Апофис (Апоп, Апеп) — древнеегипетский огромный змей, который олицетворяет мрак, хаос, разрушение и зло. Согласно легенде каждую ночь сражает с богом Ра, перед которым отступает. Главной задачей Апофиса является ввержение Земного царства в вечную тьму, а также поглощение Солнца-Ра.
Апоп: символ зла и хаоса
Вера в Апопа сформировалась во времена Среднего царства. Местом его обитания считаются земные недра, где они и боролись с Ра. Апоп царствует в подземном мире и каждый день ждет, когда начнется новое противостояние с солнечным Ра. Противостояние змея Апопа и его врага бога солнца Ра, описывается во множестве мифов во времена Среднего и Нового царства. Но самым полным, сохранившимся и дошедшим до наших дней является один миф. В нем каждую ночь Апоп подстерегал Ра, плывущего в своей ладье по подземному Нилу и стараясь его одолеть змей выпивал всю воду из реки. Однако Ра каждый раз одерживал победу.
Также существовала версия, что Апоп был одним из старших богов создателей вселенной. Уже к концу Среднего царства, Апоп как всеобщее зло отождествляется с богом Сетом. Интересно, что Сет изначально был защитником Ра, однако позже его сблизили со змием и стали считать богом зла. В конечном счете, Сет впитал в себя все характеристики Апопа и полностью слился с ним, став единым богом отождествляющим зло.
Однако образ извечного врага света, существовал еще до присвоения имени Апоп, гигантскому змию, с которым Ра борется в текстах древнейших пирамид. Апоп использует свой магнетический взгляд, чтобы поглотить Ра и всех его помощников. Апоп также пользуется помощью, оказанной ему другими злыми демонами. Однако каждый раз Ра и его сторонники одерживают победу, пронзая копьями змея и заставляя его вернуть всю выпитую воду обратно в реку. После одержанной победы, Ра продолжает свой путь под всеобщее ликование богов окружающих его.
В другом варианте мифа, Ра предстает в образе рыжего кота, который отрезал голову змею Апопу под священным древом жизни города Гелиополя. Однако Апоп каждую ночь все равно возвращался, ведь он жил в мире мертвых. Поэтому иногда его воспринимали как «пожирателя душ» и чтобы уберечь душу умершего человека от Апопа к нему в гроб нужно было положить заклинание.
Все происходящие землетрясения, шторма, смерчи и любые другие катаклизмы, или стихийные бедствия, несущие мрак и разрушения, древними египтянами всегда ассоциировались со змием. Если Апоп начинал двигаться в своем подземном укрытии, неминуемо происходило землетрясение.
Апоп — извечный враг бога Ра
Бог Ра (в образе кота) убивающий демона Апопа.
Апоп (Апеп, Апофис) – злейший враг солнечного бога Ра, монстр в виде гигантской змеи. Апоп олицетворяет мрак, тьму, зло, распад, небытие, все самое ужасное и отвратительное.
Все, что угрожает солнцу, его свету и движению по небу – это злая деятельность Апопа.
Сущность Апопа
В древнеегипетской мифологии змей Апоп (иногда его имя произносится как Апеп или Апофис) выступал не просто в качестве пугающего монстра. Нет, создание образа типичной “страшилки” было бы слишком примитивно для древнего народа.
Апоп был воплощением тьмы и хаотических сил. Он отождествлялся с мраком и забвением. А главное – Апоп был извечным противником солнечного бога Ра, причём их противостояние разворачивалось каждую ночь.
Согласно мифам, обиталищем Апопа являются недра земли или бескрайний чёрный океан, в безднах которого змей живёт. Каждый день с рассветом великий Ра поднимается в небо, проходя свой долгий путь и освещая мир.
Однако с наступлением вечерней зари солнце Ра спускается к невидимой чёрной бездне. Именно через неё богу требуется проплыть на своей золотой ладье. В ночное время Апоп атакует Ра, стараясь погубить его, а значит, создать мир вечной тьмы, где навсегда исчезнет солнце.
Каждую ночь солнечный покровитель вынужден вступать в схватку со змеем, но, как мы можем убедиться, с рассветом появление света на горизонте служит знаком очередной победы добра над злом.
