвана Ливиньона, Жентье Леклерка и Феррана (имя это или фамилия, автору неизвестно).
Жентье на допросах поведал, что у Сильвана была черная жаба-фамильяр, жившая в ящичке под подоконником и летавшая к хозяину, когда требовалось ее кормить. Кушала жаба кашу из молока и хлеба, а также получала часть еды хозяина.
За это жаба помогала в торговых операциях и давала удачу в азартных играх. Более того, по выражению ее морды гадали, стоит ли начинать новое дело и, если фамильяр был грустным, начинания сворачивали. Жаба имела большое влияние на хозяина. Если Сильван куда-то шел, он предупреждал фамильяра куда и насколько. Но если тот был против — оставался дома. После таких признаний Ливиньона и Леклерка сожгли в феврале 1615 года. Куда из этой истории делся Ферран, для автора осталось загадкой.
Еще интереснее жилось жабам в Испании. В 1610 году в Наварре инквизиция накрыла секту из восемнадцати человек. На допросах они показали, что неофит получал от дьявола жабу, одетую в суконный или бархатный костюмчик с капюшоном. Ее нужно было везде носить с собой, но при этом прятать от досужих глаз.
Фамильяр требовал заботы, его надо было гладить, кормить мясом, хлебом, вином и вообще всем, что ешь сам. Если же этого не происходило, жаба крыла хозяина отборным испанским матом.
Довольный фамильяр помогал хозяину летать и переноситься на огромные расстояния в мгновение ока. Также он давал возможность превращаться в различных животных. Еще жаба будила хозяина, сообщая, что пора лететь на шабаш.
Более того, из нее можно было добыть ценный экстракт. Колдун стегал фамильяра тонкими розгами, тот раздувался и, если хозяин давил на него в этот момент, выделялась мерзкая слизь, которой натирались для полета.
Одиннадцать почитателей жаб были приговорены к релаксации. И это не значит, что инквизиторы делали им массаж ног или водили в спа-салон. Так раньше называли казнь, так что шестеро были сожжены заживо. Еще пятерым посчастливилось умереть в тюрьме, так что сожгли их останки.
Жабы — это, конечно, хорошо, но самым известным фамильяром Европы был пудель принца Руперта по кличке «Бой».
Лучший пес на свете
Рупрехт Пфальцский был сыном Фридриха V и Елизаветы Стюарт, а также племянником английского короля Карла I.
Знатно повоевав в Нидерландах против испанцев, Рупрехт, более известный позже как принц Руперт, участвовал в Тридцатилетней войне и попал в плен в Австрии в 1638 году после битвы при Флото. Заключенный в замок Линц, принц очень тосковал, и тогда Томас Говард прислал ему охотничьего пуделя, чтобы хоть как-то скрасить его дни.
Профессор истории Марк Стойл в статье «Черная легенда о собаке принца Руперта: колдовство и пропаганда во время гражданской войны в Англии» утверждает, что изначально собак было две: черная и белая, но черная погибла в самом начале гражданской войны в Англии, в которой Руперт участвовал на стороне дяди.
Став одним из лучших полководцев роялистов, принц начал обрастать легендами, и постепенно они переползли и на его собаку, белого пуделя по кличке «Бой».
Поговаривали, что Руперт был колдуном, а его пес — фамильяром. «Бой» не только носил палку и гонялся за хвостом, он умел разговаривать на нескольких языках, в том числе на иврите, предсказывал будущее, становился невидимым, превращался в людей, убивал тех, кто хотел его обидеть и затуманивал людям разум. Также он делал Руперта неуязвимым для оружия и ловил зубами пули, предназначавшиеся принцу. Хороший мальчик.
Более того, тот же Марк Стойл в статье «Принц и дьявольский пес: странная история о пуделе принца Руперта, «Бое» пишет о еще более скабрезных слухах. Ходили байки о том, что «Бой» на самом деле белокожая женщина, с которой Руперт придавался частым сексуальным утехам.
Как бы там на самом деле ни обстояли дела, роялисты и сторонники парламента использовали легенды о белом пуделе для пропагандистских уловок и победили в итоге круглоголовые, убив фамильяра в битве при Марстон-Муре 2 июля 1644 года.
Не только пудель мог превращаться в женщину, часто и колдуны меняли облик, становясь вервольфами.
Человек-гриб и вервольфы-патриоты
Оборотничество — довольно распространенное явление. Люди верили в возможность превращаться в зверей, и во времена ведьмовских процессов множество казненных попадали на костер именно за это.
Как рассказывает Ксения Чепикова в вышеназванной лекции, судя по судебным материалам, люди превращались в собак, кошек, коз, овец, волков, коней, быков, мышей и зайцев и даже китов. А один колдун стал гигантской жабой и загородил кораблю выход из гавани.
Но самыми известными, конечно, были вервольфы — волки-оборотни. Причем в большинстве случаев это были мужчины. Но есть и исключения. В деревушке Тикур в Лотарингии жила ведьма, ненавидевшая пастуха. Превратившись в волка, она напала на его стадо и получила топором. По схожей ране на человеческом теле ее и опознали.
Чаще всего оборотни в легендах — это жуткие твари, нападающие на людей, как знаменитый Петер Штуббе, казненный в 1589 году за убийство тринадцати детей и двух беременных женщин.
Но иногда появлялись и оборотни-патриоты. Так, например, некий обвиненный в оборотничестве человек, которого звали Тис, в 1692 году утверждал, что он и компания ливонских оборотней по ночам дерется с такой же бандой германских вервольфов, защищая пшеницу, которую немцы воруют с ливонских полей. Но патриотизм не помог и его казнили.
Иногда оборотни участвовали в шабашах. Во все той же Наварре в 1527 году накрыли секту колдуний, которые на собраниях превращали мужчин в козлов и придавались с ними утехам.
Но, самым жутким колдуном-оборотнем был подросток по имени Якль, бывший главарем молодежной банды в Австрии и таки ускользнувший от правосудия. Но суд над его помощниками в 1675-1690 годах в Зальцбурге выявил, что Якль мог превращаться вообще во все что угодно, любых животных и даже в неодушевленные предметы, например, в посох, дерево, камень или скамейку.
Кроме того, негодяй учил оборотничеству других. Его приятель и ученик однажды превратился в гриб-лисичку, а когда его сожрала свинья, разорвал ее изнутри, вернувшись в прежнюю форму. Жуткий тип.