Лагерный комплекс под городком Освенцим был основан на территории оккупированной Польши, в 50 км от Кракова. Основной лагерь (Аушвиц I) был открыт в июле 1940 года для польских политзаключенных. О нем и пойдет речь в репортаже ниже
Arbeit macht frei — Труд освобождает. Вот такая надпись встречает вас перед входом. Фашисты обманывали людей, внушая им, что если они будут трудиться во благо Третьего Рейха, у них все будет замечательно.
Надпись идентична, но увы, не оригинальная. Оригинальную похитили местные криминальные элементы несколько лет назад
Территория концлагеря Аушвиц представляет собой сохранившийся квартал армейских казарм 30-х годов. Музей здесь создан «по горячим следам» в 1947 году.
Бывшие блоки превращены в музейные комнаты, в некоторых зданиях сохранили оригинальную обстановку.
Практически везде висят таблички, запрещающие фотосъемку, но на это никто особого внимания не обращает.
Банки из-под газа Циклон-Б, которым травили узников.
В одном здании собраны личные вещи узников, отобранные фашистами.
Костыли, протезы.
Обувь.
Детские игрушки.
Самое большое, что меня поразило, это комната размером примерно 30 квадратных метров, с двух сторон заполненная женскими волосами, которые срезали с трупов. Они использовались для перин и подушек. Настолько ужасное зрелище, что ком подходит к горлу. Фотография, увы, этого не передаст. После увиденного особенно остро начинаешь понимать, что фашисты относились к узникам, как к расходному материалу и подопытным мышам. Ужасное впечатление.
Также сильное впечатление оставили оригинальные фотографии узников. В самом начале фотографировали всех, кто попадал в лагерь. Позже от этого отказались.
Опыты доктора Менгеле над детьми.
Карцер в подвальном помещении.
А это «малая» печь в крематории. Позже фашисты решили сжигать людей уже в промышленных масштабах, для чего построили более крупный крематорий уже в Биркенау.
Вот так жили первые «поселенцы».
А это, вероятно, комната допросов и суда. С портретом фюрера.
В самом начале существования концлагеря «приговоры» формально осуществлялись «по закону» и «по решению суда». Потом фашисты на такие «пустяки» уже время не тратили.
Подойти близко к колючей проволоке обозначало расстрел. Многие заключенные не выдерживали и шли «на проволоку» осознанно.
Это стена расстрелов. Реконструкция. Окна в зданиях по бокам были заложены фашистами, чтобы остальные узники «не видели» мучений расстреливаемых.
А это виселица, на которой повесили коменданта концлагеря Рудольфа Хесса. Когда его спросили, о чем он думал, когда отдавал приказы и сам издевался над заключенными, он ответил, что его задача была не думать, а выполнять волю фюрера