Функции змея
Казалось бы, зачем нужен был этот змей? Ведь, на первый взгляд, проще было бы жить в мире без тёмных созданий и чудовищ. Однако именно в его отрицательных функциях и заключается главная сила Апопа.
Бог является противоположностью свету и добру, а мир, как верили древние египтяне, должен существовать в гармонии и равновесии каждой из его составляющих. Если убрать Апопа, то и ночь никогда не настанет. Не будет ли такое положение вещей большим хаосом, чем действия змея?
История о противостоянии Ра и Апопа ярко описана в самых разных древнеегипетских текстах, в том числе и знаменитом трактате «Книга мёртвых». В ней значится:
“Он, великий Ра,
Поражает злотворящего змея,
Разрубает позвоночник его,
И огонь пожирает его”.
Но, несмотря на победу солнца, Апоп возвращает себе силы и сражение начинается снова – с наступлением следующей ночи.
Змей Апоп и потусторонний мир
Откуда же появился Апоп? Он, как и сама тьма, являлся одним из древнейших персонажей преданий. Согласно легендам, Апоп стал творением богини войны Нейт, причём появился он ещё задолго до рождения известных великих богов, таких, как, например, Гор.
В Древнем Египте существовало множество заклинаний, которые изучали жрецы для отпугивания Апопа. Но зачем? Конечно, их действия могли помочь Ра, однако главным предназначением этой магии было иное направление.
Поверья гласили, что после смерти душа человека отправляется в трудный и крайне опасный путь. На этой дороге её подстерегает масса чудовищ, в том числе и Апоп.
Верными соратниками и защитниками души выступали добрые божества, однако при похоронных обрядах, мумификации и церемонии захоронения следовало придерживаться важных правил, что помогли бы умершему преодолеть препятствия, выставленные на его пути.
Страшная судьба ожидала души грешников, которые не получат оправдания на суде, что состоится уже после смерти. В ходе того разбирательства боги взвешивали добрые дела человека. Если чаша весов оставалась неполной, а злые намерения или поступки перевешивали, душа доставалась Апопу. По сути, это означало вечный мрак и забвение.
Для народа Древнего Египта это была поистине страшная кара, ведь люди верили, что в потустороннем мира их душа будет продолжать существование даже после физической смерти. Если же умершему выносили страшный приговор, змей Апоп уничтожал его душу.
Взаимосвязь с другими божествами
Взаимоотношения Апопа с богами были непростыми. Для большей части светлых покровителей он был врагом. Но в поздних преданиях Апопа нередко отождествляли с богом Сетом, покровителем войн и разрушений. Что интересно, изначально Сет являлся защитником Ра, но со временем его образ принял исключительно негативные черты. В некоторых преданиях Сет и Апоп вовсе выступают как одно лицо.
Среди главных противников Апопа стоит назвать не только Ра, но и богиню Сехмет, что выглядела как полуженщина-полульвица. Её, кстати, часто именуют Оком Ра, поскольку родилась Сехмет из глаза солнечного бога.
Она являлась воплощением гнева и ярости. В момент противостояния с Апопом Сехмет использовала ветку сикоморы, священного дерева Гелиополя, с помощью чего отрезала голову чудовищу.
Больше всего упоминаний о змее Апопе содержится в «Книге мёртвых». Этот монстр, описанный в древнеегипетских мифах, воплощал собой тёмные силы и хаос, однако именно он являлся одной из главных частей мироздания. Как нельзя представить день без ночи, так и Апоп был противоположностью солнечного Ра, причём каждый из персонажей предания занимал своё место и выполнял свои функции. Апоп был не просто чудовищем, а самой тьмой, что позволяет ещё ярче сиять свету.
Злой бог, угрожающий Ра
Каждую ночь Апоп проглатывает всю воду подземного Нила, чтобы лодка Ра села на мель и не могла начать движение. Он со страшным ревом нападает на лодку. Он угрожает гибелью самому богу Ра. Каждую ночь происходит битва между этими богами. Битва не на жизнь, а на смерть. Ра побеждает своего извечного врага, заставляет изрыгнуть всю выпитую воду, а самого Апопа убивает.
На рисунке из египетской Книги мертвых и на некоторых росписях стен в гробницах кот (один из образов, принимаемых Ра), сидя под деревом на восточном горизонте, отрезает Апопу голову. Но Апоп тоже бог, хотя и злой, поэтому он чудесным образом восстает и оживает, чтобы снова новой ночью угрожать Ра.
