Чем знаменит западносибирский город Томск? В нем имеется 9 вузов, 15 НИИ, особая экономическая зона и 6 бизнес-инкубаторов. Но очень даже может быть, что это не самое интересное…
ДЫРЯВАЯ ЗЕМЛЯ
Среди жителей Томска давно ходят слухи, что под городом расположено несметное множество подземных ходов, проходят они в том числе и под рекой Томью. Молва утверждает, что размеры этих подземелий существенно превышают размеры самого современного Томска. За время существования города имело место неисчислимое количество случаев обнаружения подземных ходов. Подавляющее большинство этих свидетельств сохранилось в виде слухов, но многие были отражены в газетах — и в XIX веке, и в конце XX столетия.
Порой из-за этих подземелий в городе случались просадки почвы. В мае 1898 года на Почтамтской улице возле дома архиерея в загадочную яму провалились две барышни. Позже на проспекте Ленина (бывшей Почтамтской) просадки почвы случались как минимум еще трижды: возле Дома культуры завода им. Вахрушева, возле библиотеки ТГУ и возле краеведческого музея (бывший дом архиерея).
Неоднократно проседала почва и во дворе усадьбы на улице Шишкова, 1. В 1990-х годах в провал засыпали гравий из двух КамАЗов. На улице Октябрьской возле дома 33 на дороге как-то раз провалился груженый самосвал. В этом доме жил священнослужитель, позже прокурор. Прокурорский сын через вход в подвале дома повадился ходить в подземелья.
К моменту прихода корреспондента подвал был засыпан под половицы. В другой раз возле Южного переезда в подземелье провалился экскаваторщик. Копая траншею, он обратил внимание на открывшуюся в земле дырку и спрыгнул туда полюбопытствовать. В подземном ходе он обнаружил сундук со старинными иконами и книгами.
«ТОМСКОЕ МЕТРО»
В городе распространено мнение, что размер подземных ходов столь велик, что в них свободно могли заезжать, а то и разъехаться тройки лошадей. «Томские губернские ведомости» в конце XIX века писали, что от почтамта до Лагерного сада прослеживается гигантский подземный ход, названный «Томским метро». В переулке Белозерском, 2, в 1900 году обнаружили два подземных хода на две стороны, через которые уходили преступники.
Утверждалось, что с использованием подземных ходов воры грабили магазины и организовывали побеги из тюрем. Правда, в некоторых тюремных местах обнаруженные ходы вели не в камеры узников, а к дому надзирателей, а от него к губернаторскому дворцу, нынешнему Дому ученых.
В наше время немало исследователей заглядывали в подземные ходы и отмечали наличие в них кирпичных сводов. Томский журналист Эдуард Стойлов спускался в ход в здании областного суда и проходил по нему несколько десятков метров. Ход на всем протяжении был обложен кирпичом. Галина Ивановна Жиденова в 1964 году проходила по подземельям от здания колледжа культуры (Томское культурно-просветительное училище) до спортивного зала автодорожного техникума — это три сотни метров!
Томские лозоходцы также подтвердили наличие катакомб. На Воскресенской горе был обнаружен подземный ход, начинающийся с северной стороны церкви во имя Воскресения Христова и ведущий в направлении Соляной площади. Протяженность его составила около 400 м. Залегает он на глубине от 3 м до 10 м и имеет ответвления закрытого камерного типа. Сеть подземных ходов обнаружена ими и в районе площади Революции (ныне Соборная площадь). Однако ходы эти, судя по всему, находятся не в лучшем состоянии — отмечаются завалы.
Так что существование подземелий под Томском не вызывает сомнений. Но кто их построил? Версии, как правило, предлагаются не вполне серьезные. Например, подземелья строились томскими купцами, чтобы принести из погреба бутылочку вина или явиться в Общественное собрание без экипажа и совершенно не запачкавшись в грязи; еще — чтобы ездить под землей с девицами кататься на луга за рекой.
Но сибирские купцы были людьми серьезными, в глупости деньги не вкладывали. Для хранения товаров они действительно могли копать подземелья, но для этих целей делаются подвалы под зданиями, а не километровые ходы.
