Поцелуйный обряд и другие старинные правила русского этикета, поражавшие иностранцев
Простейшие правила этикета появились сразу же, как только люди начали жить в обществе. Они прогрессировали и изменялись, принимая порой необычные формы. У разных народов существовали свои обычаи, зачастую казавшиеся странными для соседей. В Древней Руси были заведены порядки, которые удивляли гостей из Европы и Азии.
Поцелуйный обряд
С глубокой древности поцелуй считался знаком высшего расположения. Он означал искреннее желание здоровья и процветания. Конечно, речь идет не о поцелуе влюбленных, а о знаках, оказываемых уважаемым и дорогим гостям. В слове «поцелуй» корень «цел», означающий целостность и достаток.
До 17 века на Руси существовал сложный и необычный поцелуйный обряд, удивлявший иностранцев. Начинался он с того, что хозяева и гости обменивались глубокими поклонами. Затем они отпивали из общей чарки вина и после этого гости целовали в губы… супругу хозяина.
Целоваться русские любили и умели. Так они здоровались и прощались, а также выражали свое почтение и преданность. Влиятельному господину целовали руку, а самым важным особам, таким как князья, целовали обувь, распластавшись на земле. В повседневном общении человек, стоявший на социальной лестнице ниже, мог поцеловать более уважаемого в плечо. Тот отвечал ему поцелуем в голову.
Целовать руку государю могли далеко не все дипломаты. В знак особого расположения посланников допускали «к руке», но только тех, что прибыли из христианских стран. Иноверцам это не позволялось, и церемония приветствия ограничивалась многочисленными поклонами и устными пожеланиями. Поцелуй при расставании также имел особо значение. Считалось, что он символизирует прощение, которое дарят друг другу расстающиеся.
Поклоны, «земные» и прочие
Кроме поцелуев, на Руси всегда любили поклоны. Существовало много их разновидностей на все случаи жизни. При встрече со знакомым на улице или в знак благодарности, можно было наклонить голову. Крестьяне, встретив господина или священнослужителя, кланялись до самой земли. Для равных себе был заведен «малый обычай», то есть поклон «в пояс».
Кланялись друг другу все: жена — мужу, дети — родителям, гости — хозяевам, просители — чиновникам. Смысл поклона был в том, что голова кланяющегося выносилась за пределы тела. Ее как бы предлагали другому в знак доверия, ведь голову считали вместилищем жизни.
Особое отношение было к головным уборам. Они были не просто деталью одежды, а особым символом. Шапки носили все. Если взрослый мужчина появлялся на людях без шапки, то его считали неполноценным, ущербным. С непокрытой головой могли бегать по улице лишь дети и подростки. Крестьянин, женившись, приобретал новый статус и с этого момента шапка сопровождала его повсюду. Покрывали головы и женщины, чаще всего платками.
Шапку снимали перед уважаемыми людьми, заходя в церковь и за столом. При этом касалось правило только мужчин — женщины могли оставаться в головных уборах. К особам женского пола, не покрывающим голову, было особое предвзятое отношение. Появление замужней дамы перед посторонними мужчинами без головного убора могло даже трактоваться как супружеская измена. Сорванный с головы платок расценивался как страшное оскорбление.
В ногах правды нет
Поговорка о том, что «в ногах правды нет» пришла к нам из Древней Руси дохристианского периода. Когда человек стоял, то это символизировало его неустойчивое положение, уязвимость. Поэтому те, кто был ниже рангом, стояли в присутствии сидящих господ. Больше всего на Руси приходилось сидеть князьям и царям. Прочно занимающий свой трон правитель — символ незыблемости государственной власти. Когда правитель вставал навстречу гостю — это был знак самого высокого расположения.
Царил настоящий культ сиденья. Есть стоя считалось дурным тоном, и поэтому угощение принимали только сидя. Было принято «присесть на дорожку» перед дальним путешествием. В обществе по месту, где сидел человек, судили о его статусе. Наиболее высокопоставленные вельможи сидели на пирах возле царя. Дорогих гостей сажали «по праву руку» от хозяина и даже во главе стола. В крестьянской среде также существовала иерархия при посадке, которую нарушать было нельзя.
Рукопожатие со смыслом
В наши дни рукопожатие — самое распространенное приветствие. Никому даже не приходит в голову искать в нем какой-то скрытый смысл. Мы протягиваем руку при встрече, прощании, давая обещанье и закрепляя сделку. В старину наши предки были уверены, что рукопожатие обладает магической силой.
Считалось, что рукопожатие может дать силу, исцелить от недугов или, наоборот, навести порчу. В 16 веке рукопожатие мужчины и женщины считали непристойным. Даже во время праздников, когда водили хороводы, парням нельзя было брать девиц за руку. Считалось, что это влечет за собой «непристойное сладострастие».
При заключении сделки «ударяли по рукам». Это была особая, деловая форма рукопожатия, принятая у купцов и прочего торгового люда. Чаще всего рукопожатия ритуального характера, в том числе «рукобитье», совершали покрытой рукой, то есть, не снимая рукавицу или перчатку. Этот должно было защитить от дурного умысла и злых чар. А вот приветствовали друг друга только непокрытыми руками, показывая открытость и полное доверие.
Существовал целый ряд обрядов с рукопожатием. Например, в некоторых регионах Руси пастухи по весне шли в лес, жать руку лешему. Для этого на руки надевали толстые шерстяные рукавицы, а на правую еще и большую плетеную из соломы. Обряд этот должен был стать своеобразным договором с лесным духом, которому символически предлагалось взять себе часть скота. Наши предки считали, что после этого леший будет беречь скотину от хищников и не даст ей заблудиться в лесу.
- Комментарии