В борьбе с Апопом Ра помогают многие другие боги, в их числе даже коварный бог Сет. Существовали египетские мифы, в которых Апопу удалось загипнотизировать Ра и все его окружение, которое плыло с ним на лодке. Только Сет смог устоять перед смертельным взглядом змеи и отбил ее нападение большим копьем.
Бог Сет в некоторых мифах защищает Ра от Апопа
Вечная угроза космосу и мирозданию
Но между Апопом и Сетом есть немало общего. Апоп, как и Сет, был также связан с различными пугающими египтян природными явлениями — такими, как необъяснимая темнота, солнечное затмение, ураганы и землетрясения. Таким образом, Апоп (и Сет тоже отчасти) всегда был основной угрозой для стабильности самого космоса и мироздания.
Считалось, что Апоп, существовал в начале времени в водах первобытного хаоса до создания всего сущего и его власть настолько велика, что он будет продолжать существовать бесконечно, снова и снова повторяя злонамеренные циклы атак, поражений и возрождений для новых атак на бога солнца. Апоп не нуждается питании, весь смысл его существования сводится только к одному – угрожать и нападать на бога Ра.
Молитвы и магия в помощь Ра
Люди также могут помочь богу солнца, например, пением гимнов, чтением молитв и заклинаний — пожеланиями успешного плавания лодке Ра – магическим образом слова будут превращаться в реальность. Эти заклинания о свержении Апопа и победе Ра произносились каждый день в храме Амона в Карнаке – об этом свидетельствует дошедший до нас папирус IV в. до н.э. – «Книга свержения Апопа», хранящаяся ныне в Британском музее. Подобные ритуалы совершались и в других храмах, в частности в Эдфу. Эти заклинания были признаны эффективными не только в отношении Апопа, но и против других врагов, в том числе земных противников египетского фараона.
Пока не найдено доказательств существования Апопа в древнеегипетском божественном пантеоне до Среднего царства. Похоже, что идея такого злобного, космического по масштабам, враждебного бога пришла в сознание египтян в смутное время, наступившее после эпохи строительства великих пирамид.
Большинство мифов, связанных с Апопом, разработаны были уже в основном во время Нового царства и были включены в погребальные тексты (Тексты саркофагов, Книга мертвых).
Апопу древние египтяне никогда не поклонялись. Однако ритуалы, направленные на охрану, защиту от этого бога (или демона), составляли важную часть их религиозных воззрений и культовой практики. Есть сведения о ритуалах, во время которых участники резали на кусочки и плавили огнем восковую модель змеи (Апопа); иногда нарисованная на папирусе змея запечатывалась в коробку, на которую все плевали, а потом сжигали ее в огне.
Мифы древнего Египта
Когда Ра воцарился на престоле, извечный враг Солнца, гигантский змей Апоп — злое чудовище в 450 локтей длиной, напал на солнечного бога, дабы свергнуть его и уничтожить. Ра вступил в бой со змеем. Кровавая сеча продолжалась целый день, от зари до зари, и, наконец, Владыка Всего Сущего одержал победу, поверг врага. Но злой Апоп не был убит: тяжело раненный, он нырнул в Реку и уплыл в Дуат. С тех пор Апоп живёт под землёй и каждую ночь нападает на Ладью Вечности во время её плавания через Дуат с запада на восток.
Враги бога Солнца очень часто принимают обличье гиппопотамов и крокодилов. Богу богов то и дело приходится отражать их полчища, чтобы защитить миропорядок и закон. В этом ему помогают другие боги: Шу, Онурис, бог-воин Монту, Хор Бехдетский — сын Ра и Нут, солнечная богиня-гепард Мафдет. Вместе с Ра они убили гигантского крокодила Магу, пронзив его копьями.
Но чаще всего злые силы и исчадия, стремясь уничтожить Солнце, нападают на Ладью Вечности в облике змей. Однако Ра и его спутники неизменно повергают врагов. Одного из злодеев — гигантского разноцветного змея — Ра убил под священной сикоморой Гелиополя, приняв обличье Великого Кота.
И всё же среди змей у бога Солнца есть не только недруги. Кобра-урей сама истребляет врагов Ра своими испепеляющими лучами. Змей Мехен-та защищает Ладью Вечности во время путешествия Ра через Дуат. Богиня-змея Мерит-Сегер охраняет гробницы Фиванского некрополя, в которых покоятся усопшие фараоны.
