Как Нестор Махно создал в Гуляйполе первое в мире государство анархистов
При СССР о вольном государстве Нестора Махно вспоминать не любили. Если о нем и говорили, то очень осторожно и неодобрительно. В старых учебниках истории Гуляйполе описывают как столицу махновщины — повстанческого крестьянского движения 1917–1921 года. Но сейчас, когда стали доступны многие засекреченные источники, о феномене махновского «государства в государстве» стало известно немало нового и интересного.
В Советском Союзе Махно изображали антагонистом Василия Чапаева и настоящим исчадием ада. Удивительно, но даже долгие десятилетия демонизации Нестора Ивановича не смогли превратить его в отталкивающего персонажа. Он остался в истории противоречивой, харизматичной личностью, к которой испытывали симпатию даже некоторые оппоненты.
Нестор Махно родился в том самом городке Гуляйполе, в Екатеринославской губернии, 26 октября 1888 года. С ранних лет он помогал родителям в нелегкой крестьянской работе, а в подростковом возрасте работал у помещиков по найму. В 1906 году Махно примкнул к революционерам-анархистам. Юноша участвовал в организации терактов и «экспроприации» имущества у богачей, а точнее, в грабежах.
Как революционер Махно прогрессировал невероятно быстро. Первый раз Нестора схватили в 1906 году за хранение оружия. В 1907 году его судили за перестрелку с гуляйпольской городской стражей. А уже в 1908 году Махно попал в тюремный замок за убийство крупного военного чиновника. Расследование было долгим, и в 1910 году суд вынес обвиняемому смертный приговор.
К счастью, Махно не повесили, а наказание заменили бессрочной каторгой. Срок он отбывал в Бутырской каторжной тюрьме в Москве. Там заключенный не терял время даром и завел полезные связи со многими революционерами, а также занялся науками. До отсидки он был обычным крестьянином, который с трудом читал и писал. Но все изменилось за несколько лет каторги.
Атаман крестьянской вольницы
Когда молодого анархиста в 1917 году освободила Февральская революция, на свободу вышел совсем другой Нестор Махно. Когда он высадился из вагона поезда на станции родного Гуляйполя, у него с собой была только котомка с книгами. Деятельный революционер быстро нашел себе место в жизни. Махно стал председателем местного крестьянского Совета и сразу же начал воплощать в жизнь свою мечту.
А мечтал Нестор Иванович о всеобщей свободе и равенстве. Но при этом он не видел во Временном правительстве ту власть, которая нужна народу. Он игнорировал указания из Петрограда и от местных властей, но также не признавал и киевскую Центральную Раду. Закончилось все тем, что Махно организовал из гуляйпольских крестьян отряды милиции и взял власть в округе в свои руки. Когда грянула Октябрьская революция, он приветствовал ее, но примкнуть к большевикам не спешил.
Но весной 1918 года Украину оккупировали немцы. Махно пытался организовать сопротивление захватчикам на своей территории, но не смог. Нестор бежал в Россию и попросил у большевиков помощи. В июле 1918 он вернулся с полномочиями от Всеукраинского бюро по руководству повстанческим движением и большой суммой денег.
Махно собрал сильный партизанский отряд и закупил для него оружие. Первые же стычки с немцами и их приспешниками из местных были удачными и подняли авторитет махновцев среди населения. К отряду начали массово присоединяться добровольцы и вскоре в распоряжении Махно была целая армия.
Махно, большевики и белогвардейцы
В это время он активно сотрудничал с большевиками, сражаясь, кроме немцев, еще и с отрядами белогвардейцев Деникина. В 1919 году махновская повстанческая армия вошла в качестве бригады в состав 1-й Украинской Заднепровской советской дивизии. Но очень скоро выяснилось, что свободолюбивому атаману вольницы с большевиками не по пути. Его возмущали узурпация власти, запрет политических партий и особенно продразверстка.
Общество будущего Махно видел не таким. Он грезил свободной федерацией трудящихся, которые сами распоряжаются плодами своих трудов. Нестор Иванович считал, что можно обойтись без государства, которое только грабит граждан. В июне 1919 года новая власть разочаровала командира. Сначала его оставили в сложный момент без военной поддержки, а затем и вовсе обвинили в предательстве.
Председатель Реввоенсовета Республики Лев Троцкий объявил Нестора Махно врагом советской власти. Но это не особо заботило анархиста. Его Гуляйполе и окружающие территории захватили деникинцы и все силы партизанской армии были направлены на борьбу. Махно убеждал крестьян, что белогвардейцы — основное зло. Большевики, которые были все-таки революционерами, по его мнению, могли рассчитывать на снисхождение.
На осень 1919 года пришелся пик военного успеха махновцев. Благодаря неумелому командованию армии Деникина, крестьянская армия сумела взять Екатеринослав и ряд других городов Юго-Востока Украины. Под полной или частичной властью Махно казались 4 губернии.
Махновцы не только громили деникинцев. Они расправлялись с назначенными белогвардейцами «государственными стражниками» и пытавшимися вернуться помещиками. Отобранное имущество и земля раздавались простым людям. На освобожденной территории махновцы отменяли оборот денег и поощряли натуральный обмен. Правда, эксперимент не удался и батьке все же пришлось печатать свою «валюту». Сам же Нестор Иванович презрительно относился к материальным благам. Его имущество, как и раньше, составляли только книги и рукописи.
Да здравствует анархия!
Махно считал, что будущее за обществом, построенном на основе идеологии анархистов. Но это не значит, что он поощрял вседозволенность. Многочисленные истории о еврейских погромах, учиненных его бойцами, по большей части агитационный вымысел большевиков. Очевидно, что отдельные случаи антисемитизма среди махновцев были, но они строго карались. Хорошо известно, что погромщиков, насильников и мародеров из числа своих расстреливали на месте.
При этом махновцы безжалостно расправлялись с деникинцами, петлюровцами и немцами. Вскоре врагов добавилось — из Крыма начали наступать белогвардейские отряды Петра Врангеля. Сначала новый противник пытался договориться с Махно, но присланного для переговоров офицера без сантиментов повесили. Начался новый, еще более сложный период войны. Крестьянской армии пришлось даже временно пойти на мировую с большевиками, чтобы сражаться против общего врага.
Но после разгрома белогвардейцев популярность Махно и его грозная военная сила стали помехой для большевиков. В 1921 году начались жестокие стычки махновцев с большевиками, имевшие переменный успех. На стороне Красной армии был численный перевес, а отрядам Махно помогала маневренность. На знаменитых тачанках бойцы батьки преодолевали по 100 км в день, появляясь там, где их никто не ждал.
Махновцы не только громили большевиков, но и отнимали у отрядов продразверстки хлеб. Все конфискованное тут же возвращалось крестьянам. Но противостояние с огромной военной машиной большевиков не могло продолжаться вечно. После нескольких крупных поражений остатки армии Махно были рассеяны. Сам батька с семьей и несколькими соратниками был вынужден спасаться в Польше.
В чужой стране анархистам пришлось несладко. В 1923 году Махно и его супруга даже побывали в варшавской тюрьме Мокотув. Их обвиняли в подготовке восстания в Галиции, с целью присоединить эту часть Польши к Советской Украине. После выхода из-под ареста батька перебрался в Германию, а затем во Францию. В Париже он и закончил свои дни, в крайней нужде. Нестор Махно умер в возрасте 45 лет от костного туберкулеза в парижской больнице. Его тело кремировали, а прах захоронили на знаменитом кладбище Пер-Лашез.
- Комментарии