Среди всех нацистских преступников из Третьего рейха особо выделяется один, который, пожалуй, даже в ряду самых гадких убийц и подлых садистов по праву занимает место мерзейшего из мерзейших. Некоторых из нацистов можно, пусть и с большой натяжкой, отнести к разряду заблудших овец, превратившихся в волков. Другие занимают свое место идейных преступников. Но этот… Этот делал свое черное дело с явным удовольствием, даже с наслаждением, удовлетворяя свои самые низменные, самые дикие желания. Это закомплексованное больное существо совмещало в себе нацистские идеи с явными расстройствами психики и заслужило кличку «Доктор смерть». Иногда, правда, его называли чуть ли не «ангелом смерти». Но это для него слишком лестное прозвище. Речь идет о так называемом докторе Йозефе Менгеле – палаче из Освенцима, который чудесным образом избежал людского суда, но, похоже, только для того, чтобы дождаться суда высшего.
Нацистская закалка
Йозеф Менгеле с детства получил нацистскую закалку. Дело в том, что он, родившийся в 1911 году в баварском Гюнцбурге, был сыном основателя компании, производившей сельхозоборудование, Карла Менгеле. Компания так и называлась – «Карл Менгеле и сыновья» (у Йозефа было два брата – Карл и Алоис). Естественно, что процветание компании зависело от того, как чувствуют себя фермеры. Фермеры, как, собственно, и миллионы остальных немцев, после поражения Германии в Первой мировой войне и введенных против нее, как сказали бы теперь, жесточайших политических и экономических санкций, чувствовали себя неважно. И нет ничего удивительного в том, что, когда к власти пришел Гитлер со своей нацистской партией и своим безудержным популизмом, обещавший золотые горы лавочникам и средним буржуа, именно в них видя свою электоральную базу, Карл Менгеле поддержал нацистов всей душой и частью кошелька. Так что сынок воспитывался в «подобающих» условиях.
Человеконенавистническая диссертация
Между прочим, Йозеф Менгеле не сразу пошел изучать медицину (да, он отказался продолжать дело отца, видимо, смолоду потянуло на опыты над людьми), нет. Сначала он окунулся в деятельность правоконсервативно-монархической организации «Стальной шлем», имевшей два крыла – политическое и боевое. Впрочем, многие политические организации Германии в те годы имели своих боевиков под рукой. Включая коммунистов. Позже, а именно в 1933 году, «Стальной шлем» благополучно влился в жуткие СА (организация нацистских штурмовиков). Но что-то пошло не так. Возможно, Менгеле почуял, чем пахнет дело (СА в дальнейшем фактически была разгромлена Гитлером, а руководство во главе с Ремом уничтожено – такой была внутринацистская конкуренция). А может быть, как утверждают биографы этого исчадия ада, у него и правда образовались проблемы со здоровьем. Йозеф покинул «Стальной шлем» и отправился изучать медицину. Кстати, о пристрастиях и идеологии. Темой докторской диссертации Менгеле стала «Расовые различия структуры нижней челюсти». Так что это изначально был еще тот «ученый».
Обычный путь идейного нациста
Дальше Менгеле делал все, что и было положено делать «праведному» нацисту. Он вступил, разумеется, в НСДАП. На этом не остановился. Стал членом СС. Затем даже оказался в танковой дивизии СС «Викинг». Ну, как в танковой дивизии. Понятное дело, не в танке сидел Менгеле. Он был врачом саперного батальона этой дивизии и даже получил «Железный крест». Как сообщается, за то, что спас двух танкистов, которых вытащил из горящего танка. Война, вернее, ее активная, рискованная фаза, закончилась для Менгеле уже в 1942 году. Он был ранен на восточном фронте. Долго лечился, однако к службе на фронте стал непригоден. Зато ему нашли «работу», что называется, «по душе». Ту, к которой он шел всю свою сознательную жизнь. Чисто палаческую работу. В мае 1943 года он стал «доктором» в Освенциме. В так называемом «цыганском лагере». Это как раз то, когда говорят: пустили волка в овчарню.
Концлагерная карьера
Но простым «доктором» Менгеле пробыл только чуть более года. В конце лета 1944 года его назначили «главным врачом» в Биркенау (Освенцим был целой системой лагерей, а Биркенау – так называемый внутренний лагерь). Кстати, в Биркенау Менгеле перевели после того, как «цыганский лагерь» закрыли. При этом всех его обитателей просто взяли и сожгли в газовых камерах. На новом месте Менгеле «разгулялся». Он лично встречал составы с прибывающими узниками и решал, кто пойдет на работы, кого сразу в газовые камеры, а кого – на опыты.
Адский экспериментатор
Живописать в подробностях, как именно Менгеле издевался над заключенными, не станем. Уж больно все это мерзко и бесчеловечно. Приведем лишь несколько фактов, чтобы прояснить для читателя направление его, так сказать, «научных экспериментов». А этот образованный варвар считал, да – считал, что он именно занимается «наукой». И ради этой самой «науки» людей можно подвергать любым пыткам и издевательствам. Понятно, что наукой там и не пахло.
Там пахло, как уже было сказано выше, полезшими наружу комплексами этого мерзавца, его личными садистскими наклонностями, которые он и удовлетворял, прикрываясь научной необходимостью.
Что вытворял Менгеле
Понятно, что недостатка в «подопытных» у него не было. И поэтому он не жалел «расходного материала», каким считал узников, попадающих ему в лапы. Даже выживших после его жутких экспериментов затем убивали. Зато этот подонок жалел обезболивающее, которое было, ясное дело, необходимо «великой немецкой армии». И все свои эксперименты на живых людях, включая ампутации и даже препарирование (!) узников он проводил без наркоза. Особенно доставалось близнецам. К ним у садиста был особый интерес. Он их тщательно выискивал среди заключенных и тащил к себе в пыточную. И, например, сшивал двоих, пытаясь сделать из них одного. Он брызгал химикатами в глаза детям, якобы отыскивая способ поменять цвет радужки глаз. Он, видите ли, исследовал женскую выносливость. А для этого пропускал через них ток высокого напряжения. Или, вот, известный случай, когда Менгеле стерилизовал целую группу польских католических монахинь. Знаете, как? С помощью рентгеновского излучения. Надо сказать, что для Менгеле все узники лагеря были «недочеловеками».
Но наиболее пристальным вниманием пользовались цыгане и евреи. Впрочем, давайте прекратим живописать эти «эксперименты». Просто поверьте, что это был действительно изверг рода человеческого.
Серые «крысиные тропы»
Кто-то из читателей наверняка знает, что такое «крысиные тропы». Так американские спецслужбы именовали выявленные ими маршруты бегства нацистских преступников после поражения в войне, для того чтобы избежать преследования и наказания за свои злодейства. Злые языки утверждают, что эти самые американские спецслужбы впоследствии сами использовали «крысиные тропы» для вывода нацистов из-под удара, чтобы использовать затем их в своих целях. Многие из нацистов бежали в страны Латинской Америки.
Одной из наиболее известных «крысиных троп» является та, что была создана известной сетью ODESSA, детищем самого Отто Скорцени. Правда, его причастность к этому не была доказана. Но это не так важно. Важно то, что благодаря именно такой «крысиной тропе» сбежал в Южную Америку и Йозеф Менгеле.
Здравствуй, Аргентина
Как теперь известно, Менгеле действительно по-крысиному почуял скорое затопление уже насквозь дырявого корабля под названием «Третий рейх». И конечно же, он понимал, что, если попадет в руки советских следственных органов, сухим из воды не выйдет и ответит за все по всей строгости. Поэтому он сбежал поближе к западным союзникам СССР. Было это в апреле 1945-го. Его, переодетого в солдатскую форму, задержали. Однако затем произошла странная история. Якобы западные спецы не смогли установить его настоящую личность и… отпустили на все четыре стороны. Верится в это мало. Скорее, напрашивается вывод о намеренном выводе садиста из-под суда. Хотя всеобщая неразбериха конца войны могла сыграть свою роль. Как бы там ни было, Менгеле, пересидев три года в Баварии, по «крысиной тропе» сбежал в Аргентину.
Сбежать от Моссада
Не будем в подробностях описывать жизнь нацистского преступника в Аргентине. Скажем лишь, что однажды он едва не попал в руки знаменитого охотника за нацистами Симона Визенталя и агентов Моссада.
Те вышли на его след. Но одновременно они вышли и на след главного нацистского «специалиста по окончательному решению еврейского вопроса» Адольфа Эйхмана. Пытаться одновременно захватить обоих было крайне рискованно.
И Моссад остановился на Эйхмане, оставив Менгеле на потом. Однако после того, как израильская разведка буквально выкрала Эйхмана из Буэнос-Айреса, Менгеле все понял и быстро бежал из города. Сначала в Парагвай, а затем в Бразилию.
Болезнь отомстила
Надо сказать, что Моссад еще несколько раз был близок к обнаружению и поимке Менгеле, но все что-то срывалось. Так знаменитый садист и прожил в Бразилии аж до 1979 года. А потом… Однажды он пошел купаться в океане. Во время принятия океанических ванн с ним случился инсульт. И Менгеле утонул. Лишь в 1985 году удалось найти его могилу. Только в 1992 году исследователи окончательно уверились, что останки принадлежат Менгеле. После смерти нацисту и садисту все-таки пришлось послужить людям. И, кстати, именно в научной сфере. Его останки служат учёным материалом на медицинском факультете университета в Сан-Паулу.