Этот советский фильм стал символом Дня железнодорожника
Ленту «Магистраль» (1982) ленинградский режиссёр Виктор Трегубович снимал в родной и любимой Сибири, а ради съёмок ЧП списанный локомотив дважды въехал в стоящую перед ним цистерну. В итоге у Трегубовича получилась динамичная и во многом правдивая история, которая пришлась по душе сотрудниками железных дорог. Конечно, в фильме есть технические детали, над которыми специалисты могут посмеяться, но сам режиссёр говорил, что снимает фильм не документальный, а художественный, где есть место домыслам, и адресует его широкому аудитории, а не только узкой группе группе профессионалов.
Всё началось с командировки писателя и журналиста газеты «Магистраль» Валерия Барабашова в Сибирь в середине семидесятых. Собирая материал для публикаций, Барабашов узнал о случившейся несколько лет назад аварии. История его заинтересовала, он постарался выяснить чуть больше, чем было известно официально, а итогом стала повесть «Жаркие перегоны», которая и вышла в журнале «Молодая гвардия» в 1981 году. Буквально через месяц после публикации, как вспоминал позже писатель, киностудия «Ленфильм» предложила повесть экранизировать.
Валерий Барабашов охотно согласился написал сценарий и отправил его в Ленинград. Но на киностудии этот вариант не приняли, сценарий переписал режиссёр Виктор Трегубович, который и занялся постановкой. В титрах же осталась надпись, что лента сделана по мотивам повести.
Виктор Трегубович, выросший в городе Боготоле в Красноярском крае, при любой возможности отправлялся на родину, в том числе на съёмки. Новый фильм он тоже решил снимать в Сибири.
Подходящие места нашли в Боготол и Ачинске, а аварию, в ходе которой локомотив врезается в цистерну, создавали на построенной, но пока не запущенной станции Красноярск-Северный.
В фильме много героев, и внушительную их часть вполне можно назвать главными. Но особняком стоит диспетчер Евгений Бойчук, из-за невнимательности которого и случилось ЧП. На эту роль Виктор Трегубович выбрал уже хорошо известного тогда Владимира Гостюхина, и многие и поныне считают роль Бойчука если не лучшей, то одной из лучших ролей актёра.
Кадр из фильма… Владимир Гостюхин
По сюжету Бойчук — диспетчер на станции Красногорск. Станция окружена мощными заводами, которым требуются интенсивные перевозки.
Вагоны в дефиците, железнодорожникам постоянно приходится выкручиваться, продумывая маршруты и расписание. Поезда опаздывают, директора заводов давят на обком и руководство станции, люди, в том числе путешествующие на пассажирских поездах, злятся.
Один из таких поездов в злополучный день двигается с серьёзной задержкой. В поезде кипит обычная жизнь: нерадивая проводница пустила безбилетника, из-за чего пассажир с билетом скандалит. Юная напарница вынуждена с этим разбираться, параллельно отбиваясь от попыток симпатичного помощника машиниста с ней познакомиться.
На станции тоже всё клокочет: указания начальства противоречивы (из обкома спускают указание задержать пассажирский поезд, потом его пропускают, потом снова задерживают).
Кадр из фильма. Владимир Меньшов
Бойчука терроризирует супруга, настаивает, что он должен немедленно выбить квартиру.
Разговор о квартире с начальником ни к чему не приводит, очередные крики жены из телефонной трубки отвлекают Бойчука и он даёт неверную команду. Теперь нагоняющий время пассажирский поезд летит прямиком в хвост грузового состава.
Осознав, что вот-вот случится трагедия, Бойчук пытается исправить ситуацию, но из-за непредсказуемой случайности ЧП всё-таки происходит: локомотив врезается в цистерну.
