Школьная форма Советского Союза
Школьная форма в СССР была достаточно строгой. Мальчики надевали темно-синие костюмы, выполненные в военном стиле и белую рубашечку. До начала шестидесятых годов обязательным был головной убор (фуражка). Для школьниц предлагалось коричневое платье с передником (черный — в будни, белоснежный — в праздники). По сути школьная форма в СССР была аналогична той, которую носили гимназисты и гимназистки в царской России.
В советские времена школьники часто были недовольны тем, что им приходилось носить униформу, и старались исправить эту ситуацию.
В середине восьмидесятых старшеклассницы получили разрешение на ношение костюмов синего цвета. Это было началом перемен, отходом от правил и единообразия. Можно было купить форму-костюм, но некоторые девушки с удовольствием выбирали одежду, пошитую на заказ или же просто купленную в магазине, но не в отделе для школьников, а в обычном, женском.
Скаутская форма с шортами, США, двадцатые годы 20 века.
В теплое время года школьники носили ту же форму, что и в холода. Никаких шорт, как в иных странах мира. Это объяснялось тем, что в советские годы шорты считались исключительно детской или же спортивной одеждой. Неприлично было находиться в них на улице, а уж тем более надевать в школу.
Советский дресс-код был строгим и обсуждению не подлежал. Впрочем, школьникам даже в голову не приходило расстраиваться из-за того, что форма слишком строгая.
Слишком много других, интересных вещей, занимало молодые умы. Кроме того, во многих регионах страны климат не позволял детям ходить с голыми ногами. Да, летом, конечно. Но летом наступали каникулы, и о школьной форме на время забывали. Кстати, в дореволюционной России школьники были обязаны носить форму всегда, в любое время года, даже в каникулы.
Советская школьная форма олицетворяла идею равенства. Все дети, независимо от происхождения, достатка, поведения носили одинаковую одежду. Считалось, что это означает равноправие и единство, полностью соответствует идеям партии. В какой–то степени единообразие являлось способом психологического влияния на массы. Так называемое «отделение от коллектива», протест против идей партии, подвергание сомнению правильности решений правительства считалось недопустимым.
Но ничего особо плохого в ношении формы не было. Дети приходили в школу, учились, веселились на переменах, общались. После школы играли во дворах или шли к кому-нибудь в гости. И форма никоим образом не мешала проводить время весело и с пользой. Наверное, можно сказать, что униформа унижала детей и делала их несчастными. Но ведь это не так. Если спросить людей старшего поколения, которые учились в школе в семидесятые-восьмидесятые годы 20 века, то вряд ли кто-то из них назовет ношение формы проблемой, которая хоть как-то влияла на настроение и психологическое состояние детей.
Иногда у людей возникает вопрос: а зачем вообще был нужны эти фартуки? Ведь их надевали горничные, повара, обслуживающий персонал. Причем тут школьницы? Есть мнение что фартуки служили для защиты платьев от чернильных пятен. Еще одна версия: фартук представлял собой намек на гендерную роль девочки. Она — будущая женщина, мать, жена.
Иногда школьники протестовали против униформы. Например, приходили в школу в обычной одежде и убеждали учителей, что форму похитил злоумышленник. Смешно, но иногда срабатывало. Дело о пропаже гимнастерки доходило до директора, но тут вдруг оказывалось что пакет с формой все время находился в раздевалке, откуда ее кто-то и украл.
А как проверить? В те времена в школах не было видеонаблюдения. Девочки же старались выделиться и предпринимали для этого множество усилий: укорачивали платья, нашивали красивые манжеты и воротнички, шили платья на заказ. Прокалывали уши, надевали сережки, красили ногти, носили кольца. Все это вызывало волну возмущения со стороны школьного руководства.
Можно много рассуждать на тему, нужна ли форма или нет. С одной стороны, она лишает детей индивидуальности с другой, создает ощущения порядка, дисциплинирует, не дает возможности хвастаться друг перед другом дорогими вещами. Сегодня в разных школах разная форма. Она может быть любой. А может быть просто определено основное направление: брюки и свитер для мальчиков, юбка, блузка и пиджак для девочек.
В советские времена школьники часто были недовольны тем, что им приходилось носить униформу, и старались исправить эту ситуацию.