Вторая версия — разбойничья. Якобы разбойники копали эти ходы, чтобы скрываться в них от погони и прятать свои сокровища. Разбойникам, конечно, приходилось где-то прятаться, но к столь серьезному созидательному труду, как строительство протяженных, обложенных кирпичом подземных ходов они вряд ли были способны.
Третья версия — «убегаловки». Ее разрабатывал Эдуард Стойлов, посвятивший множество статей томским подземельям. Суть гипотезы в том, что сибирская жизнь действительно была полна опасностей. Купцы опасались разбойников, те — полиции. И те и другие, дескать, считали необходимым на всякий случай иметь подземный ход длиной метров пятьдесят до ближайшего лога.
ГОРОД ЦАРЯ ФРАНГРАСИОНА
А вот томский геолог и исследователь-энтузиаст Николай Сергеевич Новгородов считает, что под Томском находится подземный город значительно более древний, чем сам Томск. Обосновывает этот вывод он тремя аргументами. Во-первых, молва оценивает площадь подземной сети ходов больше площади современного города. Обширные подземные ходы обнаруживали даже в Юрге, в 100 км к югу от Томска, а также в районе деревни Гарь Асиновского района, в 70 км к северу.
Второй аргумент — это объем работ. Объем грунта, извлеченного из толщ земли при строительстве подземелий, составляет сотни тысяч кубических метров, что соответствует многим десяткам погонных километров подземных ходов. Об этих объемах можно судить по размерам так называемых бугров: Мухина, Орловского, Заторного, Кононовского и других.
Грунт этих бугров насыщен кирпичной крошкой и частицами извести, что выдает в них отвалы горнопроходческих работ, сопровождавшихся обустройством кирпичных сводов. При этом с каждым из бугров связаны легенды о существовании под ними входов в подземелье. Судя по объему бугров, протяженность подземных сооружений под Томском составляет сотни километров. Ни купцам, ни разбойникам такие объемы тайных работ были не под силу.
Наконец, эти подземные сооружения древнее Томска. Это подтверждают любопытные находки. Так, в 1908 году на крутом берегу реки Томи была найдена пещера, а в ней — прекрасно сохранившийся костяк «монгола», одетого в деревянные боевые доспехи и низкий шлем из лошадиной кожи. Около скелета лежали короткое копье, лук и топор. Местные ученые тогда предположили, что воин жил в XIV столетии, судя по его доспехам. Воин был обнаружен в искусственной пещере (потому что естественных карстовых образований в Томске не зафиксировано) и захоронен за два с лишним столетия до прихода в эти места казаков, основавших Томск!
Со свидетельством еще более любопытным столкнулся в далеком 1719 году Джон Белл Антермонский, прикомандированный Петром I к дипломатической миссии в Китай лейб-гвардии капитана Л. В. Измайлова. Догоняя посольство, Джон Белл не оставлял своего интереса к истории земель, по которым проезжал, к курганам.
В Томске он имел встречу с неким «бугровщиком», который рассказал, что «однажды неожиданно наткнулся на сводчатый склеп, где нашли останки человека с луком, стрелами и копьем и другим вооружением, лежащим на серебряной плите. Когда притронулись к телу, оно рассыпалось в пыль. Ценность плиты и вооружения была весьма значительна».
Тот факт, что захороненный воин при доступе воздуха рассыпался в прах, очень уж напоминает аналогичные случаи в этрусских склепах, где возраст захоронений исчисляется десятками веков.
В сущности, принято считать, что до похода Ермака Сибирь пребывала чуть ли не в каменном веке. Но это не совсем так. На западноевропейских средневековых картах, например, где-то в районе современного Томска можно видеть город Грустину (Грасиону), в котором совместно проживали русские и татары. Новгородов, пытаясь разобраться, когда и кто построил Грасиону, возможно, нашел в древнеиранских мифах и преданиях ответ на этот вопрос.
Иранцы связывали со строительством этого древнего города имя туранского царя Франграсиона по прозвищу Грозный. Причем по образцу царя золотого века Йимы этот город первоначально он построил как подземный, чтобы было проще укрываться от холодов. Так что не исключено, что современный Томск стоит на месте этого полулегендарного города. Или, точнее, над ним.