Сказание о Хоре Бехдетском, Крылатом Солнце
На 36-м году земного царствования Ра-Хорахте солнечный бог пребывал в Ну-бии, и с ним было его бесстрашное войско. А в Египте тем временем зрел заговор: демоны тьмы, недовольные правлением Ра, готовились к мятежу. Об этом узнал Хор, сын Ра и Нут, покровитель города Бехдета.
Ра плыл в своей Ладье. И Хор Бехдетский был в Ладье Ра, и он сказал своему отцу Ра-Хорахте:
— Я вижу врагов, злоумышляющих, против своего могучего владыки!
Бог Солнца велел Хору немедленно вступить в битву с заговорщиками. Хор принял облик крылатого солнечного диска, взмыл в небеса и сверху отыскал вражий стан. Он изготовился к бою, издал воинственный клич и так стремительно обрушился на демонов мрака, так забушевал против них, что перебил всё полчище мгновенно, и ни одна голова не осталась живой.
Торжествующий Хор вернулся в Ладью отца и пригласил Ра-Хорахте и его дочь Астарту, богиню-воительницу и покровительницу боевых колесниц, на место побоища, чтобы полюбоваться на поверженных врагов. И его величество отправился.
Владыка мира и его свита долго созерцали долину, усеянную трупами. Насладившись этим зрелищем, Ра сказал Тоту:
— Это значит, что мои враги наказаны, и поэтому эта область будет называться отныне Эджбо!
Но не всех врагов Ра истребил Хор в египетской земле. Много ещё осталось злоумышлявших против властелина. Все они превратились в крокодилов и гиппопотамов, укрылись в водах Хапи, и оттуда, из засады, снова напали на священную Ладью. Тогда Хор Бехдетский пришёл со своими спутниками, которые следовали за ним как гарпунщики <…> Они поразили крокодилов и гиппопотамов и увели сразу 651 врага.
После этой блистательной победы, уже второй по счёту, Хор снова принял облик крылатого солнечного диска и расположился на носу Ладьи Вечности, взяв с собой Нехбет и Уаджет как двух уреев, устрашающих врагов. Солнечная Ладья преследовала вражье войско, обратившееся в бегство, по всему Египту, от Низовья до Верховья, и Хор одержал ещё много побед у разных городов. Самым кровавым было последнее сражение — в номе Мерет. Хор Бехдетский произвёл (там) великое избиение среди (демонов) и увёл 381 пленного, и убил их пред Ладьей Ра.
Тогда на Хора набросился сам повелитель исчадий — Сет. Целый час бились они. И Хор Бехдетский победил снова: пленил Сета, заковал его в колодки, протащил его за ноги по (ному Мерет) и вонзил своё копье в его голову и спину. Но элодей всё-таки спасся: обратился в ревущего змея и вошёл в землю в этом городе (Мерет), и его больше не видели.
После окончательной победы над силами зла Ра-Хорахте велел Тоту поместить крылатый солнечный диск во всех храмах Египта — как память о подвигах Хора.
Мифы об Апопе
Чтобы мир существовал, у всего должна быть противоположность. Так, Апоп — это противоположность сотворенной и упорядоченной вселенной! Вот почему с самого первого дня и самой первой ночи Ра и Апоп без устали сражаются между собой. Один нападает, второй защищается… Каждый следует своей стратегии, созидая и укрепляя один из величайших мифов Древнего Египта. Ужасный и мятежный.
Чтобы мир существовал, у всего должна быть противоположность. Так, Апоп — это противоположность сотворенной и упорядоченной вселенной! Вот почему с самого первого дня и самой первой ночи Ра и Апоп без устали сражаются между собой. Один нападает, второй защищается… Каждый следует своей стратегии, созидая и укрепляя один из величайших мифов Древнего Египта.
Ужасный и мятежный я!» — заявляет Апоп. Этот чудовищный змей сам по себе является воплощением хаоса, к которому в любое мгновение может возвратиться упорядоченный мир. Откуда в нем столько ненависти к богам и к творению? Быть может, какое-то событие объясняет воинственную и разрушительную природу Апопа? Если бы не храм Эсны в Верхнем Египте, эти вопросы остались бы без ответов.