Почти сразу Виктор Трегубович утвердил на роли двух любимых артисток: Людмилу Гурченко (Капитолина Гвоздева, представительница завода, пробивающая цистерны), с которой познакомился ещё в шестидесятые и которая снималась почти во всех его лентах, и свою дочь Марину Трегубович (юная, неопытная, но борющаяся за справедливость проводница Людмила).
Кадр из фильма. Марина Трегубович
Марина часто появлялась в картинах отца, но с возрастом от кино отказалась, сделав выбор в пользу вокального искусства. А вот Людмиле Гурченко на этот раз режиссёр доверил роль крайне любопытную: её героиня — дама неоднозначная и вызывающая смешанные чувства: с одной стороны, она радеет за дело, с другой — пользуется сомнительными способами достижения целей.
Кадр из фильма. Людмила Гурченко
В роли начальника Красногорской железной дороги Уржумова — ленинградская знаменитость и звезда БДТ Кирилл Лавров, коллега Лаврова по сцене Всеволод Кузнецов, уже многократно работавший с Виктором Трегубовичем, — в роли его заместителя Желнина.
Кадр из фильма. Кирилл Лавров
Помощника машиниста Саньку, симпатизирующего проводнице Людмиле, сыграл дебютант Павел Семинихин.
Кадр из фильма. Юрий Демич
Вообще же надо отметить, что актёрский состав Трегубович собрал выдающийся: в фильме также появились Сергей Проханов, сыгравший в предыдущей ленте режиссёра «Трижды о любви» (1981), Юрий Демич, Михаил Погоржельский, Владимир Меньшов, Фёдор Одиноков, Игорь Дмитриев.
Кадр из фильма. Анатолий Равикович и Михаил Погоржельский
В маленьких ролях — Эра Зиганшина, Наталья Егорова, Валентина Ковель (ещё одна звезда БДТ — сваха Кабато из блистательной «Ханумы» (1978)), Анатолий Равикович.
Кадр из фильма. Валентина Ковель
А ещё заочно в картине есть Александр Демьяненко, озвучивший одного из пассажиров. Кстати, далеко не все исполниели отправились в сибирскую киноэкспедицию, поскольку часть сцен в кабинетах снимали в столицах. Но основной состав всё же поехал в Красноярск.
В Ачинске для съёмок на перроне железнодорожной станции выстроили павильон, изображавший диспетчерскую. Там разметили бутафорский пульт с яркими лампами, а за счёт того, что поблизости проходили поезда, создавалось ощущение, что это реальное рабочее место.
Кадр из фильма. Владимир Гостюхин в диспетчерской. на заднем плане даже видна вывеска Красногорск, которую повесили на время съёмок
Для создания кульминационного эпизода с ЧП нашли старый локомотив, переживший пожар. Оборудование внутри сгорело, но снаружи он выглядел сносно. Его подновили, подкрасили и отправили на площадку. На съёмках актёров заменили манекенами, и, казалось, всё должно получиться.
Но при первом дубле локомотив разгонался слишком сильно,, буквально снёс цистерну, пролетел дальше и ударил находившийся на путях рабочий электровоз, изрядно напугав машинистов. К счастью, никто не пострадал, но пришлось снимать второй дубль.
Местные железнодорожники стали активными помощниками кинематографистов и не только помогали им в организации работы, но и сами снимались в массовых сценах, в частности, изображая пассажиров, вынужденных пережидать в поле длительную стоянку поезда.
Несмотря на технически сложные съёмки, «Магистраль» завершили всего за восемь месяцев и в начале августа, когда железнодорожники отмечают профессиональный праздник, фильм вышел в прокат (1983). В Красноярске прошёл специальный показ, на который пригласили всех, кто принимал участие в съёмках и помогал группе, а представлял ленту режиссёр. Рядовые зрители фильм приняли восторженно, критики были более сдержанны, но в целом тоже отозвались благоприятно, особенно о работе Владимира Гостюхина. На долгие годы «Магистраль» стала частью Дня железнодорожника и демонстрировалась в этот праздник по тв.
