Доктор Сиро Иссии и его Отряд №731 — концлагерь, в котором не выжил никто
В 1949 году в Хабаровске проходил громкий судебный процесс, за ходом которого следили не только в СССР, но и во всем мире. На скамье подсудимых расположились 12 японских ученых и военных, работавшие в так называемом «Отряде № 731» — лагере для военнопленных и гражданских лиц, где испытывались новые виды оружия для Квантунской армии.
Суд, проходивший в хабаровском Доме офицеров, считался открытым, но всем желающим попасть в зал не удалось. На улице собрались несколько сотен человек, жадно слушавших трансляцию заседания по специально установленному репродуктору.
Процесс освещали советские газеты, а для тех, кто проявлял особый интерес к делу военных преступников, даже издавалась специальная брошюра с материалами суда, тираж которой составлял 50 тысяч экземпляров. Несмотря на такое широкое освещение, обо всех злодеяниях персонала «Отряда № 731» не удастся узнать даже сегодня — весомая часть информации до сих пор засекречена.
Никто из 12 обвиняемых не отрицал того, что принимал участие в разработке бактериологического оружия, которое испытывалось на людях. Это не имело смысла, так как доказательств было предостаточно. В руках советских следователей были документы отряда, в которых беспристрастно велась страшная бухгалтерия смерти.
В японских бумагах узники лагеря назывались просто — «бревна» и отношение к ним было соответствующее, как к бездушным предметам для опытов. Один из главных обвиняемых, Ниси Тосихидэ, так описывал происходящее в отряде:
Чаще всего подсудимые рассказывали о смертях китайских военнопленных, старательно избегая фактов гибели в лагере советских военнопленных и мирных граждан из множества стран Азии, в том числе несовершеннолетних. Другой обвиняемый, Кавасима Киоси, рассказал о том, что заключенные не имели ни единого шанса выжить и все погибли:
По поводу «Отряда № 731» министр внутренних дел СССР Сергей Круглов докладывал Сталину лично. Из сохранившихся официальных сводок известно, что у лагеря, расположенного в 20 км от китайского города Харбина, был собственный аэродром с несколькими самолетами, военный полигон и несколько крупных цехов по производству биологического оружия. Для уничтожения трупов японцы построили производительный крематорий.
В лагере разрабатывалось и испытывалось оружие с бактериями бубонной и ленточной чумы, паратифа, тифа, холеры и сибирской язвы. В докладе Сталину Круглов описывал способы заражения, практиковавшиеся японцами:
Но вряд ли «Отряд № 731» работал бы так эффективно, если бы не его руководитель — генерал-лейтенант, доктор микробиологии Сиро Исии. Свой отряд военный ученый задумал создать задолго до начала Второй мировой войны и даже до вторжения Японии в Китай.
В 1928–1930 годах Исии путешествовал по Европе и с удивлением отмечал, насколько велик страх ее жителей перед бактериями и вирусами. Особенно боялись чумы, которая за последние несколько столетий неоднократно опустошала европейские города.
Этот «страх предков» привел к тому, что для Европы разработка бактериологического оружия была табу и в случае применения невидимых убийц противником, не могли на это ответить и даже эффективно себя защитить. Вернувшись домой, доктор Исии принялся за дело и в 1932 году его «фабрика смерти» приняла первые «бревна».
В лабораториях отряда занимались не только бактериологическим оружием. Над людьми там проводили жуткие эксперименты, призванные определить порог выживаемости человека в экстремальных условиях. Подопытных помещали в вакуум, замораживали их при низких температурах, расчленяли без наркоза, погружали в ледяную воду, кипяток или химические реактивы.
Некоторых подвергали многократному радиоактивному облучению или вливали им внутривенно кровь животных и птиц. Не смущал извергов даже возраст подопытных — эксперименты над детьми, в том числе над младенцами, проводились в отряде регулярно.
«Отряд № 731» работал до августа 1945 года, пока всем не стало ясно, что война Японией проиграна и пришло время заметать следы. Сиро Исии отдал приказ уничтожить оборудование, материалы исследование и, главное, немногочисленных узников отряда, которые еще оставались в живых.
Уничтожали людей страшно, не оставляя ни единого шанса выжить. В клетки, где жили узники, бросали колбы с синильной кислотой, выделявшей смертельный цианистый водород. Писатель Сэйити Моримура в своей книге «Кухня дьявола» так описывал гибель несчастных:
Не пощадил доктор Исии и китайских переводчиков, которые много лет служили ему верой и правдой — их также отравили. Когда эта часть плана была реализована, генерал-лейтенант приказал всем своим подчиненным и их семьям, жившим при лагере, совершить самоубийства. Только часть сотрудников смогла избежать этой участи и именно эти люди оказались на скамье подсудимых в Хабаровском Доме офицеров спустя четыре года.
Нужно сказать, что сам Сиро Исии, хоть и считал себя потомственным самураем, лишать себя жизни не собирался. Генерал сдался в плен американским военным и в 1946 году, когда его подчиненные предстали перед судом, уже получил от правительства США иммунитет от преследований. Говоря простым языком, палач был полностью амнистирован в обмен на ценную информацию, которую мог предоставить военным ученым Америки.
Дочь Сиро Исии, Харуми, рассказала как-то журналистам, что ее отец умер у себя на родине, в Японии, в 1959 году в возрасте 67 лет от рака горла. По некоторым данным, доктор Исии почти до самой смерти бывал наездами в США, где в военной лаборатории в штате Мэриленд консультировал американских микробиологов.
Все были уверены, что 12 японцев, представших перед советским судом, будут повешены как военные преступники. Но приговор удивил всех — 4 человека с генеральскими званиями получили по 25 лет лагерей, одному присудили 20 лет, а остальные семеро и вовсе отделались сроками от 2 до 18 лет.
Шестеро японцев были признаны лишь косвенными участниками событий в «Отряде № 731». Советские власти неоднократно направляли в США и другие страны запросы с требованиями выдать Исии и его ближайших подручных, скрывшихся от ареста, но получали лишь отказы. Эти люди были слишком ценными кадрами для военных и их опыт был взят на вооружение американцами.
Считается, что во время войны в Корее армия США не стесняясь международных соглашений о неприменении бактериологического оружия, использовала разработки отряда доктора Исии для борьбы с партизанами в труднодоступных горных районах.
Так что СССР пришлось довольствоваться теми «кадрами», которые у них были. Эти люди, странным образом избежавшие заслуженного возмездия, не отбывали свои сроки в лагерях. В конце 40-х годов на карте Союза появился очередной «ящик» — Свердловск-19. В нем начал работать военно-биологический институт, созданный по личному указу Сталина.
Там, в лабораториях и мастерских, оснащенных по самому последнему слову техники того времени, японские палачи делились опытом с советскими учеными. В 1956 году, пробыв в таком «заключении» всего 10 лет, военные преступники через Хабаровск вернулись на родину. Говорят, что перед посадкой на пароход, «гостям» дали праздничный банкет с оркестром и деликатесами.
История «Отряда № 731» хорошо рассказана в гонконгском фильме «Человек за солнцем», снятом в 1988 году. Эта историческая драма по праву считается одним из самых жутких фильмов, полностью основанных на реальных событиях.
К сожалению, случай, когда изверг уровня доктора Исии избежал кары, не уникален. Доктор Йозеф Менгеле — «Ангел Смерти» Освенцима, также умер своей смертью на пляже бразильского курорта.
- Комментарии