Злополучный плевок
Артефактов, рассказывающих о рождении Апопа, практически не сохранилось. По крайней мере, так считалось до тех пор, пока не были переведены тексты из храма Эсны… Только в них можно отыскать четкие указания на происхождение Апопа! Согласно этим источникам, Апоп был «рожден из плевка»! Легенда гласит, что однажды плевок богини Нейт упал в воды первичного океана. Плевок, который, вероятно, сразу был отвергнут первородными богами, так что Апоп был вынужден вечно терпеть это неприятие, которое приводило его в бешенство. Так появился концепт отстранения, исключения, лежащий в основе главных противостояний высших сил (Апоп против Ра, Сет против Осириса…).
Что же до ночи, то она стала царством злых сил, родившихся в результате этих событий, и символом Апопа.
ФАЛЬШИВЫЕ ДРУЗЬЯ
Так древние египтяне называли гиксосов, семитских завоевателей, которые в результате миграций индоевропейских народов обосновались в Египте. Построив свою столицу Аварис в дельте Нила, они сумели основать две династии в Египте XVII и XVI веков до н. э. Три их последних правители носили имя Апоп. Однако в этом не следует видеть нечто большее, нежели простое фонетическое совпадение, ведь Апоп — это греческий вариант имени. Гак что миф о завоевателях, настоящих людях-Апопах, по-видимому, не был основан на реальных событиях!
Хаос как необходимость
Мир, задуманный демиургом, с самого начала времен оказался хрупким. И поскольку он не мог вместить (и даже просто вообразить) несотворенное, оно автоматически было отвергнуто. Имелись «не востребованные сущности космогонии, оказавшиеся враждебными по отношению к упорядоченному миру, не из тупой злобы, а из-за того, что он уменьшил их территорию. Таким образом, они боролись, чтобы вернуть то, что, как они полагали, было у них отнято. Солнечный демиург и всё сотворенное, которое он увлек за собой в сияющем шлейфе, сражались, в свою очередь, за то, чтобы сохранить приобретенное, т. е. за свое существование. Из постоянного противостояния этих двух сил рождается равновесие. Но вне зависимости от своих желаний творение всегда несет на себе отпечаток ночи» (Д. и К. Микс).
Выпивающий Нил
Действительно, мир постоянно пребывает в состоянии творения и борьбы с хаосом. Каждое утро день одерживает победу над ночью и возрождается; каждый вечер ночь побеждает день и вновь становится угрозой для солнечного светила, ослабленного неподходящими для него условиями. И каждые сутки с наступлением ночи Апоп внезапно появляется из сумрака и пытается перевернуть или разломать солнечную ладью, путешествующую по водам. Это трагедия, которой необходимо избежать любой ценой; действительно, крушение ладьи и гибель ее божественного экипажа станет неотвратимым концом для процесса творения, и мир, который мы знаем, исчезнет бесследно.
Следует отметить, что волнообразные движения тела Апопа в глазах египтян были подобны песчаным отмелям, которые иногда показывались из вод Нила при понижении уровня реки. Египтяне хорошо знали об этих опасных явлениях, способных перевернуть их суда. По легенде, Апоп, появившись, наполняет свое чудовищное тело водами Нуна, и в результате обнажается песчаное дно, на которое в любой момент может сесть солнечная ладья. Таким образом, победить Апопа — значит вынудить его извергнуть проглоченную воду. Воду, необходимую, как мы помним, и для движения судов, и для ирригации.
Первое мгновение, первая битва
Эта угроза существует со времен сотворения мира. Тексты сообщают нам, что в то самое мгновение, когда демиург собрался ступить на первую сушу (воплощением которой был бог Татенен), выступившую из океана (воплощенного в образе Нуна), перед ним из тех же вод явился чудовищный змей. Началось сражение, из которого вышел победителем демиург. Но эта битва была лишь первой в бесконечной череде столкновений между мировым порядком (богом Ра) и хаосом (Апопом).
С самого первого мгновения Апоп был угрозой для всего мира. Несмотря на то, что по мере сотворения хаос был вынужден отступать все дальше и дальше, это все же было именно отступление, а не уничтожение. И Ра прекрасно это понимал: зло, беспорядок, несотворенное — словом, все то, воплощением чего был Апоп — рано или поздно вновь окажется у него на пути. Не будучи созданными, эти злые силы не могли быть уничтожены, — в лучшем случае, на время остановлены.