Производственные драмы зрители частенько не жаловали, хотя и среди них встречаются по-настоящему выдающиеся фильмы, заслуженно входящие в золотой фонд.
«Магистраль» без всяких сомнений можно причислить к таким фильмам.
Всё началось с командировки писателя и журналиста газеты «Магистраль» Валерия Барабашова в Сибирь в середине семидесятых. Собирая материал для публикаций, Барабашов узнал о случившейся несколько лет назад аварии. История его заинтересовала, он постарался выяснить чуть больше, чем было известно официально, а итогом стала повесть «Жаркие перегоны», которая и вышла в журнале «Молодая гвардия» в 1981 году. Буквально через месяц после публикации, как вспоминал позже писатель, киностудия «Ленфильм» предложила повесть экранизировать.
Валерий Барабашов охотно согласился написал сценарий и отправил его в Ленинград. Но на киностудии этот вариант не приняли, сценарий переписал режиссёр Виктор Трегубович, который и занялся постановкой. В титрах же осталась надпись, что лента сделана по мотивам повести.
Виктор Трегубович, выросший в городе Боготоле в Красноярском крае, при любой возможности отправлялся на родину, в том числе на съёмки. Новый фильм он тоже решил снимать в Сибири.
Подходящие места нашли в Боготол и Ачинске, а аварию, в ходе которой локомотив врезается в цистерну, создавали на построенной, но пока не запущенной станции Красноярск-Северный.
В фильме много героев, и внушительную их часть вполне можно назвать главными. Но особняком стоит диспетчер Евгений Бойчук, из-за невнимательности которого и случилось ЧП. На эту роль Виктор Трегубович выбрал уже хорошо известного тогда Владимира Гостюхина, и многие и поныне считают роль Бойчука если не лучшей, то одной из лучших ролей актёра.
Кадр из фильма… Владимир Гостюхин
По сюжету Бойчук — диспетчер на станции Красногорск. Станция окружена мощными заводами, которым требуются интенсивные перевозки.
Вагоны в дефиците, железнодорожникам постоянно приходится выкручиваться, продумывая маршруты и расписание. Поезда опаздывают, директора заводов давят на обком и руководство станции, люди, в том числе путешествующие на пассажирских поездах, злятся.
Один из таких поездов в злополучный день двигается с серьёзной задержкой. В поезде кипит обычная жизнь: нерадивая проводница пустила безбилетника, из-за чего пассажир с билетом скандалит. Юная напарница вынуждена с этим разбираться, параллельно отбиваясь от попыток симпатичного помощника машиниста с ней познакомиться.
На станции тоже всё клокочет: указания начальства противоречивы (из обкома спускают указание задержать пассажирский поезд, потом его пропускают, потом снова задерживают).
Кадр из фильма. Владимир Меньшов
Бойчука терроризирует супруга, настаивает, что он должен немедленно выбить квартиру.
Разговор о квартире с начальником ни к чему не приводит, очередные крики жены из телефонной трубки отвлекают Бойчука и он даёт неверную команду. Теперь нагоняющий время пассажирский поезд летит прямиком в хвост грузового состава.
Осознав, что вот-вот случится трагедия, Бойчук пытается исправить ситуацию, но из-за непредсказуемой случайности ЧП всё-таки происходит: локомотив врезается в цистерну.
Почти сразу Виктор Трегубович утвердил на роли двух любимых артисток: Людмилу Гурченко (Капитолина Гвоздева, представительница завода, пробивающая цистерны), с которой познакомился ещё в шестидесятые и которая снималась почти во всех его лентах, и свою дочь Марину Трегубович (юная, неопытная, но борющаяся за справедливость проводница Людмила).
Кадр из фильма. Марина Трегубович
Марина часто появлялась в картинах отца, но с возрастом от кино отказалась, сделав выбор в пользу вокального искусства. А вот Людмиле Гурченко на этот раз режиссёр доверил роль крайне любопытную: её героиня — дама неоднозначная и вызывающая смешанные чувства: с одной стороны, она радеет за дело, с другой — пользуется сомнительными способами достижения целей.
Кадр из фильма. Людмила Гурченко
В роли начальника Красногорской железной дороги Уржумова — ленинградская знаменитость и звезда БДТ Кирилл Лавров, коллега Лаврова по сцене Всеволод Кузнецов, уже многократно работавший с Виктором Трегубовичем, — в роли его заместителя Желнина.
Кадр из фильма. Кирилл Лавров
Помощника машиниста Саньку, симпатизирующего проводнице Людмиле, сыграл дебютант Павел Семинихин.
Кадр из фильма. Юрий Демич
Вообще же надо отметить, что актёрский состав Трегубович собрал выдающийся: в фильме также появились Сергей Проханов, сыгравший в предыдущей ленте режиссёра «Трижды о любви» (1981), Юрий Демич, Михаил Погоржельский, Владимир Меньшов, Фёдор Одиноков, Игорь Дмитриев.
Кадр из фильма. Анатолий Равикович и Михаил Погоржельский
В маленьких ролях — Эра Зиганшина, Наталья Егорова, Валентина Ковель (ещё одна звезда БДТ — сваха Кабато из блистательной «Ханумы» (1978)), Анатолий Равикович.
Кадр из фильма. Валентина Ковель
А ещё заочно в картине есть Александр Демьяненко, озвучивший одного из пассажиров. Кстати, далеко не все исполниели отправились в сибирскую киноэкспедицию, поскольку часть сцен в кабинетах снимали в столицах. Но основной состав всё же поехал в Красноярск.
В Ачинске для съёмок на перроне железнодорожной станции выстроили павильон, изображавший диспетчерскую. Там разметили бутафорский пульт с яркими лампами, а за счёт того, что поблизости проходили поезда, создавалось ощущение, что это реальное рабочее место.
Кадр из фильма. Владимир Гостюхин в диспетчерской. на заднем плане даже видна вывеска Красногорск, которую повесили на время съёмок
Для создания кульминационного эпизода с ЧП нашли старый локомотив, переживший пожар. Оборудование внутри сгорело, но снаружи он выглядел сносно. Его подновили, подкрасили и отправили на площадку. На съёмках актёров заменили манекенами, и, казалось, всё должно получиться.
Но при первом дубле локомотив разгонался слишком сильно,, буквально снёс цистерну, пролетел дальше и ударил находившийся на путях рабочий электровоз, изрядно напугав машинистов. К счастью, никто не пострадал, но пришлось снимать второй дубль.
Местные железнодорожники стали активными помощниками кинематографистов и не только помогали им в организации работы, но и сами снимались в массовых сценах, в частности, изображая пассажиров, вынужденных пережидать в поле длительную стоянку поезда.
Несмотря на технически сложные съёмки, «Магистраль» завершили всего за восемь месяцев и в начале августа, когда железнодорожники отмечают профессиональный праздник, фильм вышел в прокат (1983). В Красноярске прошёл специальный показ, на который пригласили всех, кто принимал участие в съёмках и помогал группе, а представлял ленту режиссёр. Рядовые зрители фильм приняли восторженно, критики были более сдержанны, но в целом тоже отозвались благоприятно, особенно о работе Владимира Гостюхина. На долгие годы «Магистраль» стала частью Дня железнодорожника и демонстрировалась в этот праздник по тв.
Интересный факт.
Есть мнение, что жанр «производственная драма» — порождение советского кино (как, например, вестерны — порождение кино американского).Производственные драмы зрители частенько не жаловали, хотя и среди них встречаются по-настоящему выдающиеся фильмы, заслуженно входящие в золотой фонд.
«Магистраль» без всяких сомнений можно причислить к таким фильмам.
+6
134
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии