«От сумы и от тюрьмы не зарекайся» — так гласит старинная русская поговорка, которая точно отражает отношение наших людей к проблемам. Наверное, поэтому возможность попасть за решетку многие у нас воспринимают философски. Чего нельзя сказать о японцах, для которых тюрьма страшнее смерти. Почему так? Неужели в одной из самых развитых стран мира такие ужасные тюрьмы?
Сразу нужно сказать, что в Японии тюрьмы делятся на несколько типов, начиная от исправительных домов для мелких правонарушителей, заканчивая «заведениями», где сидят убийцы, насильники и наркоторговцы. В тюрьмах для «мелких сошек» условия хоть и не курортные, но очень приличные — там есть библиотеки, спортивные площадки и можно даже освоить новую профессию или заочно закончить колледж. Мы расскажем о тюрьмах, где сидят осужденные за особо опасные преступления и приговоренные к смертной казни.
В японских тюрьмах — чистота, красота и порядок. Нет ни сырых подземных карцеров со ржавыми кандалами, ни переполненных общих камер, где спят по очереди. Несмотря на это, любой японец скажет, что тюрьма — это не просто неприятное, а жуткое место, где человек сразу же перестает быть собой.
Власти страны не делают секретов из своей пенитенциарной системы и информация о порядках в местах заключений всегда есть в открытом доступе. Совсем другое дело, что японцы не хотят говорить на эту тему, особенно те, кто отбывал тюремный срок.
Человек, попавший в японскую тюрьму, сразу же теряет почти все свои права и при нем остаются только его физиологические потребности: дышать, есть, пользоваться туалетом. Все остальное, в большинстве случаев, делается или по команде, или тайком. Нельзя поднимать глаза на охранника, нельзя вертеть головой, нельзя разговаривать, а особенно что-то простить. За любые нарушения порядка заключенный получает полновесные удары дубинкой от охранника.
Никто, кроме смертников, не сидит просто так — все обязаны выполнять работу. Можно предположить, что какая-то производственная деятельность даст отдушину и позволит отвлечься от кошмара, но нет — обычно работа представляет собой монотонное, доводящее человека до исступления действие. На производстве каждый выполняет одну простую операцию и так много часов, каждый день, из года в год.
Известно, что японцы любят сидеть в традиционной позе сейдза — подогнув под себя ноги. Но в тюрьме даже из этого сделали изощренную пытку. Узников заставляют сидеть в сейдза много часов подряд, отчего атрофируются мышцы и суставы и образуются на ягодицах следы, похожие на пролежни. Вставать нельзя — нарушитель получает дубинкой и отправляется размышлять о своем поведении в специальной крошечной комнатке, где снова приходится сидеть в такой же позе.
В Японии нет центрального отопления и в холодное время года жители страны пользуются электрообогревателями. На жителях тюрем в этом случае экономят — никаких отопительных приборов ни в камерах, ни в рабочих помещениях нет. Учитывая то, что летняя и зимняя одежда заключенного ничем не отличаются, в тюрьмах часто болеют, причем довольно серьезно.
Медицина в местах лишения свободы чисто символическая — пока заключенный переставляет ноги, он считается здоровым. Лечить все равно некому — врачи очень редко выбирают работу в тюрьме, где условия неважные, а зарплата смешная.
Камеры не забиты до отказа и, нередко, в 2 или 4 местном помещении находится один заключенный. Но даже этот факт не делает его жизнь более комфортной — крошечные каморки имеют минимум удобств, а спать, чаще всего, приходится на тонком матрасе на полу. Одеяла японским «зека» не положены из соображений безопасности — мало ли что ночью под одеялом делает отчаявшийся сиделец. Спать положено на спине с раскинутыми в стороны руками и если во сне человек случайно меняет позу, то его вполне могут неучтиво разбудить пинком по ребрам и заставить исправиться.
Но самая невыносимая жизнь у приговоренных к смертной казни. Смертники не привлекаются к работе и вообще практически не покидают своих одиночных камер. Условия их содержания более человечны — в камерах присутствует кое-какая мебель и есть одеяло. После вынесения приговора казни можно ожидать годами, поэтому приговоренный проводит часть своей жизни в ужасном ожидании. Известны случаи, когда смертник ждал казни более 30 лет и ее таки привели в исполнение. С 1945 года в этой стране отменили всего 6 казней.
Представьте себе как это — постоянно вздрагивать от поворота ключа в замке и гадать, принесут смену белья или палач пригласит к виселице. Такое длительное ожидание смерти японцы объясняют просто — они хотят избежать судебных ошибок и выжидают, не появятся ли новые улики или подозреваемые. Но ожидание смерти хуже самой смерти, поэтому многие смертники пытаются свести счеты с жизнью, не выдерживая многолетнего напряжения.
В японских тюрьмах не практикуют контактные свидания. Все, на что может рассчитывать заключенный — это полчаса разговора через стекло под наблюдением охранника и видеокамер. Свидание назначает администрация тюрьмы на свое усмотрение и в круг людей, которые могут видеть осужденного, входят лишь самые близкие родственники и адвокат.
Теперь вы понимаете, почему японцы до обморока боятся попасть в тюрьму и не переносят даже разговоры об этом месте? Они отлично понимают, что даже самый незначительный срок навсегда изменит их жизнь и что приговор может оказаться билетом в один конец. Благодаря этому в Японии самый низкий процент заключенных на душу населения в мире и вообще один из самых скромных на планете уровней преступности.