Изображение

Фото казнённой комсомолки Зои Космодемьянской было найдено в кармане убитого фашистского офицера. Обладатель фото был сражен советской пулей под деревней Потапово, недалеко от Смоленска в 1943 году. Всего в кармане мундира гитлеровского офицера было пять снимков, последовательно фиксирующих этапы казни Зои Космодемьянской, начиная с того, как ее подводят к виселице, и заканчивая финальным кадром мертвой девушки с петлей на шее, лежащей в снегу. Имя этого офицера история не сохранила, только звание — лейтенант, да и так ли оно важно? Какая разница, кем он был, убийца и командир убийц, хладнокровно фотографировавший, как вешают юную партизанку?

.

Он был вовсе не одинок в своем увлечении фотографированием экзекуций — таких снимков немало сохранилось в советских архивах, куда они попали от мертвых или пленных захватчиков. Другое дело, что вот эти конкретные фото запечатлели последние минуты жизни девушки, которая стала известна всей стране после двух публикаций в «Правде» зимой 1942 года за подписью Петра Лидова. Первый очерк, вышедший 27 января, назывался «Таня» — это был псевдоним Зои Космодемьянской, выбранный ею самой в честь героини Гражданской войны. Во втором материале, от 18 февраля, вся страна узнала настоящее имя погибшей героини. Кстати, считается, что советские солдаты не брали в плен военнослужащих вермахта из части, расквартированной в деревне Петрищево, где произошла в полдень 29 ноября 1941 года казнь.

Вернемся к немецкому лейтенанту. Зачем ему нужны были эти снимки? Версии разные. По одной, ему это было нужно для запугивания других советских пленных. По другой — для подъема воинского духа солдат вермахта. Современные психологи, включая Андрея Камина, президента РАТЭПП, считают, что так проявилась тяга к Танатосу — смерти, свойственная человеческой природе, но подавляемая в обычных условиях. Под действием этого же психологического механизма фотографировали издевательства и пытки над заключенными тюрьмы Абу-Грейб американские морпехи.

Опять глумление

В наши дни Зоя Космодемьянская опять оказалась в центре издевательств, теперь уже над ее жизнью, подвигом и памятью. Так, Андрей Бильжо, бывший психиатр, ныне карикатурист, заявил, что Зоя была шизофреничкой и он сам читал ее историю болезни. Но историки не нашли никаких следов помешательства Зои, хотя в ее медицинской карточке добросовестно отражено состояние здоровья.