От гимнастерок и платьев с фартуками до синих костюмов для мальчиков и девочек
До Великой отечественной войны школьная форма напоминала дореволюционную. Мальчики носили серые гимнастерки и фуражки, девочки — коричневые платьица с фартуками. Правда, длина платьев уменьшилась, а головы школьниц украшали белые, черные и коричневые бантики. В шестидесятых годах мужская форма стала меньше походить на военную. А девочки так и учились в привычных платьях и фартуках. Разве что на головах появились громадные белые банты. В шестидесятые-семидесятые годы мальчики облачились в синие брюки и курточку с нашивкой на рукаве, а платья у девочек стали еще короче.В середине восьмидесятых старшеклассницы получили разрешение на ношение костюмов синего цвета. Это было началом перемен, отходом от правил и единообразия. Можно было купить форму-костюм, но некоторые девушки с удовольствием выбирали одежду, пошитую на заказ или же просто купленную в магазине, но не в отделе для школьников, а в обычном, женском.
Советский дресс-код: шорты – это неприлично и непрактично
Скаутская форма с шортами, США, двадцатые годы 20 века.
В теплое время года школьники носили ту же форму, что и в холода. Никаких шорт, как в иных странах мира. Это объяснялось тем, что в советские годы шорты считались исключительно детской или же спортивной одеждой. Неприлично было находиться в них на улице, а уж тем более надевать в школу.
Советский дресс-код был строгим и обсуждению не подлежал. Впрочем, школьникам даже в голову не приходило расстраиваться из-за того, что форма слишком строгая.
Слишком много других, интересных вещей, занимало молодые умы. Кроме того, во многих регионах страны климат не позволял детям ходить с голыми ногами. Да, летом, конечно. Но летом наступали каникулы, и о школьной форме на время забывали. Кстати, в дореволюционной России школьники были обязаны носить форму всегда, в любое время года, даже в каникулы.
Форма как воплощение идеи равенства
Советская школьная форма олицетворяла идею равенства. Все дети, независимо от происхождения, достатка, поведения носили одинаковую одежду. Считалось, что это означает равноправие и единство, полностью соответствует идеям партии. В какой–то степени единообразие являлось способом психологического влияния на массы. Так называемое «отделение от коллектива», протест против идей партии, подвергание сомнению правильности решений правительства считалось недопустимым.
Но ничего особо плохого в ношении формы не было. Дети приходили в школу, учились, веселились на переменах, общались. После школы играли во дворах или шли к кому-нибудь в гости. И форма никоим образом не мешала проводить время весело и с пользой. Наверное, можно сказать, что униформа унижала детей и делала их несчастными. Но ведь это не так. Если спросить людей старшего поколения, которые учились в школе в семидесятые-восьмидесятые годы 20 века, то вряд ли кто-то из них назовет ношение формы проблемой, которая хоть как-то влияла на настроение и психологическое состояние детей.
Для чего фартук и как избавиться от униформы
До революции были очень популярны институты благородных девиц. Возможно, их бы было еще больше, если бы к власти не пришло революционное правительство. Стали проповедоваться идеи равенства, а буржуазия и старорежимное воспитание подвергалась жесткой критике. В 1918 году была попытка отменить школьную форму. Дети посещали школы, надевая на себя то, что могли. Но в 1949 году форму вернули. Ученицы снова надели платье и фартук, а мальчики — гимнастерки.Иногда у людей возникает вопрос: а зачем вообще был нужны эти фартуки? Ведь их надевали горничные, повара, обслуживающий персонал. Причем тут школьницы? Есть мнение что фартуки служили для защиты платьев от чернильных пятен. Еще одна версия: фартук представлял собой намек на гендерную роль девочки. Она — будущая женщина, мать, жена.
Иногда школьники протестовали против униформы. Например, приходили в школу в обычной одежде и убеждали учителей, что форму похитил злоумышленник. Смешно, но иногда срабатывало. Дело о пропаже гимнастерки доходило до директора, но тут вдруг оказывалось что пакет с формой все время находился в раздевалке, откуда ее кто-то и украл.
А как проверить? В те времена в школах не было видеонаблюдения. Девочки же старались выделиться и предпринимали для этого множество усилий: укорачивали платья, нашивали красивые манжеты и воротнички, шили платья на заказ. Прокалывали уши, надевали сережки, красили ногти, носили кольца. Все это вызывало волну возмущения со стороны школьного руководства.
Можно много рассуждать на тему, нужна ли форма или нет. С одной стороны, она лишает детей индивидуальности с другой, создает ощущения порядка, дисциплинирует, не дает возможности хвастаться друг перед другом дорогими вещами. Сегодня в разных школах разная форма. Она может быть любой. А может быть просто определено основное направление: брюки и свитер для мальчиков, юбка, блузка и пиджак для девочек.
+8
117
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии