В эпоху правления королевы Виктории зрелищ народу очень хотелось, а возможностей для их предоставления было не там много. Поэтому цирковым артистам приходилось идти на всяческие ухищрения, чтобы порадовать зрителей и заработать.
Цирковое искусство породило бесчисленное множество творческих и новаторских артистов, от пожирателей огня и дрессировщиков животных до людей – пушечных ядер и висящих на волосах уникумов. Но одними из самых уникальных номеров были потолочные ходоки. Эти люди ходили вверх ногами по потолку, как гекконы.
В книге «Магия: сценические иллюзии и научные диверсии» 1897 года описана как раз такая уникальная артистка, известная под сценическим псевдонимом Эме – человеческая муха. Она начинала свое выступление, сидя на трапеции лицом к зрителям, как это делает любой акробат. Затем девушка откидывалась назад и поднимала ноги вверх, пока они не достигали семиметровой доски, подвешенной к потолку. Вооружившись пневматическими приспособлениями на подошвах обуви, она прикрепляла ноги к доске и покидала трапецию. Свесив голову и волосы вниз, артистка делала уверенные шаги на присосках назад и проходила всю длину доски, затем поворачивалась и шла обратно.
Эме была смелой, но не сумасшедшей. «Человеческая муха» защищала себя страховочной сеткой внизу, которая, по слухам, периодически ей требовалась. По крайней мере, другой потолочный ходок не был столь осторожен, как сообщалось в газетной заметке в 1883 году. У него порвался ремень, и рухнувший в Индианаполисе ходок упал с семиметровой высоты и разбился насмерть.
Рикки Джей – артист, писатель и исследователь необычных явлений в своей книге «Журнал аномалий Джея» написал о нескольких ходящих по потолку. Одного из них, Ричарда Сэндса, прозвали «воздушным ходоком в Друри-Лейн». Его ботинки присасывались к потолку, и он всегда использовал сетку. Ну, почти всегда. Джей цитирует статью 1861 года, в которой другой артист описывает гибель Сэндса: «После прогулки по мраморной плите в цирке кто-то поспорил с ним, что он не сможет повторить такой трюк. Он, заключив пари, сделал это и сломал себе шею». Во время его попытки откололась часть штукатурки на потолке.
Вскоре после этого, в ноябре 1862 года, появилась информация о ещё одном ходоке по имени Олмар. В отличие от Эме и Сэндса, у Олмара не было обуви, оснащенной присосками. Он помещал свои ноги в кольца, подвешенные к раме на потолке на высоте 27 метров над землёй.
Эти представления были очень опасны и требовали от исполнителей железной выдержки, ловкости, устойчивости и отличной физической подготовки.
Олмар утверждал, что потратил одиннадцать лет на изучение этого трюка. И говорил, что самым сложным было «удержать кровь в голове» во время висения вниз головой. Он не знал ни одного артиста, который мог бы или хотел повторить его подвиг.