Легендарное гелиопольское сражение
Одно из первых противостояний, в которых столкнулись Апоп и Ра, известно нам благодаря великолепной сохранности некоторых текстов: текстов, рассказывающих о том, что памятная битва состоялась прямо на территории Гелиополя, столицы бога Ра, вскоре после сотворения мира. Змей появился под именем «того, кто охвачен своим пламенем» в сопровождении двадцати таких же мятежников, как он. Ра, который тогда еще был один, попытался противостоять ему, построив стену из циновок. Однако она не задержала нападающих ни на мгновение, настолько велика была их ярость.
Апоп сумел застать Ра врасплох и бросился на него. Казалось, что все потеряно, как вдруг невесть откуда появилась женщина с заплетенными в косы волосами. Обольстительное создание отвлекло внимание демона, и, в конце концов, Ра сумел одержать победу. Кем была эта загадочная особа, мы не знаем… Но очень вероятно, что в роли спасительницы выступила персонифицированная рука демиурга, посредством которой он в одиночестве сотворил сам себя.
Встревоженный первыми нападениями Ра понял, что отныне Апоп представляет нешуточную угрозу, и больше не терял бдительности.
Ра настороже
Следующая атака действительно была внезапной, и тьма сгустилась настолько, что Ра был вынужден спрятать свой глаз, чтобы защитить его. По другой версии мифа, Апоп проглотил око Ра (которое, напомним, символизирует спасительный разлив Нила), но боги заставили чудовище извергнуть проглоченное. Ра необходимо было чем-то вооружиться на случай повторения подобных атак и без устали сражаться со змеем-разрушителем, особенно на рассвете и на закате его солнечного путешествия. Он поручил двум божественным рыбам плыть перед его ладьей и сообщать ему обо всех препятствиях и о появлении врагов. Благодаря им солнечная ладья могла прокладывать курс между песчаными отмелями — или, иными словами, между кольцами змея Апопа.
Тем не менее Ра знал, что ему нужно подготовиться к сражению с Апопом, главным козырем которого был эффект неожиданности.
Защититься от Апопа
Так Ра стал путешествовать в сопровождении других богов и богинь, способных его защитить. Прежде всего, его спутником был Сет, глашатай, возвещающий о появлении бога солнца, который вдобавок к этой должности получил задачу охранять его. Согласно легенде он, стоя на носу ладьи с копьем в руках, сражается со змеем, вынуждая его извергнуть проглоченную воду и нанести ответный удар. Кроме того, своего прародителя оберегает Исида. Эта богиня владеет крайне эффективным и страшным оружием — магией. Она лишает Апопа всех его чувств, и потерявший ориентацию змей бросает попытки напасть.
И, наконец, приходит очередь гелиопольского кота. Этот кот на самом деле всего лишь одна из аватар солнечного бога, который для битвы предпочитает превратиться в хищника. Вооруженный ножами кот кромсает змея и одерживает победу над ним. Это противостояние изображено на знаменитой фреске из гробницы Инерхауи, расположенной в Дейр-эль-Медине и датирующейся периодом правления XX династии.
Плененный, раненый, но…
Кроме того, в «Книге врат» упоминается о тринадцати обезьянах с сетями в лапах, которые ловят и связывают Апопа. Пронзенный ударом копья Апоп изрыгает воду. После этого его тут же разрубают на части. Древние египтяне верили, что след этих сражений можно увидеть в красноватых облаках на закате солнца. Действительно, что же еще, если не кровь Апопа, может окрасить небеса в подобный цвет?.. В «Книге Амдуат» говорится также о Селкет, богине-скорпионе, и о боге, «направляющем ножи». Именно они, удерживая голову и хвост змея, пронзают его тело кинжалами. И наконец, оказавшись перед пламенем, которое испускает око Гора, чудовище обращается в прах и его существование прерывается. Но эта победа отнюдь не конец противостояния Ра и Апопа. На следующий день с наступлением ночи угроза появится, как ни в чем не бывало.
Апопа невозможно уничтожить полностью, и это означает, что силы хаоса тоже вечны, их можно только на время удержать. Временную победу постоянно приходится подтверждать, день за днем и ночь за ночью.
Небытие, не существование
Апоп таится в самом густом мраке, во враждебном мире, отвергнутом (как и змей!) и вытесненном за пределы мира сотворенного. В этой черной и бесконечной пустоте пребывают души грешников, многочисленных существ, которые, не получив спасения в час последнего суда, стали нежитью! Добавим к ним заклятых врагов бога Ра с Апопом во главе. Этот ужасный мир — мир небытия; полная противоположность всему, что было создано и упорядочено демиургом Ра.
Апоп, или противоположность мира
В Апопе, детище этого хаоса, заключено все необходимое для его существования. Так что гибель змея — это не более чем видимость, и возрождение его предрешено. Ведь Апоп необходим миру! Чтобы был порядок, необходим беспорядок, для ясности необходим хаос, для добра необходимо зло… Апоп — это все то, что мы отвергаем… и что без конца возвращается к нам.
Мехен, анти-Апоп
В лице Мехена Ра обрел анти-Апопа. Мехен — не кто иной, как змей, миссия которого состоит в защите Ра, плывущего на ладье. Своим телом он обвивает каюту, в которой разместился Ра. Именно в такой сцене Мехен изображен на многочисленных фресках, к примеру, в гробнице Рамсеса I в Долине Царей. «Тексты саркофагов», начиная с эпохи Нового царства, ссылаются на этого таинственного змея. Хотя на первый взгляд противостояние двух змей может показаться удивительным, на самом деле оно вполне естественно: эти создания нередко борются между собой и в природе.
НЕЙТ — ДЕМИУРГ?
Согласно текстам Эсны, Апопа породила богиня Нейт. Однако во многих других произведениях речь идет о демиурге… Так кто же все-таки создал Апопа, Нейт или демиург? Оба! Ведь Нейт называли «матерью матерей, отцом отцов». Связь богини с первичными водами вполне закономерно отождествляет ее с творением. Кроме того, ее изображали как андрогинное существо: на треть женщина, на две трети мужчина! И если в текстах Эсны говорится о Нейт (а не о Ра) в роли демиурга, то все дело в том, что в этом храме египтяне поклонялись именно ей, а также ее супругу, богу Хнуму, который тоже был демиургом.
Ра в образе кота убивает змея-Апопа
Ра в образе кота убивает змея-Апопа
Огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра.
Обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра.
Каждое утро и каждый вечер (когда солнце выходит из нижнего мира и с началом ночного путешествия) на солнечный корабль нападает демон в виде змеи, создает опасность состоянию мира. Кровь побежденного и раненого Апопа окрашивает небо в красный цвет.
Когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду.
В сражении, повторяющемся каждую ночь Ра побеждает и заставляет изрыгнуть воду обратно.
В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-Апопу.
С помощью колец своего тела, описываемых как «песчаные отмели», змей пытается помешать пути солнца.
«Змея-великанша» олицетворяет соперника бога и является символом могущественных сил тьмы.
В этом Апоп отождествляется (в поздний период) с врагом богов Сетом.
Заклинания против Апопа постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца. Многие ритуальные тексты касаются «низложения Апопа» и образуют магическую защиту, означающую «Она действительно спасает его от любого зла».
Приверженцы Сета и даже змея Апоп становятся жертвами Сахмет.
Крвсный цвет связывали с богом зла Сутехом (Сет) и враждебным змеем Апопом (Апофис). В папирусах эти имена писались красными чернилами.
Водная бездна — олицетворение опасности или метафора смерти (Апоп, Ермунганд…);
чрево водного чудища — преисподняя, выход из чрева — воскресение (мотив Ионы).
О Ра известно, что он однажды превратился в ихневмона, чтобы победить змею преисподней Апоп.
В «Книге Мертвых» рассказывается, как «большой кот» откусил голову у змеи Апоп, которая угрожала священному дереву Персея.
Стоя на носу солнечного корабля, Сет борется со змеей Апоп.
Гор, сражающийся с Сетом, принявшим облик змея Апопа, это сила Солнца сражающаяся с тьмой.
О боге Сете, который стоит на носу солнечной ладьи и протыкает своим копьем змею подземного царства Апоп, говорится, что у него красные глаза и красные волосы. В связи с диффамацией (очернением) Сета его цвет стал также выражением всего опасного
Среди злых сил выступает соперник бога Солнца — змея Апоп. Царство мертвых кишит демонами-змеями (часть из них с крыльями, часть вытянуты или стоят на ногах), которые изрыгают огонь или вооружены ножами.
Апоп (полоз), как и Сет, в том его качестве, которое роднит его с Тифоном, — это змея тумана, «демон тьмы», разлада и разрушения, и, кроме того, вредоносный аспект палящего солнца.
Каждую ночь выпивающем всю воду подземного Нила — может быть возведён к общеафриканскому мифологическому мотиву Змея-Радуги.
Свет и Жизнь неистребимы
АПОП — Каждый вечер, пройдя дневной путь по небу, египетский бог Солнца Ра в Ладье Миллионов Лет подплывает к западным горам, вблизи города Абидоса, где находился, по верованиям древних египтян, вход в подземный мир — Царство Мертвых. Здесь Ра переходит с дневной Ладьи на ночную. Начинается его плавание по подземному Нилу — не только свой земной мир, но и Царство Мертвых египтяне и представить себе не могли без великой реки. Подземный Нил течет по узкой долине, разделенной двенадцатью воротами на двенадцать частей. Все эти врата охраняются огнедышащими чудовищами.
Охранять солнечный диск от посягательства подземных врагов великому Ра помогают его сын Гор с головой сокола, дочь Хатхор, богиня справедливых законов Маат, ибисо-головый мудрец Тот, бог-змей Нехебкау и бог-волк Упуаут, знающий магические заклинания. Все стражи ужасны, но все они — безобидные невинные создания по сравнению с Апопом. Гигантский пестрый змей Апоп вьется кольцами, а когда вытягивается, достигает в длину 450 локтей. Это примерно 230 метров. Всеми силами Апоп пытается помешать богу Ра и его свите. Он готов для этого на все, даже выпивает воду подземного Нила до капли. Но Ра с помощью других богов поражает Апопа копьями и мечами и, пронзив каждый изгиб его туловища, заставляет изрыгнуть всю проглоченную воду.
Он, великий Ра, Поражает злотворящего змея, Разрубает позвоночник его, И огонь пожирает его, — так сказано в священной книге Древнего Египта, в «Книге Мертвых». Плавание божественной Ладьи продолжается. Все ликуют: Силен Ра — Слабы враги! Высок Ра — Низки враги! Жив Ра — Мертвы враги! Есть Ра — Нет тебя, Апоп!
Ночная Ладья проплывает весь путь по подземному Нилу, Солнце-Ра переходит на дневную Ладью и, сияя всему миру, спокойно скользит в ней по небу. А к вечеру… снова силы света во главе с Солнцем-Ра встретятся с темными силами Апопа, чтобы одержать верх, и вновь возродится Апоп, но вновь Ра вступит с ним в сражение. И так будет без конца, потому что таков закон существования: не может Тьма помешать Свету, не может Смерть не бороться с Жизнью, но победы никому не одержать – Свет и Жизнь неистребимы.
Древнеегипетские ритуалы
Рисунок — змей Апоп
В Древнем Египте были очень популярны солнечные ритуалы, и их обязательной частью было волшебное повержение Апопа. Книга мертвых наполнена описаниями о борьбе Ра и Апопа. Существовало представление о конце света, когда Апоп одерживает победу над богом солнца и повергает мир во тьму. Во время проведения ежегодных ритуалов, жрецы разыгрывали представления, помогая Ра победить змея, тем самым веря, что когда судный день настанет, Ра не даст змею одержать победу и занять свое место.
Кроме всего прочего, Апоп ассоциировался у египтян с враждебно настроенными чужеземцами. Но в Книге мертвых есть описания ритуалов, способных помочь уничтожить змея. Эти ритуалы проводил жрец или царь, которые читали заклинания и совершали ритуальные действия, описанные в ней. Для получения нужного эффекта, необходимо было знать правильные имена и все формы проявления Апопа.
Все они перечислялись написанные на свежем папирусе краской, после чего подвергались немедленному сожжению. В процессе других ритуалов, написанные имена запечатывались в сосуде и закапывались в землю. Считалось, что после всего этого Апоп повержен, однако каждая новая победа была чисто символической, ведь каждый день вместе с солнечным божеством возрождались и его враги.